Пластиковую тару могут запретить
Номер журнала:
Рубрика:
Семнадцатого июня 2019 г. Совет по правам человека при президенте РФ (далее совет) принял рекомендации по итогам спецзаседания, посвященного предотвращению образования отходов.
Как отмечается в документе, сегодня в России насчитывается около 15 тыс. только легальных объектов размещения отходов (полигонов, свалок, объектов захоронения), которые совокупно занимают территорию площадью около 4 млн га. Эта территория ежегодно увеличивается на 300-400 тыс. га.
В 2018 г. совет зафиксировал значительный рост жалоб и социальных протестов, вызванных нарушениями в сфере обращения с отходами. В начале 2019 г. в 30 регионах России прошли масштабные «антимусорные» протесты. По мнению совета ситуация усугубляется тем, что на территории страны при ежегодном росте образования ТКО отсутствуют последовательные меры по предотвращению этого процесса. Причина в том, что существующая система обращения с отходами не соответствует порядку приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами.
О порядке приоритетов
С 01.01.2015 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», направленные на модернизацию системы обращения с отходами и закрепляющие направления государственной политики в области обращения с отходами, которые расположены в следующем порядке (иерархии) в соответствии с их приоритетностью:
- максимальное использование исходных сырья и материалов;
- предотвращение образования отходов;
- сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработка отходов;
- утилизация отходов;
- обезвреживание отходов.
Однако, по мнению совета, до сих пор комплексных мер по реализации двух высших по приоритетности направлений — «максимальное использование исходных сырья и материалов» и «предотвращение образования отходов» — не принималось.
Суть приоритетов
Разъясняя суть приоритетных направлений, совет отмечает, что к высшим приоритетам госполитики по обращению с отходами относятся не обработка, утилизация или обезвреживание отходов, а меры, направленные на увеличение потенциала максимального и длительного использования потребительской продукции (товаров, тары и упаковки), не позволяющие исходному сырью и материалам стать отходами. Сюда следует отнести стимулирование и популяризацию использования населением и юридическими лицами многооборотных (многоразовых) товаров, тары и упаковки, а также поддержку проектов по их ремонту и модернизации.
По поводу второго по иерархии направления — «предотвращение образования отходов», говорится, что наиболее эффективной мерой станет последовательное сокращение и вывод из оборота одноразовых, неизвлекаемых и трудноперерабатываемых (многослойных, композитных, немаркированных) товаров, тары и упаковки немедицинского назначения.
В то же время утвержденные на федеральном и региональном уровнях меры развития отрасли обращения с отходами противоречат закрепленному приоритетному порядку. Так, национальный проект «Экология» и включенные в него федеральные проекты «Чистая страна» и «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», а также территориальные схемы обращения с отходами субъектов Российской Федерации не содержат целевых показателей и мер по реализации высших приоритетов госполитики по обращению с отходами и сводятся лишь к трем наименее приоритетным направлениям (обработка, утилизация и обезвреживание). Более того, территориальные схемы обращения с отходами субъектов Российской Федерации содержат прогнозные показатели по росту образования отходов вместо его сокращения.
Одноразовые товары
С каждым годом отходов становится все больше. Если в 2000 г. на одного человека в среднем приходилось около 220 кг ТКО в год, то в 2010 г. этот показатель вырос до 330 кг и в настоящее время превышает 400 кг в год. По данным Росприроднадзора усиленный рост образования отходов коммунального сектора связан, в первую очередь, с активным использованием упаковки и упаковочных материалов.
Неконтролируемый рост использования одноразовых потребительских товаров, тары и упаковки немедицинского назначения и их низкая извлекаемость из общего потока ТКО приводит к захламлению и пластиковому загрязнению территорий, оказывая негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей, а также причиняет значительный ущерб таким видам экономической деятельности как туризм, рыболовство и судоходство. Именно одноразовые пластиковые изделия являются основным источником загрязнения акваторий и прибрежных территорий, составляя до 50 % морского мусора.
В свою очередь, Минприроды России отмечает, что «… накапливание отходов пластика является чрезвычайно важной проблемой для окружающей среды. Несмотря на существующий уровень технологического развития в сфере обработки и утилизации отходов, позволяющий использовать экологически безопасным способом все виды пластика, объем повторно вовлеченных в хозяйственную деятельность таких отходов остается ниже, чем количество пластика, попадающего в окружающую среду...».
Тара и упаковка. Цифры и факты
По информации Минприроды России в стране перерабатывается всего 7-8 % ТКО. Среди основных причин столь низкого процента переработки выделяет скачкообразный рост потребления населением товаров (продукции) и увеличение количества упаковочных отходов.
Доля собираемости отдельных компонентов ТКО для последующего вовлечения в хозяйственный оборот характеризуется крайне низкими показателями. Так, по данным Минпромторга России, коэффициент собираемости макулатуры на сегодняшний день в России составляет всего 30 %, отходов из полиэтилена — 20 %, отходов из полипропилена — 17 %, отходов из поливинилхлорида — 12 %, отходов из полистирола — 12 %, отходов из термопластика — 12 %, отходов стеклотары — 7,5 %.
Ежегодно на свалки и в окружающую среду отправляется не менее
9 млн т макулатуры, 2 млн т пластика и 0,5 млн т стекла. Вместе с тем значительная доля вышеуказанных компонентов ТКО, «выпадающих» из экономического цикла, приходится на потребительскую продукцию кратковременного (одноразового) использования: отходы тары и упаковки.
Необходимо стимулировать производство и использование в тароупаковочном хозяйстве многоразовой упаковки, а также переработку отходов упаковочных материалов для их повторного возвращения в производство.
Напомним сроки разложения некоторых видов тары и упаковки:
Позиция федеральных органов
Совет ссылается на подтверждение обоснованности выводов позициями Минпромторга России, Минприроды России и Роспотребнадзора:
- «…в части разработки программы по предотвращению образования отходов через поэтапное сокращение оборота одноразовых, неизвлекаемых и трудноперерабатываемых товаров, тары и упаковки, Минпромторг России считает, что предложение соответствует приоритетным направлениям государственной политики в области обращения с отходами и готов рассмотреть данную программу, принимая во внимание интересы нефтехимической промышленности и последствия для бизнеса в области производства указанных товаров, тары и упаковки…» (Информация Минпромторга России № ЕВ-12229/17 от 26.02.2019 г.).
- «…Минприроды России поддерживает инициативу введения запрета на продажу одноразовых изделий из пластика, как инструмент, направленный на снижение степени негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, однако в условиях рыночной экономики запрет на производство и использование товаров должен иметь достаточную обоснованность и учитывать возникающие для хозяйствующих субъектов экономические последствия…» (Информация Минприроды России № 08-25-06/12414 от 30.05.2019 г. ).
- Роспотребнадзор считает целесообразным «…установление обязательных норм многократности использования отдельных видов тары и упаковки...», «…нормативное закрепление стимулирования производства и использования в тароупаковочном хозяйстве многоразовой упаковки…», а также «…законодательное закрепление поэтапного сокращения (вплоть до полного запрета) на производство одноразовых пластиковых пакетов для розничной торговли…» (Информация Роспотребнадзора № 02/7302-2019-13 от 24.05.2019 г.).
Первые ласточки
Положительным примером является инициатива Комитета по культуре Ленинградской области, запретившем использование пластиковой посуды, полиэтиленовых пакетов и упаковки при проведении культурно-массовых мероприятий, а также в подведомственных комитету государственных учреждениях.
Совет отмечает роль розничной торговли в предотвращении образования отходов и максимальном использовании исходного сырья и материалов. Мировой опыт подтверждает эффективность предотвращения образования отходов через сокращение количества одноразовой упаковки и своевременную реализацию продуктов питания с истекающим сроком годности. Так, отмена раздачи бесплатных пакетов только двумя торговыми сетями России привела к предотвращению образования ежемесячно до 70 т отходов полиэтилена. В годовом пересчете это равноценно предотвращению попадания на полигоны ТКО 840 т пластиковых отходов.
Пищевые отходы
На долю пищевых отходов, по данным Минпромторга России, приходится 24-35 % от общей массы ТКО. При этом большая часть просроченных продуктов питания фактически уничтожается на полигонах ТКО, что приводит к образованию свалочного газа, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и здоровье граждан. Налоговое регулирование выстроено таким образом, что уничтожение продуктов питания значительно дешевле, чем их передача, например, благотворительным организациям. Объем налоговых отчислений, которые по Налоговому кодексу Российской Федерации организация должна осуществить в рамках передачи товаров на благотворительные цели, может достигать 40 %.
Выход из ситуации
Таким образом, совет рекомендовал Правительству РФ определить перечень одноразовых товаров, которые будут поэтапно выводиться из оборота, установить сроки этого процесса. Также предложено разработать нормативно-правовой акт, закрепляющий меры по поэтапному сокращению (вплоть до полного запрета) производства одноразовых пластиковых пакетов в сфере розничной торговли. Одновременно рекомендовано стимулировать производство и использование в тароупаковочном хозяйстве многоразовой упаковки, а также ее переработку.
В отношении пищевых отходов предложено ввести запрет на захоронение и уничтожение продуктов питания, пригодных для употребления в пищу, а также снять законодательные барьеры по передаче продуктов питания с истекающим сроком годности на благотворительные цели, внести соответствующие изменения в Налоговой кодекс.
Совет рекомендует ввести для импортеров и производителей понижающий коэффициент к сумме экологического сбора в отношении:
- упаковки многооборотного (многоразового) использования;
- упаковки, для изготовления которой используются материалы, утилизация которых осуществляется на территории Российской Федерации.
Повышающий коэффициент к сумме экологического сбора предложено ввести для импортеров и производителей в отношении:
- упаковки одноразового использования;
- упаковки, для изготовления которой используются материалы, утилизация которых на территории Российской Федерации не осуществляется.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить в регионах последовательное сокращение использования населением и юридическими лицами одноразовых, неизвлекаемых и трудноперерабатываемых товаров, а также обеспечить стимулирование и популяризацию использования многоразовой посуды и упаковки.
При подготовке материала использована информация сайта president-sovet.ru.