Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Пожарная "революция"

 

Номер журнала: 

Активная законотворческая работа, направленная на урегулирование и совершенствование законодательства в вопросах обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, является одним из приоритетных направлений деятельнос-ти МЧС России. Важнейшим ее результатом в 2008 году стала разработка и принятие Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Введение в действие этого закона позволит, прежде всего, навести порядок в обилии нормативных актов, регламентирующих сферу пожарной безопасности.

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности принят и вступит в действие с 1 мая 2009 года. Закон вводит понятие и норму декларации пожарной безопасности. Подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта добровольно берет на себя обязательства по выполнению требований по пожарной безопасности и несет ответственность за их соблюдение. При этом ему предоставляется право самому выбирать способ обеспечения пожарной безопасности своего объекта. Это может быть независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), государственный пожарный надзор, подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) или же другие формы.


Более подробно о регламенте расскал в ходе интернет-интервью в компании «Гарант» статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Андреевич Пучков.

- Владимир Андреевич, чем вызвано принятие Федерального закона N 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и что, на ваш взгляд, изменится с его принятием?
- Необходимость принятия данного закона очевидна. Во-первых, на сегодняшний день в России действует более 2000 нормативных правовых актов в области пожарной безопасности, которые содержат свыше 150 000 требований. Эти документы имеют разную юридическую силу, зачастую дублируют и противоречат друг другу. Поэтому принятие Федерального закона ликвидирует всевозможные толкования этих юридических требований. Во-вторых, сам факт, что требования в области пожарной безопасности регламентированы Федеральным законом, говорит о том, что пройдены все необходимые процедуры. В подготовке положения этого законопроекта выполнены все процедуры, позволившие снять излишние административные барьеры, излишнюю нагрузку. В-третьих, выполнены все необходимые процедуры. Мы учли мнение бизнес-сообщества и граждан, очень активно принимавших участие в подготовке данного законопроекта. Самое главное, законопроект являлся общедоступным, он был размещен на сайте. Каждый гражданин РФ, находясь в любой точке страны, может в реальном масштабе времени прочитать как отдельные статьи этого законопроекта, так и получить законопроект в целом. Ранее это было невозможно, потому что 2000 документов, содержащих 150 000 требований, имели только специалисты.

- Насколько будут ощутимы изменения в деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям России в связи с принятием данного технического регламента? Имеются ли уже какие-либо трудности, с которыми вам предстоит столкнуться при применении данного регламента после его вступления в силу?
- Регламент вступает в силу 1 мая 2009 года. Специальным законопроектом установлен переходный период - 9 месяцев. За это время мы должны в соответствии с законодательством РФ подготовить национальные стандарты и своды правил в области пожарной безопасности. Хочу подчеркнуть, что существует соответствующая процедура подготовки данных нормативных правовых актов. Очень активно в этой работе участвуют специалисты, эксперты общественных организаций, бизнес-сообщества. Это и «Опора России» и «Деловая Россия», РСПП и ряд других организаций, которые позволят нам находить взаимоприемлемые решения в сфере нормирования пожарной безопасности. Поэтому мы планируем обустроить эту сферу не только нормативно, но и полностью перестроить деятельность надзорных органов в области пожарной безопасности.

- Насколько мне известно, в МЧС РФ в настоящее время осуществляется подготовка предложений по внесению в Кодекс об административных правонарушениях РФ изменений, ужесточающих ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в учреждениях с массовым пребыванием людей. Соответствует ли данная информация действительности и в какие нормативно-правовые акты планируется внесение изменений в связи с принятием технического регламента о пожарной безопасности?
- С одной стороны, у нас существует очень много проблем, особенно в местах с массовым пребыванием людей, в вопросах обеспечения пожарной безопасности и защиты тех людей, которые находятся в этих зданиях. С другой стороны, существует ошибочное мнение, что необходимо усилить наказание: увеличить штрафы, расширить перечень должностных лиц, которые будут подвергаться штрафам и т.д. Я считаю, что главные направления деятельности МЧС России в указанной сфере это обеспечить комплексное решение всех вопросов в области пожарной безопасности, обеспечить сотрудничество работников надзорных органов и руководителей этих предприятий и организаций для решения вопросов пожарной безопасности. И главное - не наказать соответствующих руководителей, а помочь решить вопросы пожарной безопасности. Если руководитель предприятия, организации с пребыванием большого количества людей не понимает важности вопроса безопасности, то, в крайнем случае, речь идет о привлечении его в установленном порядке к административной ответственности. Но это уже исключительные случаи.

- В разработке данного технического регламента принимали участие представители бизнеса и многие другие лица. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что это за представители, насколько учтены их интересы при принятии данного регламента?
- Отмечу, что учитывались не интересы каких-то отдельных организаций или отдельно взятых социальных групп. Мы исходили из интересов человека, потому что самая главная ценность - это человеческая жизнь, человек, и он должен быть защищен, в том числе и от пожаров. Кроме того, понимая, что это является серьезной комплексной проблемой, которая, с одной стороны, затрагивает интересы бизнес-сообщества (требует больших и серьезных финансовых затрат), с другой стороны, напрямую касается интересов государства, потому что если государство устанавливает требования, следовательно, оно обязано обеспечить надзор и контроль за их соблюдением, при этом требований не должно быть слишком много. Чтобы не доводить ситуацию до абсурда, на начальном этапе подготовки законопроекта мы очень плотно работали со всеми крупными организациями: «Опора России», «Деловая Россия», «Союз российских промышленников и предпринимателей», рядом общественных организаций.
Также мы очень активно сотрудничали на площадке Государственной Думы РФ, на площадке Совета Федерации РФ, в интернет-пространстве с интернет-сообществами для того, чтобы иметь четкую, ясную и понятную картину о том, какие пункты данного законопроекта нужно упростить, какие нужно изъять, а какие, наоборот, необходимо усилить. Хочу отметить, что мы полностью убрали требования к малому и среднему бизнесу. В этом законопроекте нет требований к малым предприятиям в области пожарной безопасности. Мы усилили требования к объектам с массовым пребыванием людей. Это касается школ, детских домов, детских дошкольных учреждений, домов престарелых, больниц, кинотеатров, то есть тех объектов, которые должны находиться под пристальным вниманием со стороны органов надзора. Мы усилили требования к важным для национальной безопасности страны объектам. Перечень их утвержден Правительством РФ и является достаточно ограниченным. Это объекты, которые являются основой экономики страны, с одной стороны.
С другой стороны, в своих производственных процессах они используют потенциально опасное вещество, аварийно-химические опасные вещества, пожаро-, взрывоопасные вещества. Поэтому они должны обеспечить не только защиту в области пожарной безопасности работающего персонала, но и тех людей, которые живут вблизи данных предприятий. Все это мы постарались учесть. И только на последнем этапе в данный законопроект по предложению всех общественных организаций и специалистов, о которых я сказал выше, было внесено более 1000 законопоправок. А перед вторым чтением на площадке ГД РФ в этот законопроект было добавлено более 180 поправок.

- Аудит пожарной безопасности - это совершенно новая система для России. В чем она заключается и чем обусловлено данное нововведение? В чем вы видите его преимущество?
- Это совершенно новая для РФ и очень современная цивилизованная система взаимоотношения бизнеса и вопросов безопасности, ведения этого бизнеса, в том числе и в области пожарной безопасности. Как я уже говорил, органы надзора не будут контролировать малый бизнес, он просто не подпадает под действие закона. Но малый бизнес заинтересован в своей защите. Поэтому внедряется система независимой оценки риска, когда собственник, владелец предприятия, самостоятельно выбирает способ защиты. Он может решить этот вопрос своими силами, без привлечения каких-либо специалистов-экспертов: просто заполняет от руки 1 лист декларации пожарной безопасности. К нему прикладывается перечень нормативных документов, которые бизнесмен обязуется выполнять. Запечатывает все это в конверт и уведомительным порядком направляет в органы госпожнадзора. И все. Органы госпожнадзора его не проверяют. Но если, не дай Бог, у него происходит пожар и он нанес ущерб третьим лицам, или пострадали люди, он несет полную ответственность за то, что произошло. Никто другой.
Это первый шаг к выстраиванию цивилизованных отношений в сфере сохранения бизнеса, потому что следующий шаг  - это страхование имущества. Бизнесмен, думающий о перспективе, должен застраховать свои риски. Для этого их должны оценить специалисты, которые работают в этой сфере. С этой целью производится комплексная оценка, включающая независимую оценку риска и аудит безопасности. Бизнесмен получает объективные данные по своему предприятию, сам принимает решение. Это опасно. Я вкладываю деньги в развитие производства, нанимаю еще 100 рабочих и лучше построю еще цех, который, может быть, завтра у меня сгорит, а, может, и нет. В результате он идет в страховую компанию, где ему не будут страховать риски или будут это делать, но по очень высоким ставкам. Это объективная система контроля, объективная система повышения безопасности деятельности, особенно наших малых предприятий, которая позволит в значительной мере решить вопросы безопасности бизнеса и повысить эффективность деятельности страхового сообщества в целом.

- Расскажите подробнее о полномочиях независимых экспертов.  Какие существенные изменения в связи с этим могут произойти в процедуре государственного контроля в нашей стране?
- Все на самом деле очень просто. Государство не вмешивается в деятельность конкретной организации, оно должно создать условия для работы бизнес-сообщества. С одной стороны, мы должны помогать и поддерживать добросовестных из числа бизнес-сообщества. С другой стороны, - создавать определенные препятствия (в хорошем смысле слова) для недобросовестных представителей бизнес-сообщества или просто неподготовленных руководителей, которые не всегда знают, какие меры нужно соблюдать в вопросах безопасности, не могут обеспечить защиту своего персонала и адекватно оценить риски перед третьими лицами.
Я могу привести десятки и сотни примеров, когда молодые, перспективные ребята брали кредиты, вкладывали свои реальные деньги, начинали развивать предприятие и потом в один день оставались ни с чем, потому что все сгорало. Оставались с ворохом проблем: кредит надо гасить и возмещать ущерб третьим лицам. Поэтому еще раз хочу сказать, что мы создадим условия, чтобы в сфере оказания экспертных услуг появилась конгломерация организаций, которые будут иметь в штате соответствующих специалистов и добросовестно конкурировать друг с другом. Ни один федеральный орган исполнительной власти не будет вмешиваться в их деятельность, они будут действовать только на основании законодательства РФ.
Единственный механизм контроля - это добровольная аккредитация этих организаций МЧС России. Но если вы захотите работать в соответствии с нашими методическими рекомендациями, вы набираете соответствующих специалистов, которые должны иметь соответствующую квалификацию, выходите на рынок и начинаете осуществлять свою деятельность. Если вы захотите,  можно добровольно аккредитоваться при МЧС России, не захотите - работайте. У каждого есть право работать в этой сфере. Но тот человек, который придет к вам и будет подписывать договор об оказании экспертных услуг, конечно же, посмотрит на уровень подготовки экспертов, которые будут работать, и на состояние вашей экспертной организации и т. д.
Конечно, странно слышать, что лицензии не будет, что никто проверять тоже не будет. Должны заработать рыночные механизмы. Но государство и МЧС России как один из представителей государства заинтересованы в создании соответствующих условий. Для  решения этого вопроса мы очень плотно работаем с бизнес-сообществом.
Как ни странно, сторонниками вопросов администрирования со стороны МЧС России являются представители и «Опоры России», и РСПП.  Их логика такова: в условиях конкуренции выиграют недобросовестные предприятия, те, кто будет экономить на безопасности, на технологиях, использовать дешевую, неквалифицированную рабочую силу и т. д. Поэтому бизнес-сообщество сейчас нас буквально заставляет усилить администрирование в этой сфере на начальном этапе. Мы пока против.

- Какие еще принципиальные нововведения в новом техническом регламенте заслуживают внимания?
- Cамое главное, что мы в сфере пожарной безопасности будем жить по Федеральному закону. В нем содержится очень много нового, остановлюсь на основном.
Первое, у нас впервые законом регламентировано время прибытия пожарно-спасательных подразделений к месту пожара: в городе - до 10 минут, в сельской местности - до 20. Это очень жесткие нормативы, но мы сознательно пошли на их ужесточение. С одной стороны, это повысит готовность сил и средств, которые задействованы для ликвидации пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. А, с другой - наши граждане должны знать, если человек по телефону 01 обратился с каким-то вопросом, с какой-то проблемой, я уже не говорю, что это пожар или чрезвычайная ситуация, он должен получить реальную, конкретную помощь, в городе - за 10 минут, в сельской местности - за 20 минут. Второе, мы впервые законом установили норму - одна миллионная риска гибели на пожарах. Что это значит? В год в России от огня у нас должно гибнуть не более 142 человека. К сожалению, у нас ежедневно гибнет сейчас в зимний период, я жуткие цифры назову, вот сегодня за сутки погибло 82 человека. А в период праздников резко возрастает количество проблем в этой сфере, количество пожаров в 1,5 раза, в некоторых регионах - в 2 раза, а количество погибших - в 1,5 раза. К сожалению, это жестокая статистика.
Поэтому введены достаточно жесткие требования нормирования рисков в этой сфере с тем, чтобы обеспечить комплексную работу всех федеральных органов исполнительной власти, всех органов исполнительной власти субъектов РФ, всех органов местного самоуправления. Плюс установили норму риска для потенциально опасных объектов - 10 в минус четвертой степени, то есть одна десятитысячная, это тоже достаточно жесткая регламентация. Она налагает очень большую ответственность на те предприятия или организации, где очень высокие риски на производстве и дает права работнику, требовать от своего работодателя соответствующих компенсаций за те риски и угрозы, которым он подвергается на своем рабочем месте. А также ряд новых введений, в том числе законом мы регламентировали и систему аудита безопасности, о которой говорили выше. В том числе, мы впервые законом регламентировали права собственника на выбор способа защиты своего объекта. В том числе, мы впервые защитили малый и средний бизнес в этой сфере, дав им нормативные требования в области пожарной безопасности и убрав систему надзора и контроля, которая мешала им работать.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа РR"