Пожарный надзор – 2021: новое в проведении проверок
Титов Валентин Алексеевич
заместитель начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике, подполковник внутренней службы
Номер журнала:
Рубрика:
В целях реализации положений Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 г. № 1016 внесены изменения в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре. С вопросами, касающимися обновления правил и порядка проведения проверок, редакция журнала обратилась в Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике.
- Валентин Алексеевич, на Ваш взгляд, на какие принципиальные изменения в проведении проверок следует обратить особое внимание руководителям предприятий и организаций?
- Определены виды контрольных (надзорных) мероприятий и профилактических мероприятий, а также набор контрольных (надзорных) действий для каждого вида контрольного (надзорного) мероприятия.
Например, в ходе проведения выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- отбор проб (образцов);
- инструментальное обследование;
- экспертиза.
При этом в рамках контрольного (надзорного) действия «осмотр» проводится визуальное обследование территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, за исключением жилых помещений в жилых домах. В ходе осмотра в обязательном порядке осуществляется фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований.
Положением о федеральном государственном пожарном надзоре помимо индикаторов риска причинения вреда (ущерба) определены 15 критериев добросовестности. При выполнении условий критериев добросовестности у каждого объекта защиты появляется возможность значительно снизить индивидуальные показатели тяжести потенциальных негативных последствий пожаров, что в свою очередь позволяет отнести объект к более низкой категории риска.
- Какие изменения внесены в перечень видов плановых и внеплановых проверок?
- Должностными лицами государственного пожарного надзора проводятся следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- выездная проверка.
Расширен перечень видов внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- выездная проверка;
- документарная проверка;
- выборочный контроль.
Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля, без предварительного уведомления. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление производственным объектом. Срок его проведения не может превышать 10 рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
В случае если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.
Выездная проверка, как инспекционный визит, проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, контрольный (надзорный) орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
Предметом выборочного контроля является исключительно соблюдение контролируемыми лицами требований в отношении продукции, установленных техническими регламентами. Срок проведения выборочного контроля определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы.
- Какой смысл вложен в понятие «категория риска»? Как определяется категория риска объекта?
- При осуществлении федерального государственного пожарного надзора используемые гражданами и организациями объекты надзора подлежат отнесению к одной из категорий риска. Отнесение к определенной категории риска осуществляется на основании порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска в соответствии с приложением к положению о федеральном государственном пожарном надзоре.
При этом многоквартирные жилые дома высотой до 28 метров, линейные объекты, открытые плоскостные автостоянки, открытые склады лесоматериалов и твердого топлива, земельные участки, не являющиеся соответствующими земельными участками, на которых размещаются здания и сооружения, подлежат отнесению к категории умеренного риска.
При отсутствии решения об отнесении объекта надзора к определенной категории риска объект надзора считается отнесенным к категории низкого риска.
Положением о федеральном государственном пожарном надзоре помимо индикаторов риска причинения вреда (ущерба) определены 15 критериев добросовестности. Отмечается, что при выполнении условий критериев добросовестности у каждого объекта защиты появляется возможность значительно снизить индивидуальные показатели тяжести потенциальных негативных последствий пожаров, что в свою очередь позволяет отнести объект к более низкой категории риска.
- Как влияет категория риска на периодичность проверочных мероприятий?
- Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:
- для категории чрезвычайно высокого риска — выездная проверка один раз в год;
- для категории высокого риска — выездная проверка один раз в два года;
- для категории значительного риска — выездная проверка один раз в три года;
- для категории среднего риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр
или выездная проверка не чаще чем один раз в пять лет;
- для категории умеренного риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка не чаще чем один раз в шесть лет.
В отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
- Кто определяет категорию риска объекта? Если расчет категории риска был сделан неверно, каковы действия инспектора? Можно ли изменить категорию риска?
- В соответствии с п. 49 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре отнесение объекта надзора к определенной категории риска осуществляется инспектором, закрепленным за этим объектом надзора.
По запросу контролируемых лиц орган государственного пожарного надзора (подразделение государственного пожарного надзора) предоставляет
им информацию о присвоенной используемым ими объектам надзора категории риска, а также сведения, использованные при отнесении таких объектов к определенной категории риска.
Правообладатели объектов надзора могут подать в установленном порядке
в орган государственного пожарного надзора (подразделение государственного пожарного надзора) мотивированное заявление об изменении ранее присвоенной используемым ими объектам категории риска.
- Каков порядок проведения фото- и видеосъемки при проведении проверки?
- Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается должностными лицами государственного пожарного надзора самостоятельно. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований осуществляется в следующих случаях:
- при проведении контрольного (надзорного) мероприятия на объекте надзора, правообладателем которого создавались (создаются) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий;
- в случае если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности, или проводится осмотр;
- при отборе проб (образцов) продукции (товаров), в том числе в ходе проведения выборочного контроля исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов) продукции (товаров).
Для фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений требований пожарной безопасности при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения требований пожарной безопасности.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, а также с учетом требований, предъявляемых к эксплуатации взрывопожароопасных помещений.
- Что еще изменилось в процессе проведения проверочных мероприятий?
- В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создан в том числе единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато после внесения
в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения
за соблюдением обязательных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
Также положениями Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» определены следующие контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые без взаимодействия с контролируемым лицом:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- выездное обследование.
Такие контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в целях оценки достоверности поступивших в контрольный (надзорный) орган сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, например, при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций.
Под наблюдением за соблюдением обязательных требований понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений.
Под выездным обследованием понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом, а контрольные (надзорные) действия осуществляются на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектах.
Если в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, должностными лицами государственного пожарного надзора могут быть приняты следующие решения:
- решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;
- решение об объявлении предостережения.
- Какие виды профилактических мероприятий будут проводиться органами государственного пожарного надзора? В каких случаях данные мероприятия проводятся?
- Органы государственного пожарного надзора осуществляют профилактику пожаров в форме профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности.
Органами государственного пожарного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
- информирование;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит;
- обобщение правоприменительной практики.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется в ходе профилактических визитов, а также контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие с контролируемыми лицами.
Консультирование по обращениям контролируемых лиц и их представителей проводится в части разъяснения вопросов, связанных с организацией и осуществлением федерального государственного пожарного надзора и обеспечения пожарной безопасности, а также разъяснения прав и обязанностей контролируемых лиц.
Консультирование проводится в устной форме, за исключением случаев, когда контролируемое лицо письменно заявляет о направлении ему письменного ответа.
Проведение обязательных профилактических визитов предусматривается в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, а также в отношении объектов, на которых осуществляется деятельность в сфере дошкольного и общего образования, детских лагерей, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи вне зависимости от присвоенной категории риска не позднее чем в течение одного года с даты получения информации о начале осуществления их деятельности либо вводе объекта в эксплуатацию.
Профилактический визит проводится должностными лицами органов государственного пожарного надзора в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица.
Срок проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о требованиях, предъявляемых к объекту надзора, соответствии объекта надзора критериям риска, об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий.
По результатам профилактического визита в течение пяти рабочих дней с даты проведения должностным лицом органа государственного пожарного надзора оформляется и вручается под роспись контролируемому лицу (направляется в установленном порядке) экземпляр листа профилактической беседы, содержащий информацию, доведенную до контролируемого лица в ходе профилактического визита.
В ходе профилактического визита может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов надзора к категориям риска.
- Какие решения и действия инспектора можно обжаловать в досудебном порядке? Как осуществляется данная процедура?
- Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
- решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
- актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
- действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
- оставляет жалобу без удовлетворения;
- отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
- отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
- признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.