Охрана труда при движении людей и транспорта осенью и зимой
Номер журнала:
Рубрика:
В наступивший осенне-зимний период редакция предлагает обратить внимание на актуальные для сезона требования, которые содержатся в проекте приказа Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при работах в особых температурных условиях воздействия микроклимата и климатических опасностей».
В настоящее время проект приказа находится в стадии обсуждения. Однако требования, содержащиеся в проекте, проверены практикой и временем.
Передвижение людей и движение транспорта в условиях гололеда, тумана, сильного дождя, порывистого ветра требуют соблюдения определенных правил. На что необходимо обращать внимание, какие требования выполнять? Ознакомимся с соответствующими пунктами, предложенными проектом новых Правил, и, несомненно, очень актуальными сейчас.
О новых Правила
Вопросы охраны труда при проведении работ в экстремальных климатических условиях регулируются разными нормативными актами. Ведомство решило разработать единые правила по охране труда, учитывающие воздействие климатических факторов, чтобы минимизировать риски получения производственных травм и профессиональных заболеваний работников.
Приказ установит государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и осуществлению основных производственных процессов и работ в условиях низких и высоких показателей температуры окружающей среды, влажности, скорости движения воздуха и опасных гидрометеорологических явлений.
Требования Правил будут обязательны для исполнения работодателями — юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), при организации и осуществлении ими производственных процессов и работ в особых температурных условиях, воздействии микроклимата и климатических опасностях.
Охрана труда при организации проведения работ будет обеспечиваться:
- принятием рациональных циклов работы/отдыха;
- временем пребывания работающих в особых климатических условиях;
- правильным выбором средств индивидуальной и коллективной защиты;
- правильной организацией питьевого режима работников;
- информированием работников (руководителей работ) о прогнозах Гидрометцентров и МЧС России с целью принятия своевременных организационно-технических мер по противодействию последствиям гидрометеорологических опасных явлений.
Требования охраны труда при гололедно-изморозевых отложениях
При работе в условиях гололедно-изморозевых отложений (далее – ГИО) работники должны быть обеспечены утепленной специальной обувью, подошва которой должна препятствовать скольжению по льду или ледоходами/ледоступами к обуви. При ходьбе в такой обуви наступать необходимо на всю подошву.
Запрещается использовать обувь на каблуках выше 4 см.
По возможности следует обходить опасные обледенелые места, особенно с наклонной поверхностью. Если это сделать не удается, то передвигаться по таким участкам следует небольшими скользящими шагами, избегая спешки.
При передвижении по обледенелым поверхностям запрещается переносить тяжелые предметы, руки по возможности должны быть свободны, не находиться в карманах.
В случаях образования ГИО пути движения персонала по производственной территории должны обрабатываться антигололедными средствами и (или) скольжение исключающими/снижающими средствами (песок, мраморная крошка и прочие материалы).
При поскользновении необходимо присесть, чтобы снизить высоту падения. В момент падения необходимо постараться сгруппироваться, избежать падение на спину, вверх лицом и, перекатившись, смягчить удар о землю.
После падения подниматься можно, только убедившись в отсутствии травмы. Если после падения ощущается головокружение, помутнение в глазах, неестественно вывернуты конечности, началось кровотечение – необходимо, не вставая, обратиться за помощью.
Движение транспорта при гололедно-изморозевых отложениях
Общим риском при движении транспорта в условиях воздействия особых климатических факторов внешней среды является дорожно-транспортное происшествие.
При управлении транспортным средством в условиях ГИО необходимо:
1) избегать резких торможений, приводящих к блокировке колес, увеличению тормозного пути, к потере управляемости. При необходимости замедлить движение, притормаживание лучше осуществлять двигателем или прерывистым способом нажатия педали тормоза (при отсутствии на транспортном средстве антиблокировочной системы тормозов);
2) двигаясь по дороге, необходимо стремиться сохранять скорость движения постоянной, педалью акселератора пользоваться плавно, мягко;
3) избегать лишних, резких движений рулевым колесом.
При движении на подъем следует выбирать такую передачу, чтобы не пришлось переключаться до полного завершения подъема (с механической коробкой перемены передач). При преодолении подъемов следует не допускать остановок до полного завершения подъема.
При вынужденной или непреднамеренной остановке автомобиля на подъеме следует выключить сцепление, затормозить автомобиль рабочим и стояночным тормозами и принять меры против скатывания его назад.
При спуске следует исключать движение с выжатым сцеплением.
В случае заноса автомобиля с передним приводом необходимо поворачивать передние колеса в сторону заноса, чуть добавить обороты, чтобы ведущие колеса выровняли траекторию движения автомобиля. На автомобиле с задним приводом необходимо поворачивать передние колеса в сторону заноса, отпустить педаль газа, используя торможение двигателем.
В случае заноса следует избегать нажатия на педаль тормоза.
Особое внимание в условиях ГИО необходимо проявлять, приближаясь к мостам или путепроводам, где ледяная корка на дороге появляется раньше, чем на других участках, а исчезает позже. В этих зонах требуется избегать резких движений рулем. Педалью акселератора и тормоза необходимо пользоваться плавно. На потерю сцепления шин с покрытием дорожного полотна может повлиять как интенсивное увеличение тяги ведущих колес путем резкого нажатия на педаль акселератора, так и моментальное прекращение тяги ведущих колес при резком отпускании педали акселератора. Усиленное давление на педаль привода тормозной системы транспортного средства, не оборудованного антиблокировочной системой, может стать причиной блокировки колес.
Заканчивая подъем, водителю следует соблюдать осторожность при проезде через вершину, так как за ней возможен крутой спуск, ремонтируемые участки дороги, транспортные средства или какие-либо другие препятствия.
При сильном боковом ветре в условиях ГИО необходимо снизить скорость движения до 40 км/ч и ниже, при этом необходимо держать автомобиль на краю проезжей части ближе к обочине, так чтобы при резком порыве ветра успеть плавно съехать правой стороной на обочину, где сцепление с колесами немного выше — это предотвратит выезд на встречную полосу или опрокидывание.
Противотуманные фары должны быть отрегулированы в соответствии с указаниями их изготовителя и при этом не должны светить вверх — для исключения ослепления впереди едущих водителей, а также водителей встречных транспортных средств.
Движение транспорта в тумане
При движении в тумане возникают дорожные опасности:
- ухудшение видимости на дороге;
- изменение окраски световых лучей всех цветов, кроме красного (например, желтый цвет в тумане становится красноватым, а зеленый – желтоватым);
- искажение восприятия скорости движения;
- затруднение ориентирования в пространстве;
- быстрое утомление зрения.
Скорость движения в тумане необходимо поддерживать с учетом дальности видимости пути. Если видимость в тумане не превышает 10 м, то скорость движения рекомендуется держать не более 5 км/ч.
Для лучшей ориентации следует двигаться за впереди идущим транспортным средством, соблюдая безопасную дистанцию и открыв окно, чтобы лучше слышать участников дорожного движения.
Не следует терять внимание за полотном дороги, двигаясь за попутным впереди едущим транспортным средством, ориентируясь только на задний свет его фонарей (во избежание потери нужного направления движения).
При отсутствии попутного автомобиля, при видимости проезжей части 3-5 метров и возможной потере ориентации в пространстве и выезде на встречную полосу дороги, необходимо вести автомобиль в поле видимости края проезжей части, при этом если на дороге присутствует разметка, то держать в поле зрения полосу, ограничивающую край проезжей части, которая в условиях тумана при попадании на нее света ближних (противотуманных) фар хорошо просматривается на 4-6 метров.
Противотуманные фары должны быть отрегулированы в соответствии с указаниями их изготовителя и при этом не должны светить вверх, для исключения ослепления впереди едущих водителей, а также водителей встречных транспортных средств.
Движение транспорта в условиях сильного дождя
Перед началом движения водитель при дожде (предполагаемом дожде) должен проверить:
1) работоспособность внешних световых приборов, устройств фароочистки и контрольных световых сигналов включения фар дальнего света, передних противотуманных фар, указателей поворота, передних и задних габаритных огней, задних противотуманных фонарей;
2) исправность работы стеклоочистителей, омывателей стекол и наличие омывающей жидкости;
3) работоспособность рабочей, стояночной, а также запасной и вспомогательной тормозных систем (при наличии).
Меры предосторожности необходимо принимать с начала дождя, так как, возможно, имеющаяся на поверхности дороги пыль, намокая, приобретает смазочный эффект (если дождь идет долго, он, как правило, смывает грязь, и сцепление шин увеличивается).
При движении в условиях сильного дождя возникают дорожные опасности:
1) ухудшение видимости на дороге;
2) ослепление водителя при ночном дожде (в результате того, что капли, попавшие на стекло, образуют слой маленьких линз, которые сильно преломляют свет фар встречного транспорта);
3) ухудшение управляемости транспортного средства в результате пониженного сцепления шин автомобиля с дорогой (гладкий асфальт по сравнению с шершавым имеет худшее сцепление с шинами; шины с симметричным рисунком протектора по сравнению с асимметричным имеют лучшее сцепление с дорогой на прямых участках за счет лучшего водоотведения из зоны контакта);
4) увеличение тормозного пути автомобиля при торможении (в результате снижения сцепления колес с мокрой дорогой и смачивания водой тормозных колодок, дисков/барабанов);
5) потеря управляемости транспорта в результате аквапланирования;
6) ухудшение управляемости и проходимости транспорта на грунтовых дорогах, приводящих к застреванию машин в размокшем грунте;
7) короткое замыкание и пожар в результате проникновения воды в электрические приборы и провода автомобиля.
Заканчивая подъем, водителю следует соблюдать осторожность при проезде через вершину, так как за ней возможен крутой спуск, ремонтируемые участки дороги, транспортные средства или какие-либо другие препятствия.
Критическая скорость появления аквапланирования может быть начиная со скорости 40-50 км/ч, она зависит от множества факторов, среди которых:
1) ровность и шероховатость дорожного покрытия;
2) толщина слоя воды на дороге;
3) конструкция протектора шин и величина их износа;
4) давление в шинах;
5) состояния подвески автомобиля.
Из-за возможного резкого увеличения сопротивления движению и снижения скорости при попадании в воду колес, сопровождаемое ударом, при котором рулевое колесо может быть выбито из рук водителя и автомобиль начнет непроизвольный разворот, руль необходимо держать двумя руками в положении «10-2» или «9-3» (по условно воображаемому циферблату стрелочных часов), плотно фиксируя кистями обод руля. При всплывших передних колесах автомобиль на поворот руля не реагирует, но в момент обретения сцепления с дорогой возникает повторный занос в сторону повернутых колес. Для предотвращения повторного заноса необходимо корректировать его короткими поворотами руля на небольшой угол, сразу возвращая руль в положение «прямо», чтобы избежать рывка в сторону при выезде из лужи.
Для прекращения аквапланирования необходимо отпустить педаль газа, и повышенное сопротивление движению, создаваемое слоем воды, вместе с торможением двигателем приведут к быстрому снижению скорости.
Для предупреждения аквапланирования необходимо не въезжать в лужи на высокой скорости и стараться преодолевать водные препятствия по прямой.
В населенных пунктах перед лужами всегда необходимо тормозить из-за возможности нахождения в них невидимых ям или открытых люков.
Если из-за высокого уровня скопившейся дождевой воды двигатель транспортного средства заглох, необходимо включить аварийную сигнализацию и переждать ливень.
В случае стремительного прибывания воды в салон необходимо покинуть транспортное средство и пройти на возвышенный участок местности или в ближайшее здание.
Если дождь сопровождается грозой, для минимизации вероятности и последствий удара молнии в автомобиль необходимо:
1) закрыть все окна и люк на крыше;
2) убрать внешнюю антенну (при ее наличии и возможности ее убрать);
3) найти подходящее и максимально безопасное место, чтобы остановиться (избегая места с рядом стоящими деревьями, возвышенности и открытую местность);
4) отключить электрооборудование (выключить зажигание двигателя/заглушить двигатель);
5) во время грозы не прикасаться к металлическим деталям, которые соприкасаются с металлическими деталями кузова транспортного средства;
6) оставаться внутри транспортного средства, не выходя из него до тех пор, пока не закончится гроза.
После падения подниматься можно, только убедившись в отсутствии травмы. Если после падения ощущается головокружение, помутнение в глазах, неестественно вывернуты конечности, началось кровотечение – необходимо, не вставая, обратиться за помощью.
Движение транспорта в условиях сильного (порывистого) ветра
При обнаружении дорожного знака 1.29 «Боковой ветер», предупреждающего, что сила ветра на определенном участке дороги может самопроизвольно менять направление движения транспортного средства, необходимо снизить скорость движения (до 60-70 км/ч и ниже в зависимости от изначальной скорости ветра и габаритов (парусности) транспорта), учитывая, что при меньшей скорости передвижения ветру тяжелее отклонить транспортное средство от курса движения.
Особое внимание следует обращать на ситуации при наличии сильного ветра в сочетании со скользкой дорогой.
Во избежание попадания в кабину (салон) транспортного средства пыли и мелких предметов, поднятых ветром, необходимо закрыть окна (форточки).
Водитель транспортного средства должен следить за дорожной обстановкой, обращая внимание на следующие опасности:
- порыв ветра может сбить под колеса других участников дорожного движения;
- ветер, ломающий деревья, столбы и иные конструкции, может внезапно бросить на транспортное средство или перед ним обломки;
- на открытой местности скорость ветра может быть существенно больше, чем в населенном пункте, где постройки защищают дороги от ветра.
При движении необходимо держать достаточную дистанцию от транспортных средств, которые перевозят различные открытые грузы, закрепленные лебедками, тросами.
Особое внимание следует обращать на ситуации при наличии сильного ветра в сочетании со скользкой дорогой. При движении необходимо держать достаточную дистанцию от транспортных средств, которые перевозят различные открытые грузы, закрепленные лебедками, тросами.