Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Оптимизация контроля: снижение "градостроительных" рисков

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

В системе управления территориями Удмуртской Республики будут учтены недостатки, фиксируемые в современной строительной практике. Новые внедряемые механизмы позволят решить комплекс проблем, в их числе –  давление застройщиками на важную экологическую составляющую, риски  асоциального  развития территорий.

Контроль за соблюдением муниципалитетами Удмуртии законодательства о градостроительной деятельности фиксирует все большее число нарушений действующих нормативов. Отступления от требований Градостроительного кодекса РФ отражаются на самых приоритетных, социализированных областях - оказывают давление на экологическую составляющую формирования благоприятной жизнедеятельности граждан, дестабилизируют социально значимое территориальное развитие.
Для снижения «градостроительных» экорисков, достижения устойчивого развития территорий и, главным образом, повышения ответственности муниципальных субъектов за обеспечение эффективного, в рамках регламентов, градостроительства специалисты Минстроя УР намерены внедрить комплекс законодательных и управленческих мер, расширяющих сектор контроля за целевой работой городских и районных администраций.
Претворяя план намеченной оптимизации, Минстрой УР вышел с инициативой законодательного ужесточения ответственности должностных лиц городских и районных администраций за допускаемые нарушения градостроительного законодательства. В развитие вопроса об оптимизации контроля на состоявшемся заседании коллегии министерства было принято решение о подготовке проекта закона Удмуртской Республики «О внесении изменений в Закон УР «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений».
- Цель нового документа, - пояснила в процессе работы коллегии главный архитектор УР Елена Станиславовна Чугуевская, – усовершенствование процедуры контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, ужесточение механизма привлечения должностных лиц, нарушающих законодательство, к административной ответственности. Принятие закона необходимо в сегодняшней ситуации, когда системно фиксируются факты несоблюдения градостроительных регламентов.
Предлагая законодательно ориентированное решение, специалисты Минстроя ожидают, что с введением в действие нового документа регион получит условия для более устойчивого развития территорий, соблюдения при ведении градостроительства экологических стандартов, а также качественного выполнения представителями администраций должностных функций, связанных с профильной практикой.
- Полномочия по осуществлению контроля за градостроительной деятельностью органов местного самоуправления переданы Российской Федерацией на уровень субъектов в 2006 году, - рассказала на заседании коллегии о предыстории вопроса Елена Станиславовна Чугуевская. - Уполномоченным органом в Удмуртской Республике для осуществления данного контроля является Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР. Контроль непосредственно возложен на Управление архитектуры и градостроительства Минстроя. В рамках Управления создан сектор контроля за соблюдением градостроительного законодательства. Минстрой УР проводит контроль по следующим направлениям градостроительной деятельности муниципальных образований: в области соответствия муниципальных правовых актов градостроительному законодательству, соблюдения сроков приведения муниципальных актов в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса РФ, выполнения процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения градостроительной документации всех уровней.
В рамках осуществления полномочий по контролю Минстрой УР в 2009 году начал проведение комплексных проверок соблюдения муниципальными образованиями законодательства о градостроительной деятельности.
- К сожалению, работа по осуществлению контрольных функций начата с обращений, поступающих от граждан и организаций республики, - акцентировала внимание в ходе состоявшегося заседания Е. С. Чугуевская. - На сегодняшний день сектором контроля рассмотрено более 100 поступивших обращений, проведена проверка порядка 50-ти объектов капитального строительства. По 30-ти выявлены нарушения градостроительного законодательства, в отношении 7-ми объектов информация направлена в Прокуратуру УР. География поступающих обращений широка. О значительном числе фактов нарушений заявляют жители, представители организаций Завьяловского, Малопургинского, Увинского районов, гг. Воткинска и Сарапула. Наибольшее число обращений поступило от юридических и физических лиц г. Ижевска. Необходимо отметить, что характер нарушений градостроительного законодательства достаточно однотипен. Подавляющий процент жалоб связан с фактором уплотнительной застройки, при которой нарушаются требования Градостроительного и Земельного кодексов РФ, других федеральных законов. Основным нарушением является то, что при принятии решения о новом строительстве не разрабатывается документация по планировке территорий, проекты планировки, проекты межевания и градостроительные планы. Своевременно не корректируется ранее утвержденная проектная документация, что является нарушением требований ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса», ст. 42, 43 Градостроительного кодекса РФ и ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ. Отсутствие планировочной документации приводит к тому, что границы земельных участков вновь строящихся объектов устанавливаются в ущерб сложившейся застройке. Вследствие этого нарушается благоприятная среда обитания, возникает фактор социальной напряженности. Проекты межевания если и разрабатываются при новом строительстве, то они формируются со значительными нарушениями требований Градостроительного кодекса. Те проекты межевания, которые были представлены в Минстрой УР в ходе проверок, не отвечают требованиям, предъявляемым к градостроительной документации.
Анализируя проблему уплотнительной застройки, Е. С. Чугуевская обратила внимание на аспект, связанный с существованием в градостроительной практике нескольких типов городской застройки.  «Одна из схем – европейская квартальная модель, не предполагающая дворовых территорий, но компенсирующая их большими территориями общественного назначения, - пояснила докладчик. - Наибольшее распространение имеет сложившаяся годами система, характеризующаяся свободной планировкой, по которой застроено подавляющее большинство российских городов. Грамотная корректировка этих моделей посредством механизма уплотнения застройки возможна, но только при разработке проектов планировки. То есть мы придерживаемся позиции, что уплотнение застройки в городе нужно производить с учетом принципов градостроительной науки, специфики развития территориального субъекта. К примеру, планируя уплотнение дворовой территории, важно ориентироваться на компенсацию возникающих неудобств с помощью формирования озелененных территорий».
Помимо указанных серьезных недочетов, фиксируется системное нарушение требований ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, дополнила Е. С. Чугуевская:
- Нередко отмечается отсутствие самой низкой ступени градостроительной документации, ее системной составляющей – градостроительного плана земельного участка. Градостроительный план является важным документом, практически заменяющим архитектурно-планировочное задание. Кроме регламентов, здесь должны быть указаны требования архитектора к объему застройки, архитектурным решениям. Также следует остановиться на вопросе низкого качества проектной документации. Зачастую проектная документация не соответствует строительным нормам и правилам. В частности, низкое качество отмечается по разделу генплана «Благоустройство». Минстрой УР отмечает и следующую опасную тенденцию, которая особенно характерна для г. Ижевска. При планировании нового строительства нарушаются основные градостроительные документы – генеральный план города, Правила землепользования и застройки.
По оценкам Е. С. Чугуевской, все отмеченные нарушения объединяет общий знаменатель - нарушение главных принципов законодательства о градостроительной деятельности. К ним, например, относится принцип развития территорий и осуществления строительства на основе документов территориального планирования, Правил землепользования застройки, принцип участия граждан в реализации градостроительной деятельности. В нарушение законодательства при осуществлении градостроительства не обеспечивается сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и других не менее ключевых факторов. Вместе с тем, что очень весомо, не работает принцип наступления ответственности органов местного самоуправления за нарушение градостроительного законодательства. Эта проблема является прямым следствием несовершенства действующей нормативно-законодательной базы. 
С учетом сложившейся обстановки, помимо законодательных инициатив, Минстрой УР планирует продолжить реализацию комплексного плана проверок соблюдения муниципальными образованиями законодательства о градостроительной деятельности. В текущем году специалистами намечено проведение 10-ти целевых мероприятий. «Ежегодно от граждан республики поступает значительное число обращений, связанных с нарушением норм и правил градостроительства, - подчеркнула на заседании негативный факт главный архитектор Удмуртской Республики. – Такая инициатива, как проверка работы муниципальных образований на предмет соблюдения градостроительных требований, нацелена на комплексное выявление нарушений для последующего устранения допущенных недочетов». 
В ближайшей перспективе специалисты развернут контрольные мероприятия в гг. Воткинске и Глазове. К концу летнего периода проверки будут проведены в Малопургинском и Можгинском районах республики.
Система работы муниципальных образований в сфере градостроительства должна быть более ориентированной и на рекомендации Минстроя УР, профильные законодательные документы. Этот аспект обозначил на заседании коллегии глава Минстроя УР Александр Григорьевич Ходырев.     
- Администрациям муниципальных образований необходимо принимать к сведению рекомендации министерства по результатам проверок соблюдения законодательства о градостроительной деятельности, направляемые в органы местного самоуправления, своевременно устранять законодательные нарушения, выявленные в ходе мероприятий градостроительного контроля, - поручил министр. - В процессе принятия решений о новом строительстве руководствоваться требованиями Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Закона УР «О регулировании градостроительной деятельности в УР». При этом следует учитывать положения утвержденной градостроительной документации – генеральных планов, Правил землепользования и застройки городских и сельских поселений, проектов планировки и проектов межевания территорий.
Отдельно министр обратил внимание на важность нейтрализации фактов размещения новых объектов в существующей застройке без проверки обеспечения необходимой площади земельного участка для данных объектов. Как было подчеркнуто, при отсутствии утвержденной планировочной документации решения о новом строительстве можно принимать только после разработки проектов планировки и проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков. Администрациям муниципалитетов, также дополнил А. Г. Ходырев, нецелесообразно допускать выдачу разрешений на строительство объектов при отсутствии любого из необходимых документов, указанных в части 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Практически все компоненты снижения «градостроительных рисков» были рассмотрены в рамках состоявшегося заседания коллегии Минстроя УР. И на сегодняшний день специалисты прогнозируют, что новая модель работы с привлечением законодательных механизмов, иных ресурсов, касающихся области контролирующего менеджмента, снизит барьеры для устойчивого развития территорий Удмуртии, ее экологической стабильности, сформирует эффективное государственное регулирование в сфере градостроительной деятельности.

Все статьи рубрики