Обновлено Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности
Номер журнала:
Рубрика:
01.07.2021 г. опубликовано и вступило в законную силу постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. № 1082 «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности».
Новое Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности (далее положение) соответствует требованиям Федерального закона от 31.07.2021 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вступившем в силу 01.07.2021 г. (далее Федеральный закон № 248-ФЗ).
Полномочия проведения надзорной деятельности закреплены за Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и ее территориальными подразделениями.
Документом признаются утратившими силу ряд постановлений Правительства РФ и их отдельных положений.
Плановые проверки, проведение которых запланировано на 2021 г. в рамках лицензионного контроля деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I-III классов опасности, дата начала которых наступает позднее 30.06.2021 г., должны выполняться в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ.
Предмет надзора
Предметом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности являются:
а) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований в области промышленной безопасности, установленных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:
- требований к безопасному ведению работ, в том числе связанных с пользованием недрами, на ОПО;
- требований промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов, применяемых на них технических устройств, а также зданий и сооружений на ОПО;
- требований обоснования безопасности ОПО в случае если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с применением такого обоснования безопасности;
- требований, включая требования пожарной безопасности, для ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения на ОПО;
- лицензионных требований к деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов
I-II классов опасности;
б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
Объекты надзора
Объектами федерального государственного надзора являются:
- деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области промышленной безопасности;
- продукция, указанная в приложении к положению, применяемая при осуществлении видов деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, работы и услуги, осуществляемые на ОПО;
- здания и сооружения на опасных производственных объектах, технические устройства, применяемые на ОПО.
В случае выявления при осуществлении федерального государственного надзора угрозы жизни и здоровью работников должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, обязаны дать указания о выводе людей с рабочих мест.
Система оценки
Опасные производственные объекты подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Присвоение класса опасности ОПО, его изменение, учет опасных производственных объектов осуществляются при регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».
Результаты оценки добросовестности учитываются при организации проведения плановых выездных проверок в годах, следующих за годом проведения оценки добросовестности.
Управление рисками
В зависимости от класса опасности ОПО проведение плановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью:
а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности — не чаще чем один раз в течение одного года;
б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности — не чаще чем один раз в течение трех лет.
В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые выездные проверки не проводятся.
В случае соответствия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, критериям оценки добросовестности, устанавливается следующая периодичность проведения плановых выездных проверок:
а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности — не чаще чем один раз в течение двух лет;
б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности — не чаще чем один раз в течение четырех лет.
Надзорные мероприятия
При осуществлении федерального государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
- выездная проверка;
- документарная проверка.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках федерального государственного надзора осуществляются только в виде выездных проверок.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в виде документарной проверки или выездной проверки.
В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- инструментальное обследование;
- экспертиза;
- эксперимент.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- экспертиза.
Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий могут привлекаться общественные инспекторы в области промышленной безопасности.
При проведении выездных и документарных проверок могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств нарушений обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации. Данные доказательства прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Экспертиза и эксперимент
При осуществлении в рамках проверки экспертизы зданий и сооружений на ОПО, а также технических устройств, применяемых на ОПО, Ростехнадзор и его территориальные органы обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.
В ходе выездной проверки может быть проведен эксперимент, заключающийся в использовании тест-ситуации (объявлении учебной тревоги), имитирующей возникновение аварии на ОПО. Цель эксперимента — проверка готовности организации, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих ОПО, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.
Эксперимент проводится без остановки технологических процессов на опасном производственном объекте в течение одного рабочего дня в пределах срока, отведенного для проведения выездной проверки.
Результаты эксперимента оформляются протоколом о проведении эксперимента, который прикладывается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Отсрочка проверки
Индивидуальный предприниматель, в отношении которого назначена проверка, вправе представить в Ростехнадзор или его территориальный орган информацию о невозможности присутствия при ее проведении в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы: военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, болезнь индивидуального предпринимателя и его близких родственников, его участие в судебном процессе или исполнение судебных решений, нахождение в отпуске.
Информация должна содержать:
- описание обстоятельств непреодолимой силы;
- сведения о причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью либо задержкой присутствия при проведении мероприятия;
- указание на срок, необходимый для устранения обстоятельств.
В случае наступления таких обстоятельств проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится на срок, необходимый для их устранения.
Постоянный госнадзор
Постоянный государственный надзор заключается в возможности постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц на опасных производственных объектах и совершении ими контрольных (надзорных) действий в соответствии с утвержденным графиком. При осуществлении постоянного государственного надзора могут осуществляться действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- эксперимент.
Обмен документами и информацией при осуществлении постоянного государственного надзора между территориальными органами Ростехнадзора и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими ОПО, может осуществляться с использованием Интернета.
Ростехнадзор при осуществлении постоянного государственного надзора взаимодействует с надзорными органами, осуществляющими иные виды надзора, в отношении объекта постоянного государственного контроля.
Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц подлежит рассмотрению не позднее 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Профилактические мероприятия
Особое место отводится проведению профилактике нарушений. При осуществлении федерального государственного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений;
г) меры стимулирования добросовестности, предусматривающие оценку соответствия организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, критериям добросовестности за пять лет;
д) консультирование.
Рассмотрим подробнее некоторые из мероприятий.
Предостережение и возражение
При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений Ростехнадзор (его территориальный орган) объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, эксплуатирующим ОПО, предостережение о недопустимости нарушения с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
После получения и рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Ростехнадзор (его территориальный орган) могут быть поданы возражения, в которых указываются:
- наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Возражения направляются на бумажном носителе почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью.
Ответ на возражение направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня его получения.
При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе направить в Ростехнадзор (его территориальный орган) уведомление о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Объявленные предостережения, уведомления о принятых мерах, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету, используются для проведения иных профилактических и контрольных мероприятий.
Объявленные предостережения, уведомления о принятых мерах, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету, используются для проведения иных профилактических и контрольных мероприятий.
Оценка добросовестности
Для мотивации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО, Ростехнадзор и его территориальные органы проводят оценку добросовестности.
Оценка проводится по заявлению юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее заявители).
Критериями оценки добросовестности являются:
- отсутствие в течение пяти лет до даты проведения оценки на опасном производственном объекте, эксплуатируемом юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, аварий и инцидентов, несчастных случаев (в том числе групповых);
- наличие системы управления промышленной безопасностью (вне зависимости от класса опасности опасного производственного объекта);
- соблюдение обязательных требований к страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Заявление подлежит рассмотрению в течение 30 календарных дней со дня его регистрации. Результаты оценки добросовестности учитываются при организации проведения плановых выездных проверок в годах, следующих за годом проведения оценки добросовестности.
Консультирование
Консультирование — разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного надзора — может осуществляться должностным лицом по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование по телефону, посредством видео-конференц-связи осуществляется не реже одного раза в месяц в соответствии с планом-графиком, утверждаемым руководителем территориального органа Ростехнадзора, размещаемым на официальном сайте органа.
Консультирование, включая письменное, осуществляется по следующим вопросам:
- разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора;
- разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления федерального государственного надзора;
- порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц.
При поступлении 10 однотипных обращений по вопросам разъяснения нормативных правовых актов в сети «Интернет» размещается соответствующее письменное разъяснение.
Порядок обжалования
Решения, действия (бездействие) должностных лиц Ростехнадзора и его территориальных органов могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке.
Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц подлежит рассмотрению не позднее 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
При проведении выездных и документарных проверок могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств нарушений обязательных требований.