Перспективы подготовки инженерно-технических кадров по направлению подготовки 000700 "техносферная безопасность"
Номер журнала:
Рубрика:
Министерства образования и науки России и ученые вузов ведут активную работу по совершенствованию образовательного процесса подготовки профессиональных кадров в высших учебных заведениях страны. Предпринята попытка объединить учения о БЖД и ЗОС с целью создания нового направления подготовки кадров «Техносферная безопасность».
В вузах России ведется подготовка кадров по направлению 280100 «Безопасность жизнедеятельности», включающему четыре специальности (таблица 1).
Подготовка кадров по защите окружающей среды (ЗОС) осуществляется по направлению 280200, включающему две специальности (таблица 2).
После присоединения России в 2002 году к Болонской декларации (19 июня 1999 г. в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования. Цель – установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе) руководители Министерства образования и науки России и ученые вузов ведут активную работу по совершенствованию образовательного процесса подготовки профессиональных кадров в высших учебных заведениях страны. Предпринята попытка объединить учения о БЖД и ЗОС с целью создания нового направления подготовки кадров «Техносферная безопасность». В настоящее время разработан проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), реализация которого намечена с 1 сентября 2009 года. Проект ФГОС ВПО предусматривает подготовку выпускников по пяти профилям подготовки:
- «Безопасность жизнедеятельности (БЖД) в техносфере»;
- «Безопасность труда и технологий» (БТТ);
- «Пожарная безопасность» (ПБ);
- «Защита в чрезвычайных ситуациях» (ЗЧС);
- «Защита окружающей среды» (ЗОС).
Профильная подготовка выпускников реализуется по моно- или двухуровневой программам. Обучение по моноуровневой образовательной программе ведется в течение 5 лет и заканчивается присвоением квалификации «специалист» по каждому профилю подготовки. Обучение по двухуровневой образовательной программе предусматривает подготовку бакалавров (I уровень, 4 года) и магистров (II уровень, 2 года). Магистратурой со сроком обучения 2 года предусмотрена подготовка и магистров академических (по степени) и профессиональных (по квалификации) по каждому из пяти профилей подготовки.
Учебные программы подготовки бакалавров, специалистов и магистров (академический и профессиональный) имеют базовые, профессиональные и региональные дисциплины. Обучение бакалавров и специалистов в первые три года ведется по общей программе. Четвертый год обучения бакалавров (у специалистов четвертый и пятый годы обучения) проводится по профильным программам БЖД, БТТ ПБ, ЗЧС и ЗОС.
В результате высшая школа может готовить профессиональные кадры по четырем уровням и пяти профилям подготовки, а именно:
- бакалавр БЖД, БТТ, ПБ, ЗЧС и ЗОС;
- магистр академический по БЖД, БТТ, ПБ, ЗЧС и ЗОС;
- магистр профессиональный по БЖД, БТТ, ПБ, ЗЧС и ЗОС;
- специалист по БЖД, БТТ, ПБ, ЗЧС и ЗОС.
Перечень видов деятельности и организаций – потребителей выпускников вузов по направлению подготовки 000700 «Техносферная безопасность» – приведен в таблице.
Говоря о новациях в сфере образования по техносферной безопасности, следует отметить создание новой естественно-научной дисциплины «Ноксология» – науки об опасностях материального мира Вселенной. Ноксология изучает происхождение и совокупное действие опасностей, описывает зоны и показатели их влияния, оценивает ущерб, наносимый человеку и природе. В задачи ноксологии входит также изучение принципов минимизации опасностей в источниках и защиты от них в пределах опасных зон.
Дисциплина «Ноксология» отражает и систематизирует научно-практические достижения последних лет в области человеко- и природозащитной деятельности, основывается на теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых. Известные знания по безопасности жизнедеятельности и защите природы объединены в рамках одной дисциплины далеко неслучайно. Они имеют общую понятийную основу и неразрывно связаны с понятием «опасность». Кроме того, они имеют общее реальное содержание, обусловленное одинаковостью источников опасностей, действующих на человека, общество и природу, а также значительную общность в средствах защиты.
Таблица 1. Специальности направления 280100 "Безопасность жизнедеятельности"
Код |
Название |
Квалификация выпускника |
280101.65 | "Безопасность жизнедеятельности в техносфере" | Инженер |
280102.65 | "Безопасность технологических процессов и производств" | Инженер |
280103.65 | "Защита в чрезвычайных ситуациях" | Инженер |
280104.65 | "Пожарная безопасность" | Инженер |
Таблица 2. Специальности направления 280200
Код |
Название |
Квалификация выпускника |
180201.65 | "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" | |
180202.65 | "Инженерная защита окружающей среды" |
Таблица 3. Перечень видов деятельности и огранизаций-потребителей выпускников вузов по направлению подготовки 000700 "Техносферная безопасность"
Виды деятельности | Вид организации-потребителей | Уровень и профиль подготовки выпускника |
1. Организация и контроль условий безопасности жизнедеятельности и применения защитных средств, мониторинг опасностей | Предприятия, организации и учреждения всех сфер экономики (отделы БТТ, ПБ, ЗЧС, и ЗОС). Надзорные органы | Бакалавры, магистры профессиональные и/или специалисты соответственно по БЖД, БТТ, ПБ, ЗЧС и ЗОС |
2. Проведение экспертизы безопасности техносферы, мониторинг опасностей, применение коллективных мер и средств защиты от опасностей в городах и регионах | Городские, региональные и федеральные органы управления, проектные организации | Магистры профессиональные и/или специалисты по БЖД в техносфере |
3. Исследование и разработка новых технологий и видов техники Уровень и профиль | НИИ и КБ всех отраслей экономики | Магистры академические по всем профилям подготовки |
4. Разработка специальных видов техники и технологий для защиты работающих и населения | Специализированные центры, НИИ, КБ | Академические и профессиональные магистры, а также специалисты по всем профилям подготовки соответственно |
5. Образовательная деятельность | Школы, ссузы, вузы | Магистры и специалисты всех профилей подготовки Магистры академические по всем профилям подготовки |
6. Мониторинг региональной техносферы природных зон | Организации мониторинга | Бакалавры, магистры профессиональные и специалисты по БЖД, ЗОС |