Пожары на объектах размещения ТКО особо опасны
Митюкова Ралина Закировна
помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, юрист 3 класса
Номер журнала:
Рубрика:
Пожары на объектах размещения твердых коммунальных отходов (ТКО) представляют повышенную опасность для человека и окружающей среды в связи со сложностью их тушения и выделением вредных загрязняющих веществ при горении отходов. Кроме того, зачастую объекты размещения отходов находятся в непосредственной близости от лесов, что создает угрозу распространения возгорания на лесные насаждения.
Нормативная база
Требования пожарной безопасности определены федеральными законами: Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», иными федеральными нормативными правовыми актами, а также принятыми во их исполнение сводами правил, такими как Свод правил «СП 8.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 г. № 178, Свод правил «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 г. № 175, (далее свод правил 5.13130.2009) и другими.
Наиболее распространенным нарушением требований является отсутствие подъездных путей к объекту для проезда мобильных средств пожаротушения.
Реальная опасность
Проверки, проведенные Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой в 2019 г., показали, что объекты размещения твердых коммунальных отходов в республике не соответствуют многим требованиям пожарной безопасности. Было выявлено 51 нарушение, руководителям трех организаций внесены представления об устранении нарушений закона, также они привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ «Нарушение требований пожарной безопасности». По результатам прокурорского вмешательства организациями приняты меры для устранения выявленных нарушений.
Типичные нарушения
Наиболее распространенным нарушением требований является отсутствие подъездных путей к объекту для проезда мобильных средств пожаротушения. Подъездные пути должны быть проложены с одной стороны при ширине объекта не более 18 м и с двух сторон при ширине более 18 м. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей, обеспечивать проезд пожарной техники в любое время года при любых погодных условиях.
Ненадлежащим образом обеспечивается водоснабжение объектов размещения отходов для целей пожаротушения, а именно:
- объекты обустраиваются недостаточным количеством пожарных резервуаров, искусственных водоемов;
- объекты не обеспечиваются объемом воды, необходимым для наружного пожаротушения;
- резервуары и водоемы располагаются при наличии автонасосов дальше, чем в 200 м от объекта, либо дальше, чем в 100-150 м при наличии мотопомп;
- отсутствуют указатели направления движения к пожарным гидрантам и резервуарам, что создает препятствия для работы спасательных служб при тушении пожаров.
На объектах размещения отходов не устанавливаются либо устанавливаются в недостаточном количестве пожарные щиты. Встречаются случаи, когда пожарные щиты укомплектованы средствами пожаротушения не полностью.
Лицам, эксплуатирующим объекты размещения отходов, следует обратить внимание на необходимость оснащения зданий и сооружений, имеющихся на объекте размещения отходов, автоматическими установками пожарной сигнализации. Требования к оснащению объектов пожарной сигнализацией установлены в частности в своде правил 5.13130.2009.
Противопожарный барьер
Согласно п. 72(3) Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, должны обеспечивать ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером. Проверки, проведенные природоохранной прокуратурой, показывают, что данные мероприятия лицами, чьи объекты размещения отходов расположены на территориях, прилегающих к лесу, должным образом не выполняются.
Согласно данным Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике возгорания на объектах размещения отходов на территории республики являются достаточно частым явлением. Организациям, эксплуатирующим такие объекты, следует обратить особое внимание на обеспечение требований федерального законодательства о пожарной безопасности, а также соответствующих требований утвержденной проектной документации.
Проверки, проведенные Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой в 2019 г., показали, что объекты размещения твердых коммунальных отходов в республике не соответствуют многим требованиям пожарной безопасности.