Охрана труда водителей автотранспорта
Бровко Евгения Юрьевна
заместитель начальника отдела Государственной инспекции труда в Ростовской области
Номер журнала:
Рубрика:
В октябре отмечается День работника автомобильного транспорта. Редакция журнала не могла обойти вниманием эту дату и обратилась с вопросами, касающимися охраны труда водителей, к специалистам Государственной инспекции труда в Ростовской области.
Статистика и анализ
За 2020 г. зарегистрировано, расследовано и связано с производством 10 несчастных случаев с работниками предприятий пассажирского и автомобильного грузового транспорта Ростовской области: девять тяжелых и один смертельный.
Из них семь несчастных случаев произошли с водителями данных предприятий, пять из которых пострадали в результате ДТП. Среди них три несчастных случая произошли по вине трех лиц, один несчастный случай произошел по обстоятельствам, не зависящим от сторон, и один случай — по вине работника.
За девять месяцев 2021 г. в Государственной инспекции труда Ростовской области отсутствуют расследованные, связанные с производством несчастные случаи с работниками автомобильного и городского автотранспорта предприятий Ростовской области.
Согласно информации, имеющейся в Государственной инспекции труда в Ростовской области, установлено, что основной причиной несчастных случаев, произошедших с водителями организаций, в том числе автотранспортных, является нарушение водителями режима рабочего времени и времени отдыха, установленными соответствующими нормативно-правовыми актами.
Одним из методов по контролю и снижению уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов может быть применена процедура управления профессиональными рисками, являющаяся неотъемлемой частью СУОТ организации, включающая в себя идентификацию опасностей с последующей оценкой профессиональных рисков и принятия соответствующих мер по снижению их уровня.
Акты, содержащие требования
Почти в каждом учреждении есть автопарк. При организации и проведении любых работ, связанных с техническим содержанием и эксплуатацией автомобильного транспорта, должны соблюдаться нормативные требования охраны труда, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Основным нормативным правовым актом, содержащим требования охраны труда для работников автомобильного транспорта, являлись Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Приказом Минтруда России от 06.02.2018 г. № 59н.
С 01.01.2021 г. государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении работ, связанных с техническим содержанием и эксплуатацией автомобильного транспорта, регулируются Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.12.2020 г. № 871н, срок действия которых определен до 31.12.2025 г.
Однако не стоит забывать, что условия труда водителя автомобиля определяются большой совокупностью факторов, влияющих на работоспособность и здоровье работника.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя в соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ. Ст. 212 ТК РФ содержит довольно обширный перечень обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Так, в отношении должности «водитель автомобиля» работодатель обязан соблюдать и иные требования, установленные:
- Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29 в части проведения инструктажей и обучения по охране труда;
- Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утв. Приказом Минздрава России от 28.01.2021 г. № 29н в части проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
- Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н в части проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров;
- Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 г. № 424 в части режима рабочего времени и времени отдыха;
- Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н в части обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и СИЗ.
Вредные и опасные факторы
В процессе трудовой деятельности при эксплуатации транспортных средств на работников могут воздействовать вредные и (или) опасные производственные факторы, в том числе:
- движущиеся машины и механизмы, подвижные части технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;
- падающие предметы (элементы технологического оборудования, инструмента);
- острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности технологического оборудования, инструмента;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- повышенный уровень вибрации;
- повышенная или пониженная влажность воздуха;
- отсутствие или недостаточность естественного освещения;
- недостаточность освещенности рабочей зоны;
- физические перегрузки;
- нервно-психические перегрузки.
При этом стоит обратить внимание на тот факт, что уровень воздействия вышеуказанных вредных и (или) опасных производственных факторов определяется по результатам проведения специальной оценки условий труда, порядок проведения которой определен Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Меры по исключению и снижению опасных факторов
При организации производственных процессов, связанных с возможным воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель обязан принимать меры по их исключению или снижению до допустимых уровней воздействия.
Одним из методов по контролю и снижению уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов является процедура управления профессиональными рисками, считающаяся неотъемлемой частью системы управления охраной труда организации, которая включает в себя идентификацию опасностей с последующей оценкой профессиональных рисков и принятия соответствующих мер по снижению их уровня.
При невозможности исключения или снижения воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов до допустимого в связи с характером и условиями производственного процесса работники должны быть обеспечены соответствующими средствами индивидуальной защиты.
Медосмотры водителей
К водителям автомобилей применяются повышенные требования при приеме на работу. Они должны проходить профессиональный отбор и профессиональное обучение, а также обязательный предварительный медосмотр (ст. 212, 213, 328 ТК РФ).
Помимо предварительного (при приеме на работу) медицинского осмотра работодатель также обязан организовывать проведение за счет собственных средств периодических, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, что предусмотрено требованиями абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 1, 3 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ).
Соответственно, работодатель обязан обеспечить прохождение водителем автомобиля предрейсового медицинского осмотра, а также послерейсового медицинского осмотра, если водитель автомобиля занимается перевозками пассажиров.
С 01.04.2021 г. и до 01.04.2027 г. порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников определен Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утвержденным Приказом Минздрава России от 28.01.2021 г. № 29н.
Правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров определены Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденным Приказом Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н.
Так, периодические медицинские осмотры для водителей по общему правилу нужно организовывать один раз в два года (п. 18 приложения к порядку проведения медосмотров работников). Для тех, кому еще не исполнился 21 год, они организуются ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).
Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом рабочего дня (рейса). Если работник осуществляет перевозку пассажиров или опасных грузов, то нужно также организовывать послерейсовые медосмотры.
Одновременно, в соответствии с ч.7 ст. 213 ТК РФ, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанные с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
П. 3 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695, определено, что освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377), согласно которым работники, а именно водители авто-, мототранспортных средств и городского электротранспорта проходят освидетельствование не реже одного раза в пять лет.
Режим труда и отдыха
Следует отметить, что в отношении водителей автотранспорта работодатель обязан соблюдать требования Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 г. № 424. Исходя из требований данного документа, продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 8 часов, если нормальная продолжительность рабочего времени водителей составляет 40 часов в неделю.
В тех случаях, когда в организации не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени в связи с условиями производства, правомерно установить суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц (ч. 2 ст. 329 ТК РФ).
Устанавливая режим отдыха водителей, необходимо учитывать:
- рабочее время водителя,
- время управления автомобилем,
- специальные перерывы,
- ненормированный рабочий день.
Устанавливая режим отдыха водителей, необходимо учитывать:
- ежедневный (междусменный) отдых;
- еженедельный отдых;
- перерыв для отдыха и питания.
Основные нарушения водителей
Согласно поступающим в адрес ГИТ в Ростовской области документам основными нарушениями требований охраны труда, непосредственно совершенными водителями, являются нарушения установленного режима труда и отдыха.
В отсутствие контроля со стороны работодателя водители зачастую, при совершении рейсов, превышают максимально допустимое время управления автотранспортным средством, что может создать угрозы жизни и здоровью не только самих работников, но и других участников дорожного движения вследствие наступления физической усталости сотрудника, притупления внимания.
Нарушения работодателей
Со стороны работодателя зачастую допускаются нарушения, связанные:
- с допуском к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда в нарушение требований ст. 212 ТК РФ. Указанные недостатки приводят к неосознанным нарушениям работником требований охраны труда, невыполнению требований техники безопасности, что может привести к несчастным случаям на производстве;
- с допуском водителей к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний. Нарушения в подобных ситуациях приводят к травмам работников или даже смерти (несчастным случаям на производстве), наступившим в результате внезапного ухудшения состояния здоровья работника во время исполнения трудовых обязанностей.
Нужно отметить, что нарушения требований в области организации охраны труда многочисленны и многообразны, а санкции за нарушение этих требований ТК РФ в области охраны труда достаточно суровы.
Нарушение этих требований грозит привлечением работодателя и должностных лиц к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ и в случае получения пострадавшим при несчастном случае телесных повреждений — возможной уголовной ответственности по ст.143 УК РФ.