Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

Приволжское управление Ростехнадзора контролирует соблюдение предприятиями обязательных требований

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

С основным докладом по проблемным вопросам соблюдения обязательных требований выступил исполняющий обязанности руководителя Приволжского управления Ростехнадзора  А.Ш. Насыбуллин. Вступительная часть доклада была посвящена юбилею Службы.
Алмаз Шайхуллович отметил, что за прошедшие годы Ростехадзором накоплен большой опыт предотвращения аварий на промышленных предприятиях, электростанциях, объектах инфраструктуры. Сформирована мощная научная база, позволяющая проводить экспертизы высокой сложности. 
Сегодня Ростехнадзор совершенствует методы работы, создает эффективную общегосударственную систему мониторинга и регулирования промышленной безопасности. 

Показатели надзорной деятельности  

Под надзором Управления находится более 36 тыс. организаций. В 2019 г. число поднадзорных организаций снизилось на 35 %. Это произошло за счет организаций, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики. Причина — внедрение в конце 2018 г. в этой сфере деятельности риск-ориентированного подхода, изменение критериев и параметров идентификации, в результате которых третья часть организаций электро- и теплоэнергетики были выведены из-под надзора Службы. В основном это небольшие по численности работников и промышленному потенциалу организации.
Из-за снижения числа поднадзорных организаций электро- и теплоэнергетики уменьшилось количество проведенных проверок, кроме того, в 2019 г. не проводились плановые проверки объектов энергетики (схема 1). 

Надзор в области промышленной безопасности ОПО

Управление осуществляет надзор на 3628 предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, расположенные на территории трех субъектов Российской Федерации: Республики Татарстан, Чувашской Республики и Республики Марий Эл.
Всего Управлению поднадзорно 10 084 ОПО, в том числе: 
- в Республике Татарстан — 7604 ОПО;
- в Чувашской Республике — 1430 ОПО;
- в Республике Марий Эл — 1050 ОПО.
Анализ статистики административных наказаний с начала года (схема 2) в первую очередь показывает почти двукратное увеличение числа временных запретов деятельности. К такой мере наказания приходится прибегать, когда на поднадзорном объекте создается угроза жизни и здоровью работников, а работодатель не принимает надлежащих мер по созданию безопасных условий труда на данном объекте. 

Снизилось количество штрафов и, соответственно, выросло число предупреждений. Сумма наложенных штрафов снизилась с 48 млн 267 тыс. руб. до 47 млн 139 тыс. руб.

Предприятия хранения переработки и использования растительного сырья

Управление осуществляет надзор за 182 предприятиями (юридическими лицами) хранения, переработки и использования растительного сырья, имеющих в своем составе 364 опасных производственных объектов по республикам Татарстан, Чувашии и Марий Эл.  За девять месяцев 2019 г. на указанных объектах проведено 35 проверок, при этом было выявлено 527 нарушений правил и норм промышленной безопасности. 
В целом состояние промышленной безопасности на ОПО предприятий хранения, переработки и использования растительного сырья можно считать удовлетворительным. Основными проблемами в части выполнения обязательных требований 
являются: 
- недостаточное оснащение технических устройств, применяемых на
опасных производственных объектах (нории, транспортеры, дробилки) системами взрывопредупреждения и взрывозащиты (реле контроля скорости, датчики подпора, взрыворазрядные устройства);
- несоответствие электрооборудования классам взрывоопасных зон;
- недостаточная обеспеченность зданий сооружений ОПО легкосбрасываемыми конструкциями (ЛСК); несвоевременный осмотр состояния систем взрывозащиты (взрыворазрядителей) норий и другого потенциально опасного оборудования. 

Опасные литейные производственные объекты

Под надзором Приволжского управления Ростехнадзора находятся 45 организаций, осуществляющих деятельность на опасных литейных производственных объектах, из них занимающиеся эксплуатацией металлургических (литейных) производств — 28 организаций. 
В число поднадзорных организаций также входят предприятия, осуществляющие проектирование и разработку документации, организации, проводящие экспертизы промышленной безопасности, а также осуществляющие монтажные и ремонтные работы по литейным производствам. 
Одно из основных замечаний к предприятиям следующее: по представленной от поднадзорных организаций информации во всех
эксплуатирующих организациях разработаны и в установленные сроки пересматриваются планы мероприятий ликвидации (локализации) аварий (ПМЛА). Однако в этих организациях отсутствуют собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования. В основном заключаются договоры с другими профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.

Объекты химической промышленности  

Надзор за объектами в химической промышленности, эксплуатирующей взрывоопасные и химически опасные производственные объекты, объекты спецхимии, в Управлении осуществляется на 84 предприятиях Республики Марий Эл, Республики Татарстан и Чувашской Республики. 
Основное количество выявляемых нарушений отмечается по технической безопасности — 80 %, по организации профилактической работы — 12 %, по оформлению технической документации — 8 %. Большое количество нарушений по технической безопасности свидетельствует о недостаточной требовательности служб производственного контроля. На ряде предприятий не разработан порядок взаимодействия должностных лиц ОПО, служб охраны ОПО с органами исполнительной власти субъектов РФ, территориальными органами ФСБ, МЧС, медицинскими учреждениями и аварийно-спасательными службами по вопросам обмена информацией, проведения совместных учений (тренировок), не достаточно проводятся мероприятия по физической, технологической и информационной защищенности ОПО, где применяются химически
опасные вещества. 

Предприятия оборонно-промышленного комплекса

Надзор за опасными производственными объектами предприятий оборонно-промышленного комплекса в Приволжском управлении Ростехнадзора осуществляется на 12 предприятиях, расположенных на территории Республики Татарстан, Марий Эл и Чувашской Республики. Объекты уничтожения химического оружия на подконтрольной Управлению территории отсутствуют.
Для предприятий оборонно-промышленного комплекса характерны следующие нарушения: 
- неудовлетворительная организация производственного контроля; 
- неисполнение условий безопасной эксплуатации зданий, определенных заключениями экспертизы промышленной безопасности; 
- непроведение или несвоевременное проведение ремонта зданий и сооружений на опасных производственных объектах; 
- неуказание данных обо всех технических устройствах в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, что препятствует правильной и полной идентификации опасных производственных объектов на стадии регистрации. 

Предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности

Приволжское управление Ростехнадзора осуществляют надзор на 190 предприятиях нефтехимической и  нефтеперерабатывающей промышленности, эксплуатирующих взрывопожароопасные производственные объекты.
В целях обеспечения безопасности и повышения противоаварийной устойчивости опасных производственных объектов нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности эксплуатирующим организациям необходима реализация  в полном объеме мероприятий по замене устаревшего, не отвечающего требованиям правил безопасности насосного, компрессорного оборудования;  мероприятий, направленных на доведение ОПО до требований норм и правил в области промышленной безопасности; проведение  экспертных обследований зданий, сооружений, отработавших 20 лет и более. Сложное
положение в части выполнения требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» остается на предприятиях, имеющих в своем составе мазутные хозяйства. В основном это небольшие котельные, в которых мазут используется как резервное топливо.

Объекты магистрального трубопроводного транспорта

Приволжское управление Ростехнадзора осуществляет надзор на объектах магистрального трубопроводного транспорта в 10 организациях и их филиалах, расположенных на территории 11 субъектов России. Общее количество ОПО составляет 291. 
Основные нарушения: 
- несвоевременное проведение технического диагностирования газопроводов, испытаний и освидетельствования сооружений и технических устройств, нарушение сроков проведения экспертиз промышленной безопасности;
- нарушения в организации и осуществлении производственного контроля, необеспечение наличия и функционирования необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами на ОПО;
- несоблюдение требований правил охраны магистральных трубопроводов, правил охраны газораспределительных сетей сторонними организациями (несанкционированное ведение земляных работ и несанкционированные застройки в охранных зонах);
- отсутствие охранной сигнализации по периметру ограждения газораспределительных станций, что снижает антитеррористическую защищенность объекта.  
Объекты нефтедобычи
Надзор за объектами нефтедобычи, объектами ведения горных работ и маркшейдерский контроль осуществляются на 305 предприятиях Республики Татарстан, Республики Марий Эл, Чувашской Республики.
Из них:
- предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты нефтедобычи, — 45, 
- предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты горнорудной промышленности (взрывные и маркшейдерские работы, оборонно-промышленный комплекс), — 23, 
- специализированных организаций, занимающихся проектированием опасных производственных объектов, — 46, 
- организаций, занимающихся строительством опасных производственных объектов, — 26, 
- организаций по монтажу, наладке, ремонту и обслуживанию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, — 32,
- организаций по проведению экспертизы промышленной безопасности, — 12, 
- организаций по подготовке и переподготовке работников, задействованных в эксплуатации опасных производственных объектов, — 7.
Из выявляемых нарушений выделено недостаточно эффективная  подготовка и переподготовка специалистов и персонала предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Вследствие этого причинами аварий и травм на производстве все чаще становятся ошибочные решения специалистов, незнание персоналом базовых требований безопасности производства работ, нарушений технологий производства работ и некачественное функционирование системы производственного контроля.

Подъемные сооружения на ОПО

Управление по состоянию на 01.10.2019 г. осуществляет надзор за 1347 подконтрольными организациями (юридическими лицами), эксплуатирующими 27 486 подъемных сооружений на ОПО. 
Во исполнение поручения заместителя председателя Правительства РФ А.Г. Хлопонина от 08.02.2017 г. № АХ-П9-682 «Совершенствование контрольной (надзорной) деятельности в отношении организаций, эксплуатирующих подъемные сооружения» было запланировано проведение 138 проверок организаций, эксплуатирующих башенные краны. По состоянию на текущий момент проведено 115 проверок, результаты внесены в Реестр БК. Отменено 23 проверки по причине исключения ОПО из государственного реестра ОПО. 
Наиболее характерные нарушения при эксплуатации грузоподъемных механизмов: нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации технических устройств; нарушение ведения технической документации; недостаточное осуществление производственного контроля.
Выездные проверки проводятся в основном в рамках государственного строительного контроля, также проводятся внеплановые проверки по фактам аварий и несчастных случаев на ОПО, где применяются ПС. 

Системы газораспределения и газопотребления

Управлением осуществляется надзор за 2431 организацией, осуществляющей свою деятельность на ОПО систем газораспределения и газопотребления. 
За девять месяцев текущего года было проведено 874 обследования, выявлено 4043 нарушения обязательных требований. Вынесено 290 постановлений по привлечению к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 12 600 тыс. руб. Составлен 21 протокол о временном запрете деятельности систем газопотребления, вынесено 115 предупреждений. 
Наиболее часто встречающимися нарушениями требований промышленной безопасности являются: 
- неосуществление производственного контроля юридическим лицом в соответствии с утвержденным положением об осуществление производственного контроля;
- несогласование плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями;
- истечение срока службы технических устройств.
Особое внимание при проведении надзорных мероприятий уделяется соблюдению требований Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 г. № 878, состоянию и содержанию охранных зон газопроводов. 

Оборудование, работающее под давлением

По надзором Управления находится 663 организации, эксплуатирующих 12 037 технических устройств на ОПО тепло- и электроэнергетики, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С.
Под контролем Управления находятся 2598 паровых и водогрейных котлов, 8448 сосудов, работающих под давлением, трубопроводы пара и горячей воды общей протяженностью 165 км, 122 газонаполнительные станции и испытательные пункты баллонов. 
Основными нарушениями, отмеченными при проверках,  которые, как показывает практика, являются причинами возникновения аварий и несчастных случаев, являются:
- неудовлетворительная организация производственного контроля;
- неисполнение условий безопасной эксплуатации зданий, определенных заключениями экспертизы промышленной безопасности; непроведение или несвоевременное проведение ремонта зданий и сооружений на опасных производственных объектах;
- неуказание данных обо всех технических устройствах в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, что препятствует правильной и полной идентификации опасных производственных объектов на стадии регистрации;
- несоответствие электрооборудования классам взрывоопасных зон;
- не обеспечено наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами на опасном производственном объекте; 
- нарушение порядка проведения аттестации в области промышленной безопасности руководящего состава и инженерно-технического персонала;
- несоблюдение сроков и порядка проведения регламентных работ по техническому обслуживанию оборудования, некачественное проведение данных работ;
- истечение срока службы технических устройств.

Безопасность лифтов

Приволжским управлением Ростехнадзора проводятся плановые проверки соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию лифтов. Надзор осуществляется за 1694 организациями.
За девять месяцев 2019 г. было проведено 322 проверки, в том числе 118 плановых проверок, в ходе проведения которых было выявлено 835 нарушений, по итогам проверок выданы предписания с указанием срока выполнения выявленных нарушений. 21 организации наложены штрафы на сумму 244,3 тыс. руб., применено два приостановления деятельности, вынесено 12 предупреждений. 
Наиболее характерные нарушения:
- недостаточный контроль работниками обслуживающей организации за обеспечением безопасности лифтов;
- нарушение ведения технической документации;
- в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (TP ТС 011/2011) лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего технического регламента в срок, не превышающий семи лет с даты вступления в силу настоящего технического регламента (то есть до 15.02.2020 г.). Однако на сегодняшний день организациями, эксплуатирующими лифты, не разработаны графики мероприятий приведения лифтов в соответствие с требованиями Технического регламента.

Федеральный государственный энергетический надзор

За девять месяцев 2019 г. Приволжским управлением в сфере энергобезопасности проведено 5275 внеплановых обследований (из них по выполнению предписаний — 427). По результатам проверок  составлено 1522 протокола об административных правонарушениях на общую сумму 8910,8 тыс. руб., применено 16 приостановлений деятельности, вынесено 145 предупреждений.  Были допущены в эксплуатацию 1211 новых и реконструированных объектов энергетики.
В то же время количество административных наказаний субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предупреждения за впервые совершенное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля, увеличилось почти в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 
Основные нарушения, выявленные при проведении проверок в области энергетики:
- не проводится своевременная проверка знаний у ответственных лиц, их заместителей и персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации энергоустановок, отсутствие подготовленного персонала;
- не осуществляется систематический контроль за зданиями и сооружениями; 
- не проводятся в объемах, предусмотренных нормами, испытания и измерения электрооборудования и аппаратов электроустановок котельных; 
- не проводится техническое освидетельствование (диагностирование) технологических систем и основного электрооборудования после истечения установленного срока службы с целью оценки состояния, установления сроков и условий дальнейшей эксплуатации;
- не в полном объеме проведены капитальные ремонты энергооборудования; 
- в ряде организаций отсутствуют заключения экспертизы промышленной безопасности газового оборудования, находящегося в эксплуатации свыше 20 лет; 
- эксплуатация котлов ведется без докотловой обработки воды;
- эксплуатация баков аккумуляторов ведется с нарушением требований правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.

Надзор за безопасной эксплуатацией ГТС

С начала 2019 г. проведено 323 проверки поднадзорных Управлению организаций по вопросам безопасности и технического состояния ГТС, из них: 59 плановые проверки, 265 — внеплановых проверок. Выявлено 2111 нарушений обязательных требований нормативных документов. Было вынесено 102 постановлений об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 649,1 тыс. руб.
Типовые нарушения безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений:
- право собственности ГТС не оформлено;
- отсутствует утвержденная в установленном порядке декларация безопасности ГТС, в том числе: 
- экспертиза безопасности ГТС; 
- утвержденные критерии безопасности ГТС;
- не разработаны правила эксплуатации ГТС;
- плохое состояние ряда сооружений (ухудшения показателей прочности материалов) в связи с тем, что они отработали нормативный срок службы;
- отсутствие служб эксплуатации и обученного квалифицированного персонала;
- отсутствие проектно-техничес-кой документации на местах.
В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 26.11.2015 г. № 481 «Об установлении перечня объектов, имеющих гидротехнические сооружения, подлежащих декларированию» Приволжское управление Ростехнадзора ежегодно направляет на согласование с территориальными органами МЧС России и органами исполнительной власти субъектов РФ перечень объектов, имеющих гидротехнические сооружения, поднадзорные Ростехнадзору, подлежащие декларированию безопасности. В соответствии с данным графиком все ГТС, эксплуатируемые на территории Республики Татарстан, Чувашской Республики, Республики Марий Эл, должны быть задекларированы до конца 2021 г.
Приволжским управлением Ростехнадзора за непредставление деклараций безопасности ГТС в 2018 г. и 2019 г. в соответствии с графиком виновные юридические и  должностные лица были привлечены к административной ответственности в виде штрафов.

Государственный строительный надзор

Общее количество строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства, подлежащих надзору Управления, составило 474 объекта, поступило 69 извещений о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства, 65 извещений об окончании строительства, реконструкции объектов капитального строительства. 
За девять месяцев 2019 г. Управлением выдано 54 заключения о соответствии объекта установленным требованиям.  415 поднадзорных объектов капитального строительства  ЗОС не получили. 
В 2019 г. выросло количество нарушений в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований и пожарной безопасности.
Основными нарушениями, установленными в ходе осуществления государственного строительного надзора, являются:
- невыполнение требований проекта и отступления от проектных решений; 
- отсутствие или низкий уровень строительного контроля;
- отсутствие проектов производства работ, технологических карт при работе с подъемными сооружениями;
- неукомплектованность исполни-тельно-технической документации;
- несвоевременное извещение о начале производства СМР органов государственного строительного надзора;
- отсутствие допуска у подрядных организаций на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства.
Приволжское управление Ростехнадзора продолжит свою деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области промышленной и энергетической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, государственного строительного надзора на всех поднадзорных Управлению объектах.

Все статьи рубрики