Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

ПрISOединение к ВТО. Круглый стол "Вступление России в ВТО. Проблемы внедрения предприятиями систем ISO 14000, OHSAS 18000"

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

25 сентября по инициативе Правительства Удмуртской Республики, руководст-ва Чепецкого механического завода, Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике, редакции журнала «Промышленная и экологическая безопасность» в Доме профсоюзов был проведен круглый стол на тему «Вступление России в ВТО. Проблемы внедрения предприятиями Удмуртской Республики системы управления и обеспечения контроля экологических аспектов деятельности предприятия в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14000 и системы управления и обеспечения контроля профессиональной безопасности и охраны труда в соответствии с требованиями международного стандарта OHSAS 18000».

Докладчики круглого столаПовышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности
В работе круглого стола приняли участие руководители министерств и ведомств УР, представители территориальных и федеральных органов исполнительной власти по УР, ОАО «Чепецкий механический завод», а также руководители промышленных предприятий и организаций республики.

Фефилов Сергей СамоновичВо вступительном слове ведущий круглого стола Председатель Государственного комитета УР по труду Сергей Самонович Фефилов подчеркнул, что актуальность вопросов, предлагаемых для обсуждения, определена прежде всего тем, что современные процессы экономической интеграции России в международное сообщество выдвигают новые требования к системе управления предприятиями, ориентированные на международные стандарты. Предприятия вынуждены реагировать на эти изменения в виде динамичных стратегий менеджмента.

 Общепризнанным критерием оценки соответствия деятельности предприятия международным требованиям является наличие внедренной системы менеджмента, отвечающей требованиям международных стандартов:
ISO 9000 (система менеджмента качества);
ISO 14000 (система менеджмента окружающей среды);
OHSAS (система менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда), что подтверждается соответствующим сертификатом.

В странах Евросоюза многие организации переходят на интегрированные системы менеджмента (ISO 9000, ISO 14000 и OHSAS 18000) с целью экономии времени и средств на создание и сертификацию вышеуказанных систем менеджмента.

Интегрированные системы менеджмента позволяют увеличить гибкость производства, внедрять новую технику, повышать качество продукции, изменять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителей – и все это при постоянном снижении издержек производства. Это уже подтверждается практикой ряда предприятий России и Удмуртии, где такая система внедрена или находится на стадии внедрения.

В результате предприятие обеспечивает свою привлекательность для инвесторов, так как система менеджмента, соответствующая мировым стандартам, будет гарантом исключения внеплановых экономических потерь, возникающих в результате аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также повышает конкурентоспособность на рынке.

Задача №1, которая решается при внедрении на предприятии международных стандартов управления – повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
 
Период адаптации к ВТО составит пять лет
Курочкин Леонид АлександровичО влиянии вступления России в ВТО на деятельность промышленных предприятий Удмуртской Республики рассказал министр промышленности и транспорта УР Леонид Александрович Курочкин.

«Ожидаемое вступление России в ВТО вызывает  со стороны регионов достаточно много как пессимистических, так и оптимистических ожиданий», – начал свое выступление глава Минпром-транса Удмуртии.

Удмуртская Республика принадлежит к числу промышленно-развитых регионов России. Сегодня более 250 предприятий республики интегрированы в систему внешнеэкономического сотрудничества. Его география включает 90 стран мира. В целом внешнеторговый оборот по итогам 2006 года составил более одного миллиарда долларов США и увеличился в 1,7 раза к уровню предыдущего года. Объем экспорта продукции вырос в 2 раза по сравнению с предыдущим периодом и составил более 791 млн долларов, из них более половины приходится на экспорт машиностроительной продукции.

Однако основной объем продукции предприятий ориентирован  на внутренний рынок. Поэтому ожидаемое вступление России в ВТО поставило  перед предприятиями и органами государственной власти республики задачу выбора адекватных инструментов промышленной политики, которые позволили бы существенно повысить конкурентоспособность предприятий и максимально защитить традиционные и перспективные внутренние рынки сбыта. А с другой стороны – использовать возможности, предоставляемые членством в ВТО для расширения экспорта. Выбор этих инструментов диктовался проблемами обеспечения конкурентоспособности и имеющимися в распоряжении региональных властей и предприятий ресурсами.

 Леонид Александрович Курочкин выделил основные проблемы, связанные с обеспечением конкурентоспособности:
- высокий износ производственных фондов;
- недостаток инвестиционных ресурсов;
- недостаток информации о рынках сбыта;
- рост стоимости энергоресурсов;
- недостаточный уровень развития кооперации, аутсорсинга;
- дефицит квалифицированных кадров, в том числе специалистов в области ВТО;
- недостаточная активность по внедрению международных стандартов качества, особенно среди предприятий малого бизнеса;
- недостаток информации по практике работы в условиях ВТО.

Результаты ежегодного мониторинга «Готовность предприятий Удмуртии к вступлению и  деятельности в условиях ВТО», проводимого Министерством промышленности и транспорта, показывают, что основными факторами, оказывающими негативное влияние на деятельность в  условиях ВТО, по мнению предприятий, является рост стоимости энергоресурсов, отсутствие информации и специалистов, подготовленных к работе в условиях ВТО, снижение импортных тарифов. 

После присоединения к ВТО ставки импортного тарифа России будут связаны на согласованном с партнерами уровне и не смогут быть повышены (за исключением строго определенных случаев). Наиболее существенными положительными факторами, которые повлечет за собой вступление России в ВТО, отмечаются:
- снижение стоимости импортных ресурсов, оборудования, комплектующих;
- расширение кооперации с иностранными производителями и разработчиками;
- повышение эффективности защиты прав на интеллектуальную собственность;
- увеличение возможности доступа к иностранным кредитным ресурсам и страхованию;
- формирование стабильного и предсказуемого законодательства.

 Для большинства предприятий республики период адаптации к работе в условиях ВТО составит от года до пяти лет.
Созданная в Удмуртской Республике законодательная база позволяет использовать систему мер государственной поддержки субъектов промышленной деятельности. Эта система включает предоставление налоговых льгот, бюджетных кредитов на инвестиционные, инновационные цели и на пополнение оборотных средств, субсидирование части процентной ставки по коммерческим  кредитам и возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей предприятиям, реализующим инвестиционные проекты.

Среди наиболее крупных промышленных проектов, получивших государственную поддержку, следует упомянуть важнейший для республики проект «Производственное развитие ОАО «ИжАвто» на период 2005-2011 годов».  Другой пример – в лесопромышленном комплексе – организация производства декоративных пленок для ламинирования ДСП ОАО «Увадрев-Холдинг» с участием австрийского инвестора.  Из проектов, наиболее проблемных в плане работы в условиях ВТО отраслей, к которым относят легкую промышленность, следует отметить проекты технического перевооружения ЗАО «Сактон» и ЗАО «Шаркан-трикотаж».

Организована работа по сохранению и развитию кадрового потенциала промышленности. Созданы ресурсные образовательные центры по швейным профессиям и металлообработке, регулярно проводятся конкурсы профессионального мастерства по ключевым для республики рабочим профессиям.

Еще одно направление – это стимулирование внедрения систем менеджмента качества на основе международных стандартов. Разработан проект республиканской целевой программы «Качество и конкурентоспособность продукции, работ и услуг в Удмуртской Республике», которая будет способст-вовать внедрению предприятиями систем менеджмента качества, соответст-вующих ISO 9000, ISO 14000.

Традиционным направлением остается информирование предприятий в рамках ежегодных семинаров, проводимых  совместно с Минэкономразвития и Минпромэнерго Российской Федерации. 

Результаты ежегодного мониторинга показывают, что за период с 2002 по 2006 год информированность предприятий об условиях вхождения России в ВТО возросла. Доля предприятий, осуществляющих подготовку к работе в условиях ВТО, увеличилась с 43 до 60%. Предприятиями республики проводятся мероприятия по сертификации продукции, разработке и реализации мер по повышению конкурентоспособности продукции, осуществлению патентной защиты продукции и прав на интеллектуальную собственность.

  Вместе с тем следует отметить, что остаются предприятия, которые не реализуют мероприятия по подготовке к работе в условиях ВТО. Необходимо активизировать эту работу. Особое внимание следует уделить вопросам технического перевооружения, развитию аутсорсинга, сертификации систем менеджмента качества, патентной защите продукции, подготовке кадров для работы в условиях ВТО. При этом целесообразно использовать те механизмы государственной поддержки со стороны Правительства Удмуртской Республики, которые уже были упомянуты ранее.

Интеграция народного хозяйства РФ в мировую экономику, одним из элементов которой является перманентный процесс по вступлению нашего государства в ВТО, приводит к унификации требований к ведению любого бизнеса.

На передовой линии
Сухарев Сергей БорисовичГлавным элементом этого процесса является необходимость сертификации предприятий в соответствии с международными стандартами. В первую очередь это осознали хозяйствующие субъекты, активно занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. И одним из таких является ОАО «Чепецкий механический завод» (ЧМЗ).

По словам генерального директора ОАО ЧМЗ  Сергея Борисовича Сухарева, в основу стратегической политики ОАО ЧМЗ в области качества поставлены три основные цели:
- повышение конкурентоспособности фирмы;
- полное удовлетворение потребителей и других заинтересованных сторон;
- получение устойчивой прибыли для дальнейшего развития производства в интересах общества.

 На предприятии система менеджмента качества была введена в 1997 году, система менеджмента окружающей среды – в 2004, система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда – в 2007 году.

С 27 по 31 августа 2007 года на предприятии специалистами аудиторской компании ООО «Интерсертифика-ТЮФ» совместно с «ТЮФ-Тюринген» был проведен сертификационный аудит системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда на соответствие OHSAS 18001 – 1999.  По итогам аудита было принято решение о том, что деятельность ЧМЗ соответствует требованиям OHSAS 18001 – 1999.  Внедрение и совершенствование данных систем является эффективным инструментом экономического роста предприятия, отвечающим целям устойчивого развития.

Учитывая пожелания и предложения иностранных партнеров, а также для обеспечения конкурентоспособности продукции на мировом рынке руководством предприятия было принято решение о начале работы по приведению действующей на предприятии системы охраны окружающей среды в соответствие с требованиями международных стандартов ISO серии 14000.
Работа по приведению действующей системы охраны окружающей среды была начата с составления Программы, которая предусматривала основные мероприятия по ее внедрению, а именно:
- обучение основам экологического менеджмента;
- анализ исходного состояния по отношению к окружающей среде;
- распределение ответственности;
- разработка документов, описывающих процедуры функционирования системы менеджмента окружающей среды.
Благодаря оценке воздействия на окружающую среду, ранжированию проблем руководство предприятия выделяет ключевые виды деятельности:
- системный подход в природоохранной деятельности, четкое распределение обязанностей, большая ответственность облегчает решение проблем;
- уменьшение затрат за счет рационализации потребления воды, энергии, сырья, снижения объемов образующихся отходов;
- учет интересов всех сторон, затрагиваемых экологическими аспектами деятельности предприятия;
- значительное уменьшение воздействия на окружающую среду.

На предприятии разработана процедура регулярного мониторинга выбросов, сбросов загрязняющих веществ. Работы по проведению мониторинга ведутся на основании утвержденных графиков содержания загрязняющих веществ в промышленных выбросах, атмосферного воздуха, объектах внешней среды, загрязненности сточных вод предприятия, сбрасываемых в реку Чепца. Мониторинг осуществляют аккредитованные лаборатории предприятия.

Ежегодно на предприятии разрабатываются планы природоохранных  и водоохранных мероприятий. ЧМЗ имеет всю разрешительную документацию в области охраны окружающей среды. Разрешения на сбросы, выбросы, лимиты на образование и размещение отходов производства и потребления, лицензии на водопользование продлеваются своевременно.

В ходе круглого стола к директору предприятия, которое на данный момент имеет все три сертификата, возникли вопросы по проблемам внедрения международных систем. Сергей Борисович Сухарев заметил, что главная проблема – психология людей, которые привыкли к наработанным и устоявшимся методам, поэтому все новое воспринимается с трудом.

Представители Чепецкого механического завода сделали заявление о том, что готовы поделиться опытом с предприятиями, только начинающими сертификацию в соответствии с международными стандартами.

Руководитель «Удмуртского государственного центра стандартизации, метрологии и сертификации» Яков Наумович Крымский затронул тему внедрения сертификации международных стандартов в республике и в мире в целом, а также рассказал о республиканских органах сертификации. «Сегодня в мире по международному стандарту ISO – 9000 сертифицировано около 700 тыс. предприятий. Темпы сертификации составляют 40% в год», – начал свое выступление Яков Наумович Крымский. Набирает обороты внедрение системы экологического менеджмента ISO – 14000. Здесь темпы сертификации еще выше – 70% в год.  На сегодняшний день сертифицировано по этим международным стандартам 90 тыс. предприятий в мире.

Что делается в республике?
- Если в 2004 году по ISO – 9000 были сертифицированы всего 36 предприятий, то в 2007-м их насчитывается около 90. Вроде бы прилично, но если брать в процентном соотношении, получается примерно 3% в год. Конечно, этого недостаточно, тем не менее по ISO – 9000 Удмуртия обгоняет такие развитые регионы, как Чувашия, где вопрос внедрения международных систем качества взят на президентский контроль.  На данный момент по системе ISO – 9000 там работают всего 54 предприятия.

Российское законодательство предусматривает 19 систем обязательной сертификации и 300 систем добровольной. В том числе очень много систем, связанных с внедрением международных стандартов. Поэтому прежде чем предприятие приступит к сертификации, необходимо изучить наиболее рейтинговые и приз-нанные в России и мире системы, на которые необходимо ориентироваться.

В республике действует пять организаций, которые наделены правом сертифицировать предприятия. Это НИЦ ЭКАС и ФГУ «Государственный природоохранный центр», работающие на рынке более 7 лет, а также относительно «молодые» – Удмуртский центр сертификации, Удмуртский государственный центр стандартизации, метрологии и сертификации и предприятие Иж-Стандарт-Тест.

Предприятия не уделяют внимания сертификации
Чеботарев Михаил ЮрьевичПо словам заместителя руководителя Управления Ростехнадзора по УР Михаила Юрьевича Чеботарева,  предприятия  пока еще уделяют мало внимания сертификации. До тех пор пока предприятие работает в штатном режиме,  к внедрению систем сертификации серии ISO и OHSAS никто не проявляет заинтересованности, аргументируя тем, что на нем действуют свои положения. Однако в ходе расследования несчастных случаев выясняется, что действующие на предприятии системы совершенно неэффективны.

Почему это происходит? Во-первых, большие огрехи подготовки персонала,  в этой области ситуация настолько серьезна, что в настоящее время в масштабах страны системой Ростехнадзора проводится полная ревизия всех учебных комбинатов. Будет выясняться, кто учит, как учит, кого учит. В настоящее время выборочная подготовка специалистов, когда 100-часовой курс читается за 5 часов и выдается диплом, к примеру, крановщика, не выдерживает никакой критики.  Во-вторых, следует отметить слабое функционирование внутренних систем качества и внутренних систем управления.  Поэтому внедрение ISO-9000 и ISO-14000 (и уж тем более  OHSAS 18 000) Управление Ростехнадзора рассматривает в первую очередь как ревизию существующих систем управления на предприятии. ISO-9000  дает сильный эффект. Предприятие начинает проводить ревизию, оглядываясь, в каком состоянии  находится производственный цикл, потому что в рамках сертификации предприятие смотрит и на потери непроизводственного характера. Это соответственно снижение стоимости единицы продукции, оптимальное движение сырья и материалов.

Генеральный директор Иж-Стандарт-Тест Соколова Наталья Михайловна дала несколько комментариев и советов по выбору органов и систем сертификации.

Иж-Стандарт-Тест обучил и имеет штатного аудитора по экологическому менеджменту. Органом по сертификации систем менеджмента качества, который входит в нашу организацию, за два с половиной года выдано около 30 сертификатов соответствия ISO. Что характерно и интересно:   наблюдается тенденция получения предприятиями сертификатов сразу по двум направлениям – в системе ГОСТ Р и в интегрированной системе менеджмента. Второй сертификат предполагает развитие, а сертификат ГОСТ Р – давняя известная надежная система сертификации системы менеджмента качества. Иж-Стандарт-Тест проводит подготовку специалистов-разработчиков системы менеджмента качества и внутренних аудиторов. Проводятся информационные семинары совместно с факультетом управления качеством ИжГТУ и Удмуртским региональным отделением академии проблем качества по донесению основ международных стандартов серии ISO – 9000,  OHSAS –18 000, ISO – 14000 и порядке их внедрения. Также предприятие занимается сертификацией продукции. Одним из показателей высокого рейтинга является сотрудничество с зарубежными производителями, для которых Иж-Стандарт-Тест сертифицирует продукцию, которую они поставляют на российский рынок.

Участники круглого стола, обсудив вопросы сертификации систем управления охраной окружающей среды и систем управления охраны труда на промышленных предприятиях Удмуртской Республики, сформулировали следующие предложения:
 - разработать комплекс мер, стимулирующих хозяйствующие субъекты активизировать усилия по модернизации систем управления охраной окружающей среды и систем управления охраной труда и сертификации их в соответствии с международными стандартами;
- определить законодательные и нормативные решения для создания организационных и экономических условий для модернизации систем управления охраной окружающей среды и систем управления охраной труда и сертификации их в соответствии с международными стандартами;
- разработать комплекс мер по подготовке специалистов в соответствии с требованиями международных стандартов ISO14000 и OHSAS18000, по внедрению, адаптации и корректировки учебных модульных программ профессионального образования, основанных на компетенциях  международных стандартов;
- обеспечить информационное сопровождение процессам, связанным с модернизацией систем управления охраной окружающей среды и систем управления охраной труда с целью распространения опыта хозяйствующих субъектов, сертифицировавших производство в соответствии с международными стандартами ISO14000 и OHSAS18000.

Все статьи рубрики