Новый «энергетический паспорт» России: регионы минимизируют энергоемкость своей экономики
Касаткин Геннадий Дмитриевич
начальник организационно-правового отдела РЭК УР
Номер журнала:
Рубрика:
На фоне масштабности задач нового энергоменеджмента сформировался и объемный инфраструктурный механизм, обеспечивающий снижение энергоемкости экономики. Для действительной поддержки и продвижения в регионах энергоэффективных технологий - как с организационной, так и опытно-технической стороны - в систему работы было предложено вовлечь все заинтересованные субъекты территорий.
В Удмуртии, к примеру, изначально была поставлена цель активного вовлечения в энергоэффективную работу органов исполнительной власти, администраций муниципальных образований, отраслей экономики, потребителей ТЭР. Намеченный ориентир соблюдается сегодня в полном объеме — снижение энергоемкости экономической системы включает в себя многочисленные звенья, причем каждое из них полнообъемно задействовано в своей области.
Важной составляющей этой общей системы, призванной по-новому управлять сферой энергосбережения и энергоэффективности, является работа специалистов Региональных энергетических комиссий. Это особое функциональное звено, выполняющее комплекс интегрированных задач. В частности, РЭК по УР выступила разработчиком значимого документа - проекта Республиканской целевой программы «Энергоэффективность в Удмуртской Республике на 2010–2014 годы». В рамках своих полномочий РЭК УР осуществляет и ряд других функций, важных для соблюдения приоритетов энергостратегии.
Работа в динамике
«Во исполнение распоряжения Президента Удмуртской Республики от 12 декабря 2008 года № 243-РП «О мерах по повышению энергетической эффективности экономики Удмуртской Республики» Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики проводится комплекс соответствующих мероприятий, - комментирует реализуемую работу начальник организационно-правового отдела РЭК УР Касаткин Геннадий Дмитриевич. - С точки зрения организационной составляющей сформирован список ответственных в муниципальных образованиях (районах и городских округах) по вопросам энергосбережения. РЭК УР 8 июня 2010 года организован и проведен обучающий семинар - совещание для руководителей и специалистов, ответственных за энергосбережение, от исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Удмуртской Республики».
Важно отметить, что это направление образовательного менеджмента как одно из генеральных в политике повышения энергоэффективности расширяет свои рамки. Для повышения уровня образования в сфере энергосбережения РЭК УР направлены предложения в Министерство образования и науки Удмуртской Республики. В соответствии с этой инициативой в высших учебных заведениях республики организуются курсы обучения, повышения квалификации ответственных по энергосбережению - с выдачей удостоверений государственного образца. При этом учитывается разделение по отраслям: обучение представителей органов исполнительной власти, бюджетных организаций, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (в том числе организации коммунального комплекса), промышленности, агропромышленного комплекса, малого бизнеса, строительства, транспорта, ЖКХ, в том числе управляющих компаний и лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
РЭК УР организована работа по приведению в соответствие с Федеральным законом от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» ранее утвержденных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве муниципальных образований Удмуртской Республики.
Во исполнение статьи 13 настоящего закона осуществляется мониторинг наличия и необходимого количества приборов учета топливно-энергетических ресурсов для бюджетных учреждений.
Технологии
Емкость целей «энергоэффективной модернизации» определила всю специфику работ по сокращению энергетических издержек. В первую очередь они обусловили применение программных технологий. С позиции такой концентрации ресурсов целесообразным стало решение о принятии Республиканской целевой программы «Энергоэффективность в Удмуртской Республике на 2010–2014 годы». Как отмечают специалисты РЭК УР, программно-целевой метод наиболее эффективен для консолидации взаимодействия всех участников энергетического рынка.
Мониторинговая информация РЭК УР говорит о том, что в Удмуртской Рес-публике с 2005 по 2008 гг. наблюдался ежегодный рост потребления ТЭР - в пределах 1-2%. При этом наибольшее потребление ТЭР приходится на промышленные предприятия и топливно-энергетический комплекс.
РЭК УР организована работа по приведению в соответствие с Федеральным законом от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» ранее утвержденных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве муниципальных образований Удмуртии.
До 2009 года фиксировалось снижение энергоемкости ВРП как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Такая динамика энергопотребления до 2009 года обусловлена увеличением объемов выпуска продукции и предоставляемых услуг в реальном секторе экономики, что обеспечило оптимальную загрузку производственных мощностей. Кроме того, в 2002-2006 годах был выполнен ряд энергосберегающих мероприятий в организациях бюджетной сферы, позволивших добиться существенного снижения энергопотребления. Реализация республиканской целевой программы «Газификация Удмуртской Республики на 2005-2009 годы», перевод теплогенерирующего оборудования в ЖКХ, а также у населения, на систему использования природного газа позволили повысить эффективность работы теплогенерирующего оборудования.
С прошлого года в условиях отсутствия программно-целевых методов, регулирующих область энергоменедж-мента, специалистами прогнозируется ежегодный рост энергоемкости ВРП в сопоставимых ценах. По оценкам, к 2014 году энергоемкость может увеличиться на 0,9% относительно уровня 2007 года. Этим, главным образом, и объясняется целесообразность принятия Республиканской целевой программы «Энергоэффективность в Удмуртской Республике на 2010 – 2014 годы».
Прежде всего программные механизмы должны минимизировать удельные затраты первичных ресурсов на производство единицы продукции. Ставится приоритет создания «климата» для максимального использования возобновляемых и вторичных ресурсов, снижения дефицита собственных электрических мощностей и топливно-энергетических ресурсов.
Предстоит, кроме того, преодолеть ряд проблемных направлений работы в этой области. К ним относится несовершенство правовой базы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, недостаточная степень развития энергоменеджмента, малая стимулирующая роль тарифной политики в сфере энергоэффективности.
После того как энергоэффективная стратегия была признана одним из приоритетов национальной безопасности России, стал еще более очевидным факт того, что энергоменеджмент — это современный ресурс, содействующий экономическому развитию страны, созданию в ее рамках устойчивой и сбалансированной энергетической политики. В перспективе такое сокращение энергопотребления должно обеспечить наращивание внутреннего потенциала отечественной экономики, сохранения ее ресурсной базы, а также рост конкурентоспособности в международных масштабах.