Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Новая стратегия развития обрабатывающей промышленности

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Распоряжением Правительства РФ от 09.09.2023 № 2436-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 06.06.2020 № 1512-р» утверждена Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 г. и на период до 2035 г. Новая редакция вносит ряд изменений в ранее принятую стратегию.

Сводная стратегия (далее – Стратегия) определяет основные направления государственной промышленной политики на период до 2030 года и на период до 2035 года в отношении совокупности видов экономической деятельности, отнесенных к обрабатывающему производству. Стратегия синхронизирована с национальными проектами, государственными программами и концепцией технологического развития страны.

Цель и задачи

Целью Стратегии является формирование в Российской Федерации устойчивого промышленного сектора с высоким экспортным потенциалом, способного конкурировать на мировом рынке и обеспечивающего достижение национальных целей развития и технологического суверенитета.
Цель Стратегии непосредственно обеспечивает достижение национальной цели развития до 2030 года «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», а также способствует достижению национальных целей «Цифровая трансформация» и «Возможности для самореализации и развития талантов».
Показателем достижения цели Стратегии является достижение установленных значений интегральных показателей индикаторов, определенных в приложении № 2 к Стратегии.
Среди поставленных задач — увеличение в течение 12 лет доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП до 15,45 %, повышение индекса обрабатывающих производств на 55 % по отношению к базовому 2019 г., рост числа организаций, осуществляющих технологические инновации, с 28 % до 45 %, удвоение физического объема инвестиций и производительности труда в отрасли. Один из ключевых акцентов – ориентир на достижение технологического суверенитета.

Рост инвестиций

Достижение целевого показателя национальной цели «Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года» обеспечивается посредством стимулирования инвестиций в промышленный сектор экономики, трансфера новых технологических решений, развития научно-технического, кадрового потенциала. Существенное значение для достижения целевого показателя будут иметь доступность финансовых ресурсов и технологических решений, а также повышение производительности труда до лучших мировых стандартов. В этих целях реализуется комплекс мероприятий, направленных на содействие инвестициям (механизм защиты и поощрения капиталовложений, «зеленые» инвестиции, механизм «регуляторной гильотины», программы институтов развития, поддержка региональной инвестиционной деятельности, включая инвестиционные налоговые льготы, развитие сегмента длинных денег, консолидация спроса, применение принципов проектного финансирования и государственно-частного партнерства).

Технологическое развитие 

Достижение целевого показателя национальной цели «Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования» осуществляется за счет технологической промышленной политики, предусматривающей стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и последующего их внедрения, содействие применению наилучших доступных технологий. Для достижения необходимых показателей реализуются мероприятия, направленные на:
- повышение уровня технологического развития;
- ускорение коммерциализации новых технологий и продуктов;
- развитие регуляторной технологической политики;
- внедрение мер, направленных на стимулирование научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности;
- развитие кооперации сектора исследований и разработок, развитие научно-прикладной деятельности российских высших учебных заведений и научных организаций с последующим стимулированием использования производственными предприятиями потенциала российских высших учебных заведений для развития наукоемкого производства.

Вложения в инновации

Достижение целевого показателя национальной цели «Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года» обеспечивается за счет мер инвестиционной, технологической и кадровой политики, предусматривающих доступность и привлекательность цифровых технологий как инструмента повышения конкурентоспособности и эффективности производства. Реализуемые мероприятия включают:
- стимулирование использования цифровых технологий на промышленных предприятиях;
- развитие компетенций (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»);
- прямую поддержку цифровизации отраслей;
- синхронизированное развитие жилой, дорожной и цифровой инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и промышленных кластеров с учетом потенциального трафика.

Рост ВВП

Достижение целевого показателя национальной цели «Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности» обеспечивается посредством реализации мер инвестиционной политики, технологической политики, развития научно-технического и кадрового потенциала. 
Реализуются мероприятия, направленные на содействие инвестициям (механизм защиты и поощрения капиталовложений, механизм «регуляторной гильотины», программы институтов развития, поддержка региональной инвестиционной деятельности, включая инвестиционные налоговые льготы, развитие сегмента длинных денег, ослабление неоправданного административно-силового давления на хозяйствующие субъекты).

Другие показатели

Реализация Стратегии способствует достижению других целевых показателей, в их числе:
- укрепление технологического суверенитета Российской Федерации;
- снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в 2 раза за счет стимулирования использования наилучших доступных технологий и регуляторных мер;
- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет за счет поддержки развития фармацевтической и медицинской промышленности;
- обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции за счет роста производительности труда и занятости в промышленности;
- улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год за счет обеспечения строительной отрасли качественными и доступными материалами и оборудованием.

Направления развития

Направления развития определяются, с одной стороны, особенностями отраслей промышленности, с другой стороны, составом вызовов и угроз, с которыми сталкивается обрабатывающая промышленность. Инструментарий промышленной политики в целом определяется Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации».
Исходя из создаваемого продукта и его потребителей (промышленность, другие производящие и инфраструктурные отрасли экономики, население), осуществляется следующая сегментация промышленности при реализации Стратегии:
- массовая продукция низких и средних переделов;
- машиностроение и другие средства производства;
- потребительская продукция.
Общим принципом развития промышленности признается диверсификация производства с выходом на смежные стадии производственных цепочек (производство товаров предшествующих или следующих переделов).
Для массовой продукции низких и средних переделов приоритетны обеспечение ценовой конкурентоспособности, защита позиций на мировых рынках и сглаживание колебаний глобальной конъюнктуры.
В сфере машиностроения и других средств производства наиболее важными являются обеспечение технологического развития, включая выход на новые рынки с учетом глобализации производственных цепочек, и консолидация спроса, обеспечивающая сокращение издержек выпуска новой продукции.
В сфере потребительских товаров необходимо сосредоточиться на общем поддержании конкурентоспособности, обеспечении платежеспособного спроса (как внутреннего, так и внешнего), защите интересов производителей в условиях расширяющегося доминирования цифровых платформ.

Межотраслевая и региональная кластеризация

Для современного промышленного производства характерен высокий уровень межотраслевой кластеризации. С учетом этого, помимо реализации отраслевых стратегий, потребуется осуществление отдельных проектов, направленных на обеспечение ускоренного технологического развития по таким ключевым, определяемым общими технологическими трендами и процессами формирования спроса межотраслевым направлениям, как:
- энергетика и окружающая среда (включая проекты по использованию водородного топлива и обеспечению прорыва на рынки сжиженного природного газа);
- продовольственная безопасность;
- транспорт и логистическая инфраструктура (включая развитие Северного морского пути);
- здравоохранение;
- новые материалы (включая новые технологии в области химии);
-технологии производства и автоматизации (в том числе на транспорте);
- микроэлектроника и связь.
Кластеризация промышленного производства носит не только межотраслевой, но и территориальный характер. Отдельным направлением промышленной политики в отношении обрабатывающей промышленности следует считать региональную промышленную политику, предполагающую стимулирование и координацию усилий регионов по сохранению и развитию их промышленного потенциала, формированию современного конкурентоспособного промышленного сектора.

Вызовы и меры безопасности

Состав вызовов и угроз определяет следующие структурные условия реализации Стратегии в рамках общего повышения конкурентоспособности:
- технологическая конкуренция, требующая применения мер технологической политики;
- ограниченность ресурсов, компенсируемая осуществлением инвестиционной, финансовой и кадровой политики;
- ограниченность и сжатие внутреннего и глобального спроса, предполагающие осуществление политики стимулирования спроса;
- внешнеторговая политика, синхронизированная с трендами развития мировой экономики.
При выявлении целевых направлений развития промышленности во внимание также принимаются возможности формирования факторов роста в отдельных отраслях и требования национальной безопасности. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации предписывается:
- укрепить достигнутые Российской Федерацией лидирующие позиции и конкурентные преимущества в авиационной и судостроительной промышленности, двигателестроении, атомном энергопромышленном комплексе, а также в сфере информационно-коммуникационных технологий;
- форсировать развитие российского машиностроения, в том числе приборо- и станкостроения, обеспечить приоритетное использование отечественной продукции при решении задач модернизации экономики;
- усовершенствовать радиоэлектронную промышленность, разработку информационных технологий и производство оборудования;
- расширить производство лекарственных средств и медицинских изделий, в том числе отечественных вакцин против распространенных инфекционных заболеваний;
- обеспечить экологически ориентированный рост экономики, стимулирование внедрения инновационных технологий, развитие экологически безопасных производств.

Внутриотраслевые приоритеты

В новой редакции изложены внутриотраслевые приоритеты развития обрабатывающей промышленности. Детализированы планы и перспективы в отраслевом разрезе.
Так, основными целями развития металлургического комплекса являются:
- увеличение объемов потребления отечественной металлопродукции на внутреннем рынке и переориентация экспортных поставок на перспективные рынки развивающихся стран;
- повышение уровня переработки металла и развитие производства металлопродукции высоких переделов;
- бесперебойное обеспечение металлургических предприятий критически важным сырьем, оборудованием, комплектующими и материалами;
- стимулирование развития экологичных технологий производства металлургической продукции, а также технологий производства металлургической продукции из вторичного сырья.
Целевыми показателями развития нефтегазовой промышленности до 2030 года являются (интенсивный сценарий):
- увеличение объема внутреннего производства до 487 млрд рублей;
- доля российского оборудования на рынке — 90 процентов;
- разработка ключевых видов оборудования для сжиженного природного газа с целью увеличения доли российского оборудования при реализации проектов в области сжиженного природного газа на российской технологии сжиженного природного газа — до 80 процентов;
- освоение производства ключевого оборудования для морской геологоразведки.
 В актуализированной Стратегии появились новые разделы, посвященные специализированному машиностроению, машиностроению для пищевой и перерабатывающей промышленности, экологическому машиностроению, водородной, электротехнической и кабельной промышленности.

Цифровая трансформация 

В Стратегии прописаны задачи по цифровой трансформации отрасли. Ключевыми целями цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности являются обеспечение технологической независимости государства, возможности коммерциализации российских исследований и разработок, а также ускорение технологического развития российских компаний и обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых ими продуктов и решений на глобальном рынке путем достижения «цифровой зрелости» при помощи модернизации управления производственными процессами.
Приоритетными проектами цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности к 2035 году являются:
- формирование эффективной инфраструктуры и системы поддержки внедрения российского программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов;
- создание национальной системы стандартизации и сертификации, базирующейся на технологиях виртуальных испытаний;
- формирование новой модели занятости в промышленности;
- переход к кастомизированной промышленной продукции и ремонту по состоянию.

Использована информация сайта government.ru

Все статьи рубрики