Переносов по вступлению в силу положений природоохранного законодательства не будет
МОКШАНОВ Иван Владимирович
и. о. руководителя Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике
ЕРЕМИНА Светлана Валентиновна
специалист-эксперт отдела экономики, финансов и бухгалтерского учета Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
О том, как предприятиям и организациям осуществлять свою деятельность в переходный период формирования нового экологического законодательства, обсудили в ходе семинара-конференции «Изменение экологического и природоохранного законодательства и практические вопросы правоприменения. Обращение с отходами и вопросы лицензирования».
Открыл мероприятие Иван Владимирович Мокшанов, исполняющий обязанности руководителя Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике. Он осветил вопросы, касающиеся расчета вреда, причиненного окружающей среде, и механизма зачета вреда окружающей среде и платы за НВОС.
Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»...» изначально предполагал поэтапное введение в действие отдельных ключевых положений в течение пяти лет. С момента его опубликования сроки вступления в силу ряда положений переносились уже три раза. Пятнадцатого марта текущего года в Москве состоялась расширенная коллегия Росприроднадзора. Принимавшие участие в ее работе заместитель председателя Правительства РФ А.Г. Хлопонин и Министр природных ресурсов С.Е. Донской однозначно заявили, что никаких переносов сроков вступления отдельных положений Федерального закона № 458-ФЗ больше не будет.
Во вступительном слове Иван Владимирович сказал следующее: «Актуальность настоящего семинара обусловлена серьезными изменениями природоохранного законодательства. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»...» изначально предполагал поэтапное введение в действие отдельных ключевых положений в течение пяти лет. С момента его опубликования сроки вступления в силу ряда положений переносились уже три раза. Пятнадцатого марта текущего года в Москве состоялась расширенная коллегия Росприроднадзора. Принимавшие участие в ее работе заместитель председателя Правительства РФ А.Г. Хлопонин и Министр природных ресурсов С.Е. Донской однозначно заявили, что никаких переносов сроков вступления отдельных положений Федерального закона № 458-ФЗ больше не будет.
Это касается и лицензирования в области обращения с отходами. На сегодняшний день есть действующее Постановление Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (от 3 октября 2015 года № 1062). Девятого марта 2015 года Минюстом России зарегистрирован Приказ Росприроднадзора от 20 февраля 2016 года № 83 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года № 445». Там определены около 460 дополнительных видов отходов, которые можно уже сейчас включать в проекты нормативов образования отходов и лимиты размещения, а также использовать при получении лицензии в части дополнения перечня отводов, с которым предприятия и организации предполагают работать.
Статья 24.2 «Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров» предусматривает, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством РФ. Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством РФ. Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.
Хочу обратить внимание на то, что 16 марта текущего года председатель Правительства РФ Д.А. Медведев подписал Постановление Правительства РФ № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами». В соответствии с ним субъектами Федерации должна быть разработана территориальная схема, которая представляется в Росприроднадзор на согласование. В Удмуртии эта схема уже разработана, там есть ряд моментов, которые сопряжены с проектами образов отходов и лимитами, и их необходимо будет учесть хозяйствующим субъектам.
Как отметил С.Е. Донской, этот год будет сложным для предприятий. За невыполнение требований, вступающих в силу, предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Нормативы утилизации
На вопросы, связанные с изменениями в законодательстве по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году и экологическим сбором, порядком его взимания, ответила Светлана Валентиновна Еремина, специалист-эксперт отдела экономики, финансов и бухгалтерского учета Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике.
В частности, она остановилась на некоторых аспектах статей 24.2-24.5, которыми был дополнен Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ.
Статья 24.2 «Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров» предусматривает, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством РФ. Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством РФ. Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.
Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителями, импортерами товаров путем организации собственных объектов по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором. Производители упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, не обязаны утилизировать ее. Эта обязанность возлагается на производителей и импортеров товаров в этой упаковке.
Согласно пунктам 11 и 12 ст. 24.2. нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями. Данные нормативы подлежат пересмотру раз в три года. При этом учитываются экономические условия, потенциальная опасность отходов для здоровья человека и окружающей среды, а также технологическая возможность их утилизации.
Нормативы могут быть уменьшены:
- при перевыполнении нормативов утилизации в предыдущем календарном году;
- если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья. Здесь применяется понижающий коэффициент, который рассчитывается как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве этой упаковки.
Если производители и импортеры товаров не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (п. 7 ст. 24.2) или нормативы утилизации отходов не были достигнуты производителями и импортерами товаров, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов, эти производители товаров обязаны уплатить экологический сбор.
Производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, должны представлять в Росприроднадзор следующие документы:
- декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации;
- отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
- расчет суммы экологического сбора (при несоблюдении нормативов утилизации отходов).
Декларирование подлежащих утилизации товаров
Согласно Положению о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количестве выпущенных в обращение на территории РФ за последующий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 года № 1417, установлен порядок декларирования производителями товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки.
Декларация представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися производителями, импортерами товаров.
Все производители товаров включают в декларацию информацию о количестве выпущенных в обращение за отчетный период товаров на основании первичных учетных документов, а импортеры товаров — на основании таможенных документов.
Декларация заполняется в отношении каждого наименования товара по форме, установленной данным постановлением. Количество указывается в килограммах с точностью до одного килограмма. В позициях декларации, не подлежащих заполнению, ставится прочерк.
Декларация предоставляется ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, в Росприроднадзор посредством телекоммуникационных сетей в формате электронных документов, подписанных простой электронной подписью. В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей декларация предоставляется производителями товаров на бумажном носителе в одном экземпляре лично или посредством почтового отправления.
Датой представления декларации в электронной форме считается дата ее отправления, датой представления декларации на бумажном носителе — отметка Росприроднадзора о получении декларации или дата почтового отправления.
Росприроднадзор в ходе полноты и достоверности указанных в декларации сведений имеет право в течение трех месяцев со дня приема декларации потребовать заверенные копии первичных учетных документов.
Перечень товаров, подлежащих утилизации
Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2015 года № 1886-р в соответствии со ст. 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утвержден Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащую утилизации после утраты ими потребительских свойств. Перечень включает в себя 36 групп товаров и услуг по кодам ОКВЭД.
Распоряжением Правительства РФ от 4 декабря 2015 года № 2491-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров» на 2016-2017 гг. установлены нормативы отдельно по каждой группе товаров. Обязанность по утилизации согласно нормативам возлагается на производителей, а также импортеров товаров в данной упаковке.
Обеспечение правильной и своевременной утилизации может осуществляться как самой компанией, так и сторонними организациями после заключения договора на утилизацию. При этом если компания самостоятельно осуществляет утилизацию, она должна организовать сбор, обработку и утилизацию отходов при помощи собственных объектов, для такой утилизации компании необходима специальная лицензия.
Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов
С 25 декабря 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2015 года № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров».
Правила устанавливают порядок, форму и сроки представления производителями товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров. Отчетность предоставляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, в случае если товар упакован в упаковку, произведенную сторонней организацией, предприятию или организации необходимо на этапе декларирования количества товаров, подлежащих утилизации, запросить сведения у производителя упаковки о ее составе и доле в составе вторичного сырья (в процентах), поскольку при составлении отчетности необходимо определить понижающий коэффициент.
Пример расчета
По данным производителя упаковки, доля вторичного сырья в товаре составляет 10 %. Тем самым доля подлежащей утилизации упаковки составляет: 1-0,1 = 0,9. Количество упаковки составляет 1500 кг. Нужно определить количество упаковки, подлежащей утилизации, с учетом понижающего коэффициента и объем, который необходимо утилизировать предприятию.
Количество упаковки, подлежащей утилизации, с учетом понижающего коэффициента составляет:
1500 кг × 0,9 = 1350 кг.
Норматив утилизации = 5 %.
Отсюда объем упаковки, который необходимо утилизировать предприятию:
1350 × 0,05 = 67,5 кг.
В случае если предприятием не использовалась упаковка, содержащая вторсырье, то использовать понижающий коэффициент не нужно. В случае если предприятием не выполнен норматив утилизации отходов или выполнен частично, необходимо рассчитать экологический сбор.
Экологический сбор
Экологический сбор относится к неналоговым доходам Федерального бюджета. Администратором данного дохода являются территориальные управления Росприроднадзора. Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2015 года № 1886-р, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки. Порядок взимания экологического сбора определен постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 года № 1073. Расчет суммы экологического сбора будет производиться по форме, утвержденной Росприроднадзором, которая в настоящее время еще не утверждена.
Во второй части семинара были рассмотрены вопросы лицензирования деятельности по отходам и аспекты проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На вопросы специалистов предприятий и организаций ответили Вера Михайловна Дерягина, главный специалист-эксперт отдела экологической экспертизы и разрешительной деятельности, и Валерий Витальевич Вологжанин, заместитель начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике. Подробности читайте в следующих номерах журнала «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда».
На что нужно обратить внимание в статье:
1. Переносов сроков вступления отдельных положений Федерального закона № 458-ФЗ больше не будет.
2. Производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, должны представлять в Росприроднадзор следующие документы:
- декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации;
- отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
- расчет суммы экологического сбора (при несоблюдении нормативов утилизации отходов).
Фотографии для статьи взяты с сайта Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.