Особенности привлечения к административной ответственности при экологических правонарушениях
Коршунова Екатерина Александровна
заместитель Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, младший советник юстиции
Номер журнала:
Рубрика:
Об особенности привлечения к административной ответственности по делам об экологических правонарушениях в связи с продлением в 2024 году ограничений при проведении контрольных (надзорных) мероприятий рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.
Прямая зависимость
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют ограничения при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, установленных постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 (ред. от 29.02.2024) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в связи с чем на практике имеются особенности привлечения к административной ответственности по делам об экологических правонарушениях.
Причем вопросы возникают как при привлечении к ответственности по статьям главы 8 КоАП РФ, так и при рассмотрении части дел главы 7 КоАП РФ, хоть и предусматривающей ответственность за нарушения в сфере охраны собственности, но при этом устанавливающие наказание за предоставление в пользование природных ресурсов, таких как земля, недра, вода, лес и другие.
Так, особенности составления протоколов и привлечения к ответственности связаны с изменениями, внесенными в ст. 28.1 КоАП РФ Федеральными законами от 14.07.2022 № 290-ФЗ и от 29.12.2022 № 625-ФЗ, согласно которым дело об административном правонарушении, выражающееся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов в соответствии с требованиями Федеральных законов от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» или от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Основная часть нарушений в области охраны окружающей среды как раз состоит из обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора). Следовательно, органы государственного и регионального экологического контроля (надзора), земельного контроля (надзора), лесного контроля (надзора) подчинены требованиям частей 3.1, 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ и связаны обязательным условием возбуждения административных дел строго по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий. А поскольку продолжают действовать ограничения при проведении данных мероприятий, с 2022 года существенно снизилось количество административных дел, возбужденных и рассмотренных перечисленными органами контроля (надзора) в природоохранной сфере.
Данные ограничения зачастую вызывают негативные отзывы со стороны граждан, которые не понимают процедуру и порядок согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий с органами прокуратуры при наличии исключительных обстоятельств, прямо предусмотренных федеральным законодательством.
По требованию природоохранного прокурора МУП ЖКХ г.Можги обязано разработать проект санитарно-защитной зоны для очистных сооружений города Можги. Удмуртская природоохранная межрайонная прокуратура по сообщениям в средствах массовой информации провела проверку исполнения МУП ЖКХ г. Можги требований законодательства об охране окружающей среды при сбросе сточных вод в реку Сюга. Установлено, что предприятие осуществляет эксплуатацию объекта негативного воздействия на окружающую среду второй категории —Водопроводно-канализационное хозяйство (комплекс очистных сооружений города Можги) — с нарушением требований федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в отсутствие проекта установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны, выполненного на основании результатов натурных наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и измерений уровней физических факторов для подтверждения достаточного размера санитарно-защитной зоны, безопасного для жизни и здоровья граждан. По указанному факту природоохранной прокуратурой в суд общей юрисдикции направлено исковое заявление с требованиями о возложении на МУП ЖКХ г. Можги обязанности разработать проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны, выполненный на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров для указанного объекта. |
Угроза чрезвычайной ситуации
Возбуждение административных дел по указанным основаниям возможно при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Так, по указанным обстоятельствам при наличии непосредственной угрозы причинения существенного вреда водным объектам природоохранной прокуратуре была согласована проверка одного из водопользователей, осуществляющих эксплуатации комплекса очистных сооружений с нарушениями требований природоохранного законодательства, в связи с чем допускался сброс неочищенных сточных вод в реки Сюга и Чумой, как с нарушением условий водопользования, так и в отсутствие документов водопользования, тем самым загрязняя указанные водные объекты.
Кроме того, предприятием не подана декларация о воздействии на окружающую среду, отсутствует достоверная информация об источниках загрязнения окружающей среды, ненадлежащим образом ведется производственный экологический контроль, не установлена окончательная санитарно-защитная зона для комплекса очистных сооружений.
В связи с этим прокурор возбудил в отношении юридического лица 13 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности), ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ (невыполнение санитарно-эпидемиологических требований), ст. 8.5 КоАП РФ (недостоверное предоставление экологической информации), ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение общих экологических требований), ст. 7.6 КоАП РФ (нарушение условий водопользования и пользование водным объектом без документов), ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ (загрязнение рек), ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ (нарушение требований к охране почв), ст. 8.41 КоАП РФ (невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду), ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение требований прокурора).
После рассмотрения мер прокурорского реагирования юридическому лицу назначены наказания в виде штрафов на общую сумму более 1 млн рублей, приняты меры к устранению нарушений, в частности полностью прекращен сброс в реку Чумой.
Непосредственное обнаружение правонарушения
Ввиду указанных выше изменений у природоохранных органов контроля (надзора) практически исчезла практика возбуждения административных дел и привлечения к административной ответственности лиц по подпункту 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ при непосредственном обнаружении должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Данные полномочия в природоохранной сфере фактически осуществляются в настоящее время при патрулировании лесов в ходе лесной охраны, либо при непосредственном обнаружении незаконной охоты, незаконной рыбалки и иных подобных нарушений, совершенных неконтролируемыми лицами.
Органами прокуратуры в этих случаях административные дела возбуждаются при поступлении информации из контролирующих органов, не требующих дополнительной проверки. Например, по ст. 8.41 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В таких случаях для возбуждения административного дела и привлечения к ответственности достаточно информации соответствующего подразделения Росприроднадзора и копии декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
По инициативе природоохранного прокурора в городских лесах г. Ижевска проведена уборка аварийных деревьев Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Управлением благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска законодательства по охране, защите и воспроизводству городских лесов на территории г. Ижевска. Прокурорской проверкой установлено, что в ряде кварталов Заречного участкового лесничества Ижевского лесничества указанным органом не проводятся мероприятия по защите лесов и предупреждению возникновения очагов вредных организмов. По указанным фактам природоохранной прокуратурой в суд общей юрисдикции направлены административные исковые заявления с требованиями о возложении на Управление обязанности провести мероприятия по защите лесов. Ленинским районным судом г. Ижевска требования прокурора удовлетворены в полном объеме. В целях исполнения судебных решений Управлением проведены лесопатологические обследования лесных участков в 13-м и 35-м выделах Заречного участкового лесничества Ижевского лесничества, организована уборка аварийных деревьев. |
Сокрытие экологической информации
В последнее время широкое распространение получила практика привлечения к административной ответственности за непредставление документов, например, по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации).
Так, по результатам проведенного природоохранной прокуратурой анализа своевременности представления экологической информации о состоянии окружающей среды в деятельности сразу нескольких предприятий республики выявлен факт несвоевременного представления в орган федерального экологического надзора отчета о результатах производственного экологического контроля.
По указанным нарушениям природоохранным прокурором принят комплекс мер прокурорского реагирования. Руководителям предприятий внесены представления об устранении нарушений закона, возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ за несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов. По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора предприятиям назначены административные наказания.
Также природоохранной прокуратурой в деятельности ряда органов местного самоуправления республики выявлены нарушения требований лесного законодательства при непредставлении в уполномоченный орган информации о городских лесах, в том числе о составе лесов, характеристике противопожарного устройства лесов, загрязнении земель, на которых расположены леса и др.
По выявленным нарушениям закона природоохранным прокурором возбуждены производства по делам об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения административных дел юридические лица привлечены к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов лицами, обязанными сообщать такую информацию, им назначены наказания в виде предупреждений.