Новое в реформе контрольно-надзорной деятельности
Номер журнала:
Рубрика:
С 01.07.2021 г. в России начнет функционировать Единый реестр видов контроля (надзора). Подписано Постановление Правительства РФ от 02.04.2021 г. № 528 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части создания, эксплуатации и развития
единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля» о порядке его формирования и ведения.
Новый реестр создается в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности. В него будут включены все виды контроля федерального, регионального и муниципального уровней, а также их описание. Кроме того, в реестре будет указано, какие надзорные органы будут осуществлять конкретный вид контроля.
Единый реестр сформирует набор данных, который будет использоваться различными информационными системами, включая Единый реестр контрольных мероприятий и ведомственные информационные системы. В результате вся совокупность данных о контроле в стране станет единообразной. Ее можно будет анализировать и принимать на ее основе управленческие решения.
Кроме того, использование информации из реестра позволит предотвратить как технические ошибки, так и нарушения, связанные с внесением информации, которая противоречит нормативным актам. Вся информация из реестра будет доступна в интернете, что позволит предпринимателям посмотреть подробное описание каждого вида контроля, а также узнать, с какой периодичностью будут осуществляться
проверки в отношении их бизнеса.
Положения, допускающие возможность межведомственного информационного взаимодействия на бумажном носителе при отсутствии технической возможности осуществления такого взаимодействия в электронной форме, действуют до 01.07.2023 г. Постановление вступает в силу с 01.07.2021 г.
Фактически речь идет о цифровизации нормативных актов и положений, которые впоследствии позволят систематизировать контрольно-надзорную сферу.
Реестр включает в себя следующие сведения:
а) перечень видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля (далее виды контроля) с указанием:
- наименования вида контроля, включая сокращенное наименование (под сокращенным наименованием понимается наименование, даваемое контрольным (надзорным) органом на свое усмотрение виду контроля (одно на вид контроля) в реестре для целей упрощения публичного отображения в реестре, сокращенное наименование не заменяет полного наименования и носит информационный характер);
- ключевых слов, обозначающих вид контроля (формирующихся автоматически и дополняемых контрольными (надзорными) органами при необходимости), под которыми понимаются слова, ассоциирующиеся с употребляемыми в названии вида контроля словами или синонимичные им;
- отнесения вида контроля к федеральному государственному контролю (надзору), региональному государственному контролю (надзору) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, региональному государственному контролю (надзору) по предметам ведения субъектов Российской Федерации, муниципальному контролю;
- архивных записей по виду контроля, под которыми понимаются записи, внесенные ранее и измененные или исключенные (отображаются в публичной части реестра со специальной пометкой «исключено/изменено»);
б) сведения о контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях, осуществляющих виды контроля:
- наименование контрольных (надзорных) органов, их территориальных органов и подразделений;
- адреса местонахождения контрольных (надзорных) органов, их территориальных органов и подразделений, сведения об их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее сеть «Интернет») (при наличии) и контактные телефоны;
- сведения о руководителях контрольных (надзорных) органов, их территориальных органов и подразделений, об иных уполномоченных на осуществление контрольной (надзорной) деятельности должностных лицах контрольных (надзорных) органов, их территориальных органов и подразделений;
- условный номер субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, на территории которого действует соответствующий вид контроля, присваиваемый субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в автоматическом режиме в реестре;
в) сведения по вопросам осуществления видов контроля и соблюдения обязательных требований:
- информация о контролируемых лицах (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели);
- перечень критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее объекты контроля) к категориям риска;
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
- классификация объектов контроля с указанием категории риска и ссылка на перечень объектов, размещенный на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет»;
- программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий);
- информация о способах и процедуре самообследования (при ее наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информация о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами;
- руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
- сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц;
- доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
- доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
г) сведения о профилактических мероприятиях, контрольных (надзорных) мероприятиях и контрольных (надзорных) действиях, осуществляемых в рамках конкретных видов контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно при осуществлении контроля, о специальных режимах государственного контроля (надзора);
д) сведения о нормативных правовых актах в отношении государственного контроля (надзора), муниципального контроля:
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, сроки и порядок их вступления в силу;
- сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- утвержденные формы проверочных листов с указанием ссылки на адрес сайта в сети «Интернет», позволяющего пройти самообследование.
Постановлением Правительства РФ от 06.03.2021 г. № 338 «О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» утверждены:
- правила предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля;
- требования к информационному взаимодействию информационных систем, указанных в частях 1 и 2 ст. 17 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Согласно закону в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются:
- единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также единый реестр видов контроля);
- единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
- информационная система досудебного обжалования;
- реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований (далее реестр заключений о соответствии);
- информационные системы контрольных (надзорных) органов.
В соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами могут быть созданы иные информационные системы в целях обеспечения организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Также постановлением признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 г. № 323 «О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия».
Положения, допускающие возможность межведомственного информационного взаимодействия на бумажном носителе при отсутствии технической возможности осуществления такого взаимодействия в электронной форме, действуют до 01.07.2023 г. Постановление вступает в силу с 01.07.2021 г.
С 19.02.2021 г. в эксперимент по досудебному обжалованию решений надзорных органов включился Росреестр. Эксперимент стартовал в августе 2020 г., а в декабре к нему присоединились еще 16 ведомств.
Это позволит предприятиям и индивидуальным предпринимателям, в отношении которых проводится или завершена проверка, обжаловать решения надзорных органов. В рамках проекта будет отработан механизм подачи жалоб через портал госуслуг.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2020 г. «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2020 г. № 1108» жалоба должна содержать:
- наименование контрольного (надзорного) органа, решение которого обжалуется;
- фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии);
- фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, желаемый способ получения решения по жалобе;
- сведения об обжалуемых решениях контрольного (надзорного) органа и (или) действиях (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подающего жалобу;
- основания и доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с решением контрольного (надзорного) органа, действием (бездействием) его должностного лица. Контролируемым лицом могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии; требования контролируемого лица, подавшего жалобу;
- указание на учетный номер мероприятия по контролю, в рамках которого подается жалоба.
Индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу необходимо заверить обращение электронной подписью.
Эксперимент обеспечит плавный переход к обязательному досудебному обжалованию, которое начнет действовать с 01.07.2021 г.
Профсоюзы, работодатели и Правительство РФ подписали Генеральное соглашение на три года
В марте 2021 г. подписано Генеральное соглашение между объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ. Документ подписали председатель Федерации независимых профсоюзов России М. Шмаков, президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Шохин и Министр труда и социальной защиты А. Котяков. В церемонии также приняла участие заместитель председателя Правительства, координатор Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Т. Голикова.
Соглашение рассчитано на 2021-2023 гг., оно стало 14-м в истории.
В церемонии его подписания в режиме видеоконференции принял участие президент РФ В. Путин. «Это действительно общественно значимый документ. Он напрямую затрагивает интересы более 70 миллионов граждан страны, которые работают в разных секторах экономики и социальной сферы, и, чтобы в полной мере защитить, гарантировать трудовые права людей, мы с вами должны и дальше действовать как настоящие партнеры», — отметил президент.
По словам главы государства, приоритетом Соглашения является формировании антикризисных мер по поддержке граждан, малых предприятий, наиболее пострадавших отраслей экономики в целом. При этом В. Путин выделил три главных направления в сфере труда и занятности:
- Восстановления рынка труда до уровня 2019 г. к концу текущего года.
- Укрепление здоровья работников. Предлагается расширить программы льготного лечения и реабилитации работников в профсоюзных и корпоративных санаториях и домах отдыха.
- Развитие программы переподготовки кадров. Президент отметил, что они должны стать доступными для граждан, помогали им получать дополнительные навыки или новую специальность.
«При подготовке соглашения произошли три новых ключевых события, которые повлияли и на дух, и на текст соглашения», — отметил в свою очередь председатель ФНПР М. Шмаков. По его словам, это:
- Внесение в Конституцию социальных поправок, в том числе об особой роли социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений.
- Принятие декларации столетия Международной организации труда о будущем сферы труда.
- Пандемия новой коронавирусной инфекции и необходимость учета ее последствий при формировании мер защиты работников и рынка труда.
«Важно отметить то, что в текст соглашения включены приоритетное финансирование развития и поддержки человеческого капитала, отраслей социальной сферы, сокращение бедности и снижение налоговой нагрузки на малоимущих», — также отметил лидер профсоюзов.
М. Шмаков подчеркнул, что в обновленной Конституции РФ закреплено положение, согласно которому МРОТ должен быть выше прожиточного минимума. «Но мы считаем – все три стороны, кстати, с этим согласились, это положение включено в соглашение, — что МРОТ должен расти более высокими темпами, чем прожиточный минимум. Это как раз и будет нас всех подвигать к цели значительного сокращения бедности», — добавил он.
Особое внимание глава ФНПР призвал уделить регионам и региональным трехсторонним комиссиям. «Мы с сожалением констатируем в этот пандемический период, когда многие вопросы решались в рамках ВКС, «на удаленке», что внимание в ряде регионов к такой работе, как заседания трехсторонних комиссий, было ослаблено. Нам надо восстанавливать в этом смысле после пандемии наши наработанные механизмы трехсторонних соглашений, самое главное, решений на региональном уровне тех проблем, которые надо решать в рамках региональных трехсторонних комиссий», — отметил Михаил Шмаков.
Источник: npr.ru