Нефть и газ под контроль
Номер журнала:
Рубрика:
Политика Ростехнадзора в обеспечении промышленной и экологической безопасности на объектах нефтегазодобычи
Одной из задач Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, определенных на 2007 год, Константин Борисович Пуликовский, руководитель данной структуры, назвал повышение эффективности надзорной деятельности. В том числе на объектах нефтегазодобычи, переработки и магистрального трубопроводного транспорта. Подробнее о состоянии промышленной и экологической безопасности в отрасли рассказал начальник Управления по надзору за объектами нефтегазодобычи, переработки и магистрального трубопроводного транспорта Борис Адольфович Красных.
Аварийность снижается
В 2006 году в России на опасных производственных объектах, подконтрольных Управлению по надзору за объектами нефтегазодобычи, переработки и магистрального трубопроводного транспорта, произошло 111 аварий и 44 смертельных несчастных случая. Общее снижение аварийности составило 18% (133 аварии в 2005 г.), а травматизма – 48% (84 случая в 2005 г.). Эта тенденция характерна для объектов нефтяной и газовой промышленности, магистрального трубопроводного транспорта, где число аварий уменьшилось на 17%, объектов систем газораспределения и газопотребления, где число аварий сократилось на 24%, и нефтехимических объектов, где число смертельных случаев снизилось на 64%.
Вместе с тем в 2006 году отмечен рост аварийности в нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (21 авария против 18 в 2005 году).
Наибольшее количество аварий произошло на территории Республик Татарстан и Башкортостан, в Свердловской, Пермской, Тюменской областях, а также в Ханты-Мансийском АО.
Анализ причин аварий и смертельного производственного травматизма позволяет сделать выводы о наличии ряда серьезных проблем в обеспечении безопасной работы объектов.
Провозглашение соглашений
В 2006 году подписан ряд Соглашений между Службой и вертикально интегрированными компаниями ТНК-ВР, ЛУКОЙЛом, Сургутнефтегазом и другими, а также Кабинетом Министров Республики Татарстан. Их цель – обеспечение взаимодействия, координации действий по крупным инвестиционным проектам, решению задач в области промышленной и экологической безопасности предприятий нефтегазового комплекса.
Так, в рамках Соглашения с Кабинетом Министров Республики Татарстан проводится совместная работа по сопровождению крупного проекта строительства комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в городе Нижнекамске. Данный проект имеет беспрецедентный для нефтехимической отрасли России масштаб, в котором применены современные и передовые отечественные и зарубежные технологии. Проект требует детальной проработки в части технологических и экологических рисков, он является предметом особого внимания Ростехнадзора. УТЭН по Республике Татарстан этот проект взят под жесткий контроль в части обеспечения промышленной и экологической безопасности.
Строится активное взаимодействие с Сургутнефтегазом. За короткий срок при участии УТЭН по Ханты-Мансийскому АО разработана методика по контролю за безопасностью работ при текущем и капитальном ремонте скважин.
Внимание к газификации
Несколько слов о недостаточном внимании территориальных органов к Программе газификации, которая реализуется в 43 субъектах федерации. Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации «О газификации регионов России» были обобщены предложения Минрегионразвития России, МПР России и подготовлены предложения в Правительство по оптимизации контроля в ходе осуществления перспективного плана «Газпрома».
Территориальным управлениям дано поручение по данному вопросу, установлен контроль за его выполнением и организован сбор информации от территориальных управлений по реализации региональных программ газификации. Однако до сих пор от 17 территориальных органов не поступила информация об организации надзора за строительством газопроводов. Это Рязанская, Смоленская, Брянская, Орловская, Кировская, Курганская, Омская, Томская, Кемеровская области, Республика Марий-Эл и Мордовия.
Магистральные проблемы
По-прежнему остается высоким уровень аварийности по причине несанкционированных врезок в магистральные и межпромысловые нефтепроводы и механических повреждений трубопроводов землеройной техникой. В течение прошлого года проводились целевые проверки организации контроля за охранными зонами магистральных нефтепроводов, по результатам которых предприятия трубопроводного транспорта приняли дополнительные меры.
Однако ситуация на трассах магистральных трубопроводов, особенно в Южном и Приволжском федеральных округах, продолжает оставаться напряженной. Анализ их надзорной деятельности показывает, что еще не в полной мере обеспечена требовательность к предприятиям магистрального трубопроводного транспорта, также не всегда применяются административные меры воздействия к руководителям линейных организаций, не обеспечивших достаточный контроль за охранными зонами магистральных нефтепроводов.
50 тысяч автозаправок
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.01.07 № 18 «О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов» под его действие подпадают все АЗС. В текущем году руководителям территориальных органов Ростехнадзора необходимо провести работу по лицензированию деятельности автозаправочных станций.
Однако следует иметь в виду, что количество поднадзорных объектов нефтепродуктообеспечения увеличится в несколько раз (по предварительной оценке, 40 000-50 000 АЗС). И руководителям территориальных органов необходимо будет оптимизировать надзорные функции на этих объектах с учетом имеющейся численности инспекторского состава.
Наибольшую обеспокоенность Управления в части организации качественного надзора за АЗС вызывают территориальные органы, где до сих пор не организован надзор даже за нефтебазами. Это – Управления по технологическому и экологическому надзору по Псковской, Новгородской, Брянской, Курской, Липецкой, Орловской областям.
Не медлить
К общим недостаткам работы территориальных органов следует отнести упущения при организации расследования причин аварий и несчастных случаев. С задержкой в Управление поступили материалы расследования аварий от Пермского межрегионального УТЭН, УТЭН по Тверской области, МТУ по Уральскому федеральному округу, УТЭН по Саратовской области, УТЭН по Тюменской области и других.
Причина длительного расследования заключается не только в сложности аварий, но и в неудовлетворительной организации расследования. Отмечены случаи, когда расследование не проводится территориальным органом своевременно.
Так, 31 декабря 2006 года на нефтебазе ООО «Авто» (Тверская область) произошла авария, связанная с возгоранием и пожаром в резервуарном парке, в результате которой четыре резервуара с нефтепродуктами были уничтожены огнем. При контроле за ходом технического расследования было установлено, что по состоянию на 9 января 2007 года Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области не была образована комиссия по расследованию аварии, указанное расследование не проводилось. Комиссия приступила к расследованию с задержкой в 10 дней после регистрации сообщения об аварии. Оценка действий членов комиссии по техническому расследованию причин показала, что они не только не провели расследование должным образом, но и не привлекли руководителя ООО «Авто» к ответственности за невыполнение требований, установленных Положением о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, в том числе за непредставление сообщения об аварии. Руководитель и заместитель руководителя УТЭН по Тверской области привлечены к дисциплинарной ответственности.