Осмотр энергоустановок
Номер журнала:
Оформление акта допуска в эксплуатацию энергоустановок
Допуск в эксплуатацию энергоустановок включает проверку государственным инспектором соответствия проекту, Нормам, Правилам и другой нормативно-технической документации смонтированных энергоустановок, выполнения требований нормативно-технических документов при их монтаже и наладке, а также условий для последующей надежной и безопасной эксплуатации энергоустановок.
Информацию предоставил
Логинов В.В.,
заместитель начальника отдела
по надзору в электроэнергетике
Ростехнадзора по Удмуртской Республике
1. В соответствии с Методическими указаниями по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок, утвержденными заместителем министра энергетики Российской Федерации В. В. Кудрявым 3 апреля 2002 года, и главой 1.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации 13 января 2002 года № 6, допуску в эксплуатацию подлежат новые и реконструированные энергоустановки (в т.ч. субабонентов и арендаторов), в которых в результате проведения работ с заменой оборудования по заранее выполненному проекту изменяются основные технические характеристики (мощность, производительность, класс напряжения, аппараты защиты), схемы соединений и категория надежности электроснабжения, а также электроустановки предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей при необходимости заключения (перезаключения) ими договоров электроснабжения.
2. Допуск в эксплуатацию энергоустановок оформляется актом допуска в эксплуатацию (далее — акт допуска).
Акт допуска в эксплуатацию энергоустановки является основным документом, удостоверяющим возможность выработки, передачи, приема электрической и (или) тепловой энергии, и служит основанием для последующего заключения договора энергоснабжения и ее включения или присоединения к сетям энергоснабжающих организаций или организации-владельца (для подключения субабонентов и арендаторов) этих сетей (энергоустановок).
3. Акт допуска в эксплуатацию энергоустановки на электростанции мощностью 1,0 МВт и выше, трансформаторные подстанции с трансформаторами мощностью более 1000 кВА и напряжением 35 кВ и выше, линии электропередачи напряжением 35 кВ и выше, котельные мощностью 10 Гкал/ч и выше, тепловые сети организаций, производящих энергию, может не оформляться при условии участия представителя Управления в приемочной комиссии.
Акт комиссии, подписанный представителем Управления, является основанием для допуска энергоустановки в эксплуатацию.
4. Все вновь смонтированные и реконструированные энергоустановки должны быть выполнены по проекту, согласованному в части учета энергоснабжающей организацией и рассмотренному Управлением на соответствие действующей нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
Собственник электроустановок, а в случаях, определенных Правилами, и эксплуатирующие организации должны иметь:
- проектную, приемосдаточную и эксплуатационную документацию;
- подготовленный электротехнический и (или) теплотехнический персонал (договор на обслуживание энергоустановок специализированной организацией);
- испытанные средства защиты, инструмент, запасные части, должны быть введены в действие средства связи и сигнализации, пожаротушения, аварийного освещения и вентиляции.
В организациях — потребителях электрической энергии должны быть назначены приказом и в порядке, установленном Правилами, ответственные за электрохозяйство.
5. По просьбе владельца (заказчика) энергоустановки государственный инспектор Управления может осуществлять проверку правильности выполнения монтажных работ и пуско-наладочных испытаний (которые выполняются в сроки не более 6 месяцев до проверки энергоустановки) и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и отступлений от существующих норм и правил до предъявления энергоустановки к допуску в эксплуатацию.
6. Если смонтированные энергоустановки потребителя энергии передаются в собственность и (или) обслуживание другой организации, техническую приемку их от монтажной и наладочной организаций потребитель проводит совместно с представителями этой организации.
7. После приемки энергоустановки рабочей комиссией (оформления приемо-сдаточных актов на выполненные работы) или, при необходимости, заключения (перезаключения) договоров энергоснабжения, ее собственник (субабонент, арендатор энергоустановок) или индивидуальный предприниматель подает в Управление письменное заявление о готовности энергоустановки к допуску в эксплуатацию с представлением документации в части его касающейся.
8. Представленная документация рассматривается в Управлении: в случае предварительно рассмотренного проекта — в течение 3 рабочих дней, без предварительного рассмотрения проекта — 5 рабочих дней. По результатам рассмотрения заявителю сообщаются мотивированные замечания по качеству и объему представленных материалов, обоснованные конкретными требованиями действующей нормативно-технической документации, а также согласовывается дата технического осмотра энергоустановки.
9. На электрооборудование установок, располагаемых во взрывоопасных зонах, должна быть предъявлена документация о его взрывозащищенности, оформленная в установленном порядке.
10. Технический осмотр энергоустановки проводится государственным инспектором Управления с участием представителя ее собственника (ответственного за электрохозяйство) с привлечением, при необходимости, персонала монтажных и наладочных организаций.
Электроустановки напряжением выше 1000 В осматриваются в полном объеме, электроустановки напряжением до 1000 В могут осматриваться выборочно.
11. После проверки представленной документации и технического осмотра энергоустановки государственным инспектором Управления оформляется акт допуска ее в эксплуатацию. Акт допуска оформляется в двух (при необходимости в трех) экземплярах, один из которых после утверждения передается владельцу энергоустановки.
Акт допуска утверждается руководителем Управления или по его письменному распоряжению другими должностными лицами Управления в течение 3 рабочих дней после технического осмотра энергоустановки.
12. В случае обнаружения отступлений от проектной документации, выявления нарушений при монтаже и наладке действующих нормативно-технических документов государственный инспектор Управления составляет акт-предписание с исчерпывающим перечнем недостатков и дефектов на момент проверки.
Указания на соответствующие недостатки и дефекты должны содержать ссылки на конкретные положения нормативно-технических документов, которые нарушены. После устранения недостатков и дефектов, о чем письменно извещается Управление, энергоустановка предъявляется к повторному осмотру.
13. В случае приостановления работы энергоустановки на 6 месяцев и более (отключение за неудовлетворительное техническое состояние, за неуплату потребления энергии, сезонный характер работы и т.д.) перед включением производится ее допуск в эксплуатацию как вновь вводимой или реконструированной.
14. В случае смены собственника энергоустановки новый собственник обращается в Управление для получения акта допуска в эксплуатацию своих энергоустановок с предоставлением полного комплекта документов. При отсутствии у нового владельца проекта энергоустановки предоставляется ее исполнительная документация, согласованная в части учета с энергоснабжающей организацией.
15. Срок действия акта допуска в эксплуатацию устанавливается равным 3 месяцам. Если в течение указанного срока энергоустановка не будет подключена к сети, ее допуск в эксплуатацию должен осуществляться повторно.
По обоюдной договоренности потребителя и теплоснабжающей организации допускается переносить сроки подачи теплоносителя на согласованный срок. Повторного допуска при этом не требуется.
Включение энергоустановки в работу
1. Включение энергоустановок в работу по проектной схеме для пуско-наладочных работ и опробования технологического оборудования проводится после ее временного допуска в эксплуатацию Управлением. Срок действия временного акта допуска в эксплуатацию устанавливается руководителями или по их поручению другими должностными лицами Управления, исходя из режимов и графиков наладки и обкатки энергоустановок и оборудования, которые регламентируются заказчиком (пользователем энергоустановки) по письменному согласованию с Управлением.
2. Временное электроснабжение механизации неотложных аварийно-восстановительных работ на период до 3 суток осуществляется самостоятельно организацией-владельцем электроустановки с соблюдением норм и правил и последующим письменным уведомлением о их проведении Управления.
Обязанности и ответственность должностных лиц предприятия по организации эксплуатации электроустановок
Эксплуатацию электроустановок Потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.
В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у Потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией.
Потребитель обязан обеспечить:
- содержание электроустановок в работоспособном состоянии, а их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее — НТД);
- своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования;
- подбор электротехнического и электротехнологического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности;
- обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала;
- надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок;
- охрану труда электротехнического и электротехнологического персонала;
- охрану окружающей среды при эксплуатации электроустановок;
- учет, анализ и расследование нарушений в работе электроустановок, несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок, и принятие мер по устранению причин их возникновения;
- представление сообщений в органы госэнергонадзора об авариях, смертельных, тяжелых и групповых несчастных случаях, связанных с эксплуатацией электроустановок;
- разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала;
- укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом;
- учет, рациональное расходование электрической энергии и проведение мероприятий по энергосбережению;
- проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии;
- выполнение предписаний органов государственного энергетического надзора.
Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан — владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее — ответственный за электрохозяйство) и его заместителя.
У Потребителей, установленная мощность электроустановок которых не превышает 10 кВА, работник, замещающий ответственного за электрохозяйство, может не назначаться.
Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов Потребителя.
При наличии у Потребителя должности главного энергетика обязанности ответственного за электрохозяйство, как правило, возлагаются на него.
У Потребителей, не занимающихся производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380 В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В этом случае руководитель Потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласованию с местным органом Госэнергонадзора (п. 1.2.4 ПТЭЭП) путем оформления соответствующего заявления-обязательства без проверки знаний.