Обеспечение промышленной безопасности на предприятиях Ростовской области
ДОБЕДЧЕНКОВ Алексей Викторович
заместитель руководителя Северо-Кавказского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Деятельность Северо-Кавказского управления строится в соответствии с директивными и распорядительными документами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, годовым планом работы, а также с учетом комплексных программ развития экономики и социальной сферы региона.
В 2015 году были проведены комплексные и целевые обследования субъектов хозяйственной деятельности по соблюдению правил и норм при эксплуатации технических устройств, гидротехнических сооружений, а также безопасности хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения. Также проверялись экспертные и монтажные организации, заводы-изготовители поднадзорных технических устройств, велась работа по антитеррористической деятельности в пределах своих полномочий.
В I квартале 2015 года инспекторским составом на территории Ростовской области проведено 1324 обследования (из них 372 в области промышленной безопасности, 8 — в области надзора за безопасностью гидротехнических сооружений).
При проведении плановых проверок, а также проверок лицензионных требований рассматривались вопросы безопасного ведения ремонтных работ, работ, связанных с техническим диагностированием, реконструкцией, техническим перевооружением.
Ремонтные работы практически на всех предприятиях проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ РВ 15.002-2003, ГОСТ Р1.4-2004.
В настоящее время наблюдается тенденция к прекращению работы и ликвидации аммиачных холодильных установок. Эта тенденция связана прежде всего с установкой фреоновых холодильных установок.
Экспертные организации при выявлении данных, свидетельствующих о несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности, направляют письма в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора с целью принятия соответствующих мер.
В результате проведенных обследований в I квартале 2015 года выявлено более 3000 нарушений (из них более 1200 нарушений в области промышленной безопасности, 14 — в области безопасности гидротехнических сооружений).
Причиной нарушений является в том числе отсутствие надлежащего контроля со стороны должностных лиц предприятий над выполнением мероприятий экспертизы промышленной безопасности, недостаточное финансирование указанных работ, отсутствие необходимого количества профессиональных кадров рабочих профессий, низкая престижность и материальная мотивация ряда рабочих специальностей и недостаточное материально-техническое снабжение работ, отсутствие эффективного производственного контроля.
На многих предприятиях осуществление производственного контроля носит формальный характер. В ряде случаев практически отсутствует контроль обеспечения требований промышленной безопасности коллективами арендаторов помещений опасных производственных объектов (холодильников и технологических цехов).
Руководители и специалисты отдельных организаций по осуществлению производственного контроля недостаточно внимания уделяют вопросам обеспечения контроля за соответствием проектной, конструкторской, эксплуатационной документации требованиям действующих правил и норм безопасности, состоянием технологической дисциплины, технологического оборудования, электрооборудования, средств контроля, автоматизации и противоаварийной защиты, подготовкой обслуживающего персонала.
Кроме того, основной нерешенной технической проблемой продолжают оставаться низкие темпы обновления подконтрольными предприятиями основных производственных фондов. Она присуща практически всем поднадзорным управлению отраслям экономики и объектам общепромышленного назначения. Старение основных фондов производства превалирует над программами по модернизации и реконструкции оборудования.
На многих предприятиях Ростовской области осуществление производственного контроля носит формальный характер. В ряде случаев практически отсутствует контроль обеспечения требований промышленной безопасности коллективами арендаторов помещений опасных производственных объектов (холодильников и технологических цехов).
Принимая во внимание результаты проведенных проверок, оценивая положение, сложившееся на подконтрольных предприятиях в части укомплектованности нормативной численности штата обслуживающего персонала и обеспечения требуемого объема работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, следует отметить отсутствие должного финансирования собственниками опасных производственных объектов мероприятий по обеспечению безопасности работ, развитию предприятий.
В 2015 году проведены проверки состояния работ по реконструкции и техническому перевооружению на химически опасных производственных объектах предприятий.
Система профилактической работы является составной частью системы управления производством и определяет порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационных, технических и санитарно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда, своевременное выявление и ликвидацию нарушений требований промышленной безопасности.
Существующая система позволила на предприятиях наработать оптимальный график профилактических осмотров, ремонта оборудования, четко дифференцировать объективные и субъективные факторы нарушений, исходя из чего принимаются профилактические меры.
Вместе с тем необходимо отметить, что на вновь взятых под контроль предприятиях аммиачно-холодильного комплекса, объектах потребления и хранения хлора эта работа проводится недостаточно. План профилактической работы не выполняется в полном объеме.
Управлением осуществляется контроль за ходом разработки деклараций промышленной безопасности для подконтрольных Управлению взрывопожароопасных производственных объектов в соответствии с приложением № 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ. Следует отметить, что в I квартале 2015 года не отмечено сложностей при заполнении деклараций промышленной безопасности.
С целью контроля соблюдения требованиям ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ и обеспечения безопасности ОПО в ходе контрольно-надзорных мероприятий проверяется наличие договора с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, планов ликвидации и локализации возможных аварий, проведение учебных тревог для отработки взаимодействия всего персонала ОПО.
На территории Ростовской области действует четыре военизированных газоспасательных формирования (ОАО «Каменскволокно», ОАО «ЮГ-Руси», ОАО «НЗСП», ОАО «НЗНП»), которые аттестованы и оснащены в установленном порядке. На всех действующих угольных шахтах сформированы вспомогательные горноспасательные команды (ВГК), комплектуемые наиболее квалифицированными работниками, прошедшими специальную подготовку.
Иные хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие опасные производственные объекты, заключают договоры с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.
Каких-либо серьезных проблем при реализации названных требований законодательства в ходе проведенных проверочных мероприятий не выявлено.
Руководители и специалисты отдельных организаций по осуществлению производственного контроля недостаточно внимания уделяют вопросам обеспечения контроля за соответствием проектной, конструкторской, эксплуатационнойдокументации требованиям действующих правил и норм безопасности, состоянием технологической дисциплины, технологического оборудования.
Характеристика поднадзорных предприятий и объектов
В порядке федерального государственного надзора за безопасностью ГТС при проверке готовности гидротехнических сооружений к безаварийному пропуску весеннего половодья и паводков для предотвращения аварий на гидротехнических сооружениях, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, расположенных на территории Ростовской области, собственникам и эксплуатирующим организациям ГТС, а также главам муниципальных образований с последующим доведением информации до глав сельских поселений, расположенных на территориях муниципальных образований, были направлены письма о необходимости проведения следующих мероприятий по:
- созданию паводковых комиссий для проведения мероприятий по организации безаварийного пропуска паводковых вод в 2015 году;
- разработке плана мероприятий по безопасному пропуску паводковых вод;
- проведению осмотров ГТС во время прохождения паводка;
- контролированию отметок уровня воды на водных объектах;
- организации связи с собственниками гидротехнических сооружений или эксплуатирующими организациями, гидротехнические сооружения которых расположены выше и ниже по водотоку;
- проверке локальных систем оповещения;
- организации связи с органами гидрометеорологии для получения гидрологических данных о масштабах ожидаемого паводка;
- организации связи с территориальными органами ГО и ЧС;
- проведению послепаводкового осмотра гидротехнических сооружений и составлению плана мероприятий по ремонту гидротехнических сооружений;
- назначению лиц, ответственных за взаимодействие с Управлением в период подготовки и прохождения паводка 2015 года и представление в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора оперативной информации о возникающих проблемах при подготовке к пропуску паводка и случаях аварийных ситуаций или снижения уровня безопасности ГТС.
Одновременно с вышеуказанными мероприятиями собственникам и организациям, эксплуатирующим ГТС, а также органам местного управления было предписано осуществить комплекс превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий и уменьшению ущерба, уделив при этом особое внимание:
- приведению гидротехнических сооружений в технически исправное состояние;
- готовности к устойчивому функционированию в паводковый период систем водозаборных, водоочистных и канализационных сооружений;
- готовности сил и средств, привлекаемых к проведению противопаводковых мероприятий, аварийно-спасательных работ;
- наличию и использованию созданных резервов финансовых и материальных средств, аварийных запасов материалов для предупреждения и ликвидации ЧС;
- выполнению комплекса инже-нерно-технических мероприятий по углублению и расчистке русел рек, укреплению берегов, отсыпке дамб и дорог;
- устранению дефектов сооружений, оснований и гидромеханического оборудования, опасных для сооружений размывов в зоне отводящих участков русел или отводящих каналов, несанкционированной застройки или иной неподготовленности затапливаемых территорий нижнего бьефа, затрудняющей пропуск паводковых расходов;
- ледовой обстановке, опасности возникновения заторов;
- фактической водопропускной способности гидроузла, имеющимся ограничениям пропускаемого через створ гидроузла расхода воды.
Информация о проделанной собственниками и организациями, эксплуатирующими ГТС, а также органами местного управления работе по безаварийному пропуску весеннего половодья и паводков, предотвращению аварий на гидротехнических сооружениях, а также по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий и уменьшению ущерба, поступает в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора своевременно.
Нарушений при проверке готовности гидротехнических сооружений к безаварийному пропуску весеннего половодья и паводков в 2015 году не выявлено. Однако следует отметить также хозяйствующих субъектов, при проведении которых выявлено наименьшее количество нарушений, которые ответственно и добросовестно соблюдают требования законодательства РФ, в том числе в области промышленной безопасности: ОАО «Донской уголь», ООО «ШУ «Садкинское», ООО «Рускальк», ООО «Донской камень», ЗАО «Репнянское карьероуправление».
Основные нарушения, выявленные в ходе обследований поднадзорных предприятий Ростовской области:
• не составляются проекты производства работ (ППР) при проведении капитального ремонта;
• не проводится входной контроль материалов, применяемых при ремонте оборудования;
• отсутствуют сертификаты заводов-изготовителей на запасные части и материалы;
• отсутствует документация при замене устаревшего оборудования на новое;
• не проводятся инструктажи персонала, осуществляющего ремонтные работы, ответственными лицами;
• не проводятся испытания емкостного оборудования после проведения ремонтных работ по замене основных частей и др. с оформлением актов, паспортов;
• не выполняются в установленные сроки мероприятия по устранению дефектов и повреждений зданий, определенных в заключениях экспертизы промышленной безопасности;
• не обеспечивается проведение подготовительных и вскрывающих горных выработок в соответствии с планами развития горных работ;
• не переоформляются лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности и изменением видов работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
• не направляются в территориальный орган копии договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в течении пяти рабочих дней со дня их заключения или изменения;
• не обеспечивается надлежащая организация производственного контроля;
• не соблюдается технологический режим производства ремонтных работ в соответствии с действующим регламентом и требованиями НТД по эксплуатации и надзору за техническим состоянием аммиачных компрессоров;
• не соблюдаются сроки технического обслуживания аппаратов, компрессоров и насосов, технологических трубопроводов и др.