Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

май 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

О состоянии промышленной безопасности

 

Номер журнала: 

Деятельность Ростехнадзора направлена на  достижение главной цели – обеспечить безопасность на производстве, защитить жизнь и здоровье человека в условиях окружающих его техногенных опасностей и рисков возникновения аварий. А безаварийная работа предприятий – их надежное и устойчивое функционирование – определяет экономическое положение региона в целом и в конечном итоге – жизнь и благополучие граждан.

Проблемы промышленной безопасности
Анализ состояния промышленной безопасности и основных требований при эксплуатации опасных производственных объектов стали темой семинара «Изменения в нормативно-правовых актах, нормативно-технической документации и новые требования при эксплуатации опасных производственных объектов», организованного Управлением Ростехнадзора по УР и издательством журнала «Промышленная и экологическая безопасность». Спонсором мероприятия выступило ООО «ПРОМиКОН» - динамично развивающееся предприятие в области обеспечения работоспособности и надежности основного и вспомогательного оборудования котельных и тепловых сетей.

Открывая семинар, заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по УР Борис Иванович Шапкин обратил внимание на то, что Управлением ежегодно только в области промышленной безопасности проводится более 1500 обследований поднадзорных предприятий, в ходе которых выявляются и устраняются около 15 тысяч нарушений требований законодательства Российской Федерации и правил по промышленной безопасности, которые могли быть источниками аварий и несчастных случаев.
«Анализируя проведенные проверки и статистические данные в целом по Федеральной службе, можно обозначить общие проблемы и факторы риска, оказывающие влияние на состояние промышленной безопасности на территории Удмуртской Республики, - резюмировал Борис Иванович. -  Одним из основных факторов риска является высокая степень износа основных производственных фондов, оборудования и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. Из числа зарегистрированных в Управлении технических устройств отработали нормативный срок службы более 80% грузоподъемных кранов, более 60% автоподъемников и лифтов, около 60% паровых и водогрейных котлов, 70-80% отопительных котельных, тепловых установок и сетей, 50% нефтепромыслового и 25% газового оборудования. 
 В условиях ограниченных инвестиционных возможностей приоритетным направлением должно стать проведение комплекса мероприятий по развитию технической диагностики оборудования, отработавшего расчетный ресурс эксплуатации, что позволит обеспечить его работоспособность в период до замены на новое оборудование. Реализация этого направления позволит оптимально минимизировать расходы на реконструкцию и обновление основных производственных фондов, капитальный и текущий ремонт промышленного оборудования, а также снизить внеплановые расходы, связанные с ликвидацией последствий промышленных аварий.
Управление Ростехнадзора по Удмуртской Республике добивается своевременного проведения экспертиз промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, отработавших нормативный срок эксплуатации, что позволяет обоснованно продлить на определенное время их работу. В текущем году Управлением зарегистрировано и рассмотрено  около 9 000 заключений экспертиз промышленной безопасности.
Второе — это недостаточно эффективная подготовка и переподготовка специалистов и персонала предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Причинами аварий и травм на производстве все чаще становятся ошибочные решения специалистов, незнание персоналом элементарных требований безопасности производства работ».
Состояние промышленной безопасности необходимо контролировать и на стадии проектирования и строительства опасных производственных объектов. Вместе с тем в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ имеются случаи, когда администрациями муниципальных образований выдаются разрешения на строительство опасных объектов без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а разрешения на ввод объекта в эксплуатации выдаются ими без соответствующего заключения органа государственного строительного надзора, - обратил внимание заместитель руководителя Управления Ростехнадзора.
Данные проблемы и факторы риска необходимо учитывать при формировании технической политики на каждом предприятии, эксплуатирующем опасные производственные объекты", – подвел итог Борис Иванович Шапкин.

Регистрация ОПО
Приказом от 4 сентября 2007 года №606 был утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра. Принятый документ описывает порядок исполнения государственной функции по регистрации, внесению изменений, перерегистрации, исключению опасных производственных объектов, а также регламентирует ответы на телефонные звонки и устные консультации. Согласно документу, общий срок исполнения государственной функции - 20 дней со дня регистрации заявления эксплуатирующей организации. По согласованию с эксплуатирующей организацией  Ростехнадзор может увеличить срок подготовки и выдачи свидетельства о регистрации  опасных производственных объектов в случае регистрации в ее составе более 100 опасных производственных объектов.
По словам старшего специалиста технического отдела Управления Ростехнадзора по УР Еленской Натальи Михайловны, в территориальном разделе государственного реестра, который ведет Управление Ростехнадзора по Удмуртской Республике, по состоянию на январь 2009 года зарегистрировано 1089 организаций, эксплуатирующих 3 341 опасный производственный объект. При этом осуществляется:
- учет опасного производственного объекта;
- присвоение регистрационного номера опасным производственным объектам и эксплуатирующим их организациям;
- занесение в базу данных государственного реестра сведений об опасных производственных объектах и организациях, осуществляющих их эксплуатацию;
- выдача утвержденной карты учета опасного объекта;
- выдача свидетельства о регистрации опасных объектов;
- внесение в базу необходимых изменений;
- хранение и анализ информации о зарегистрированных объектах.
Приказом по Управлению определен график приема и выдачи документов – вторник, четверг и назначены ответственные за исполнение государственной функции по регистрации – технический отдел; за осуществление контроля правильности и полноты идентификации опасных производственных объектов – начальники отделов по надзору по видам деятельности.
Представителю эксплуатирующей организации предоставлена возможность предварительной записи - как при личном обращении так и по телефону - на предоставление пакета документов для регистрации опасных объектов и консультаций.
Специалист, ответственный за исполнение государственной функции, осуществляет следующие действия:
- принимает и регистрирует документы от эксплуатирующей организации с отметкой в книге учета входящих документов;
- проверяет полноту и достоверность сведений, предоставляемых организациями;
- осуществляет процедуру согласования предоставленных заявителем сведений в надзорных отделах по необходимым видам надзора с целью уточнения сведений, характеризующих опасный производственный объект, определения полноты и достоверности данных о технических устройствах, применяемых при эксплуатации, в срок от 2 до 15 дней;
- готовит письменное уведомление при наличии несоответствий, перечисленных в Административном регламенте, для возврата документов и направляет заявителю в течение 3-х дней  с даты регистрации заявления, поступившего по почте, с указанием причины возврата;
- вносит информацию о регистрируемом опасном производственном объекте и эксплуатирующей организации в базу данных государственного реестра, присваивает регистрационный номер;
- заполняет  раздел карты учета регистрируемого опасного объекта, который включает в себя регистрационный номер объекта, дату регистрации, наименование регистрирующего органа; заверяет ее подписью руководителя или его заместителя и гербовой печатью;
- оформляет свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре, заверяет подписью руководителя или его заместителя и гербовой печатью;
- проводит согласование карты учета опасного производственного объекта с надзорными отделами в случае, когда местонахождение организации (согласно ее уставным документам) и местонахождение принадлежащего ей объекта не совпадают или нужно согласование другого федерального органа исполнительной власти, также осуществляющего надзорную деятельность на таком объекте. После согласования вносит сведения об опасном производственном объекте и эксплуатирующей его организации в журнал согласований, заполняет графу  карты учета объекта, представляет руководителю или заместителю руководителя на подпись для подтверждения согласования, заверяет подпись гербовой печатью;
- выдает представителю эксплуатирующей организации-заявителю один экземпляр утвержденной карты учета опасного объекта на каждый объект, зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов, и свидетельства о регистрации опасных производственных объектов на основании документов, удостоверяющих личность получателя. Проверяет правомочность получателя действовать от имени эксплуатирующей организации-заявителя при получении документов. Делает запись в журнале выдачи документов с указанием кому и когда они выданы;
- осуществляет подготовку и предоставление отчета по форме и в срок, установленный центральным аппаратом Службы, для формирования государственного реестра опасных производственных объектов;
- осуществляет ведение территориального раздела государственного реестра опасных производственных объектов на основании единых нормативно-методических и программных принципов, разрабатываемых и представляемых центральным аппаратом Ростехнадзора;
- обеспечивает ограниченный характер доступа к информации государственного реестра и сохранность информации в бумажном и электронном виде;
- готовит выписки из базы данных государственного реестра опасных производственных объектов, справки.

Об авариях сообщать незамедлительно
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 апреля 2008 г. N 261 утвержден Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-28-2008).
Согласно документу, организации, эксплуатирующей объект, на котором произошла авария, предписано незамедлительное информирование об аварии территориального органа Ростехнадзора, органа местного самоуправления, государственной инспекции труда по субъекту Российской Федерации, профсоюзной организации, страховой компании. Руководитель территориального органа Службы, осуществляющего надзор за объектом, на котором произошла авария, в течение суток с момента получения сообщения об аварии проверяет достоверность информации и передает сообщение в оперативную диспетчерскую службу Службы.
На опасном производственном объекте техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Ростехнадзора. Назначается комиссия приказом по территориальному органу Ростехнадзора или, в зависимости от характера и возможных последствий аварии, - приказом по Федеральной службе в срок не позднее суток после получения оперативного сообщения об аварии. В состав комиссии по техническому расследованию причин аварии должно входить нечетное число членов.
Техническое расследование причин аварии на объектах энергетики (далее - энергообъект) производится специальной комиссией организации - собственника энергообъекта или вышестоящего хозяйственного органа в зависимости от конкретных обстоятельств (характера и возможных последствий аварии) с обязательным участием представителя Федеральной службы Ростехнадзора или ее территориального органа. Возглавляет комиссию по техническому расследованию причин аварии на энергообъекте руководитель организации-собственника (вышестоящего хозяйственного органа) или его представитель.
Комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте, энергообъекте должна незамедлительно с даты издания приказа приступить к работе и в течение пятнадцати рабочих дней составить акт технического расследования причин аварии.






Мнение эксперта: Анализ и оценка рисков

Пермякова Надежда Валентиновна,
директор ООО "Ижица"
В качестве основных факторов, негативно влияющих на состояние промышленной безопасности, выделяется физический износ производственных сооружений и оборудования. Между тем постоянное внимание к этим вопросам дало положительный результат: многие предприятие стали уделять огромное внимание промышленной безопасности своей  деятельности, если опасность определяется ущербом, который могут нанести аварии здоровью, имуществу и окружающей среде. Это — следствие деятельности всех систем обеспечения промышленной безопасности, ориентированных на борьбу с растущей опасностью. Совершенствование систем управления связано с переходом от принципа реагирования на проявления опасности к поиску угроз. Вообще говоря, поиск опасностей — одна из составляющих методологии анализа риска. Особенно это касается анализа риска объектов и производств. Ведь анализ опасностей — один из основных элементов систем управления промышленной безопасностью, охраной труда и охраной окружающей среды в соответствии с требованиями международных стандартов. Специалистам по промышленной безопасности анализ риска знаком прежде всего по его использованию в декларациях промышленной безопасности. Полученные результаты анализа риска в виде цифр 10–6 или 10–5 без ясного понимания критериев приемлемого риска остаются вне систем управления. В итоге у специалистов складывается впечатление о «виртуальном» характере методологии анализа риска. И как результат — анализ риска практически не применяется при решении важных вопросов в области промышленной безопасности. Однако при создании современных систем управления безопасностью требуется  количественный анализ риска. Без вероятностных характеристик не обойтись при оценке эффективности мероприятий по охране труда и промышленной безопасности. Таким образом, анализ риска является, по существу, ключевым элементом системы управления промышленной безопасностью. Это последняя оставшаяся инженерная мера, с помощью которой можно усовершенствовать указанную систему и добиться снижения аварийности и травматизма.
Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа РR"