О развитии и стимулировании нефтяной отрасли
Медведев Дмитрий Анатольевич
председатель Правительства РФ
Номер журнала:
Рубрика:
Председателем Правительства было отмечено, что конкуренция на энергетических рынках мира постоянно обостряется. Основными потребителями нефти становятся развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Для того чтобы российские нефтяные компании могли удерживать лидерские позиции, а страна — сохранить поступления в бюджет, их необходимо стимулировать.
Преференции сегодня
Так, имеют определенные стимулы компании, работающие на шельфе, в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, Арктической зоне. Со следующего года определенные льготы получат компании, применяющие наиболее современные технологии. В начале 2019 г. для ряда месторождений вводится новый, более гибкий налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья — так называемый НДД. Он позволит перенести основную часть фискальной нагрузки на более поздние этапы разработки недр.
Есть целый ряд предложений по созданию стимулов для нефтяных компаний. Они напрямую связаны с наполнением бюджета, поэтому являются чувствительными и требуют тщательного анализа.
ГРР и ТРИЗ
Для стратегического развития отрасли все более важными становятся разведка и освоение новых месторождений. Необходимо увеличивать геолого-разведочные работы, а также обеспечивать добычу на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами.
Тема стимулирования разведки и добычи нефти обсуждается давно. В отрасли существует мнение, что имеющиеся меры поддержки не всегда попадают в цель. Для решения этого вопроса необходимо провести инвентаризацию запасов углеводородного сырья, детально оценить существующую систему льгот, выработать предложения о точной настройке механизмов стимулирования, чтобы предоставление льготы давало ожидаемый результат. Собственно, это было основной мыслью совещания.
Налоги в отрасли
Д. А. Медведев коснулся темы налогового маневра в нефтяной отрасли. Позиция Правительства заключается в том, что изменения налогообложения отрасли не должны идти в ущерб ни нефтяным компаниям, ни российским потребителям нефтепродуктов.
Он напомнил, что весной 2018 г. в России сложилась непростая ситуация с ценами на топливо. Повторения таких событий, по его словам, допустить нельзя. Необходимо жестко контролировать ситуацию на топливном рынке. В случае, если динамика цен станет неконтролируемой, появится угроза их галопирующего роста, Правительство может пойти на повышение вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Конкретные перспективы
О том, куда будет двигаться отрасль, развернуто рассказал Д. Н. Козак, заместитель председателя Правительства РФ. Он отметил, что в недалекой перспективе ожидается истощение запасов доступной сырой нефти для добычи и существенное увеличение затрат. Сейчас очень много трудноизвлекаемых запасов, обводненных, находящихся в сложных геологических условиях, по которым себестоимость добычи растет. Но если не осваивать эти месторождения, то к 2035 г. по оптимистичному сценарию будет добываться в два раза меньше, а по пессимистичному — почти в четыре. Поэтому встает вопрос о том, чтобы подойти дифференцированно к налогообложению различных запасов нефти.
Первый этап
Какие меры предлагает Правительство? Новые месторождения стоят на балансе нефтяных компаний, но не осваиваются. Планируется провести инвентаризацию всех месторождений, оценить их: являются ли они трудноизвлекаемыми или нет. Далее с учетом единых критериев решить вопрос, к каким типам месторождений какие дифференцированные методы налогообложения применять. План инвентаризации или «дорожная карта» должен быть готов к 1 ноября. Критерии, по которым месторождения будут дифференцироваться, выработают Минэнерго, Минприроды совместно с нефтяными компаниями.
КОЗАК Дмитрий Николаевич, За счет действующих месторождений никаких дополнительных доходов, дополнительных преференций они не получат. Речь идет только о том, чтобы не снизить доходы бюджетной системы, в том числе федерального бюджета, от нефтяной отрасли. |
Далее по этапу
Правительство считает, что затем должны быть оформлены инвестиционные соглашения по месторождениям, где пониженные ставки налогов будут применяться между государством и нефтяными компаниями, у которых на балансе стоят эти месторождения. Нефтяники должны взять на себя обязательства, когда, в какие сроки освоят эти месторождения. Правительство надеется, что активные шаги к добыче запасов, которые в настоящее время лежат мертвым грузом на балансе нефтяных компаний, начнутся уже в 2019 г.
Цель плана
Действия, которые предпринимает Правительство, по словам Д.Н. Козака не имеет своей целью предоставить нефтяникам какие-то преференции. За счет действующих месторождений никаких дополнительных стимулов они не получат. Главная цель — не снизить доходы бюджетной системы в ближайшем будущем, в том числе федерального бюджета, от нефтяной отрасли. Для того чтобы этого не произошло, объем добычи нефти необходимо удержать примерно на существующем уровне.
О прогнозе
Зампред отметил, что делать прогнозы, каковы будут объемы добычи в среднесрочной перспективе, можно будет, когда пройдет инвентаризация, оценены ее итоги, выработаны инструменты по категориям месторождений и подписаны соглашения с нефтяными компаниями. При этом Д. Н. Козак сказал: «Сегодня можно говорить, что по потенциальным запасам себестоимость будет выше, но по ним можно сохранить и даже нарастить объемы, которые сегодня есть. Но для этого нужны огромные инвестиции, дополнительные инвестиции в отрасль, и совместные усилия нефтяных компаний и государства».
При подготовке материала использовалась информация с сайта government.ru.