Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2020

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Выставки

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Современные технологии, постоянная модернизация производства, грамотная инвестиционная политика, умелый менеджмент и забота о людях. Это лишь малая часть факторов, которые в своей работе применяет АО «ТАИФ-НК». При всем внимании к техническому оснащению нефтеперерабатывающего производства, на первом плане здесь все-таки люди, создание комфортных, а главное, безопасных условий для их работы.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК»
Украинский Олег Вячеславович, руководитель Государственной инспекции труда —  главный государственный инспектор труда в Пермском крае

Государственная инспекция труда в Пермском крае ведет активную деятельность в условиях действия ограничительных мер из-за распространения коронавируса. Об изменениях в работе, вызванных ситуацией, и результатах   рассказал руководитель Гострудинспекции Олег Вячеславович Украинский.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

АО «Сетевая компания» проводит  масштабную реконструкцию ПС 110 кВ «Прикамская». Цель работы – многократно повысить надежность электроснабжения жителей Елабуги и Елабужского района Республики Татарстан.

Статья находится в свободном доступе благодаря Сетевая компания

Свежий номер

№ 11 (164), ноябрь, 2020
В номере: .

Теги

Не разлить ни капли

Алексеенко Андрей Евгеньевич, ведущий инженер Управления промышленной и экологической безопасности ОАО «Белкамнефть»

Алексеенко Андрей Евгеньевич
ведущий инженер Управления промышленной и экологической безопасности ОАО «Белкамнефть»

Хабибуллин Фаниль Анасович, начальник Службы охраны труда, промышленной безопасности и безопасности дорожного движения АТЦ НГДУ-2 ОАО «Белкамнефть»

Хабибуллин Фаниль Анасович
начальник Службы охраны труда, промышленной безопасности и безопасности дорожного движения АТЦ НГДУ-2 ОАО «Белкамнефть»

Номер журнала: 

Рубрика: 

Организация системы промышленной и экологической безопасности при транспортировке нефти и нефтепродуктов автомобильным транспортом в ОАО «Белкамнефть»

Развитие инфраструктуры транспортировки углеводородов, относящихся к опасным грузам, в свете промышленной и экологической безопасности требует комплексного, ориентированного на перспективу подхода. Это обусловлено как стабильным ростом, демонстрируемым нефтедобывающей отраслью Удмуртской Республики, так и возросшими требованиями к охране окружающей среды со стороны государства и хозяйствующих субъектов.

Анализ ситуации

Хотя доля автотранспортных перевозок нефти и нефтепродуктов, в сравнении с объемами, транспортируемыми трубопроводным транспортом, относительно невелика, проблема организации системы безопасности является не менее актуальной, поскольку под угрозой оказывается экология территорий с высокой антропогенной нагрузкой. Пути транспортировки обычно проходят через населенные пункты, земли сельскохозяйственного назначения, лесные массивы, вблизи водных объектов.

Как правило, последствия нефтеразливов при авариях во время перевозки нефти автомобильным транспортом носят локальный характер ввиду относительно малых объемов излившейся нефти. Количество разлитой нефти зависит от характера аварии, состояния автоцистерны, исправности запорной арматуры на ней и других факторов. При этом ущерб, наносимый окружающей природной среде в результате аварий при транспортировке нефти автотранспортом, незначительный.

Разлитая нефть обычно концентрируется в придорожной канаве, легко откачивается, а загрязненный грунт вывозится на шламонакопитель. В теплое время года загрязненный грунт заменяется на свежий с последующим посевом трав. В зимнее время по периметру загрязненной территории возводится обвалование для исключения дальнейшего распространения нефти с талыми водами, участок постоянно находится под контролем экологической службы. С наступлением тепла производятся зачистка территории и восстановление плодородия почвы.

Анализ ситуации показывает, что основными причинами наступления аварий, инцидентов и несчастных случаев при транспортировке нефти и нефтепродуктов автомобильным транспортом на предприятиях нефтяной и газовой промышленности являются:

  • неудовлетворительное состояние автомобильных дорог;
  • несоблюдение водителями, перевозящими опасные грузы (ОГ), требований Правил дорожного движения в части движения на автомобиле со скоростью, обеспечивающей постоянный контроль за транспортным средством.
Организация безопасной транспортировки нефти в ОАО «Белкамнефть»

С учетом этих факторов в ОАО «Белкамнефть» разработан и реализован комплекс мер, направленных на повышение промышленной и экологической безопасности при транспортировке углеводородного сырья автотранспортом и снижение воздействия на окружающую среду при возможных разливах нефти. Принципиально можно определить четыре приоритетных направления, позволяющих минимизировать экологические и технические риски этого бизнес-процесса:

  • всесторонняя подготовка специалистов, как в области предупреждения наступления аварий и несчастных случаев, так и локализации нефтеразливов;
  • развитие информационного обеспечения, позволяющего координировать действия всех заинтересованных служб предприятия, а также местных и региональных аварийных формирований и других заинтересованных организаций (государственная противопожарная служба; поисково-спасательный отряд МЧС и др.);
  • обеспечение соответствия автомобильных транспортных средств требованиям технической и экологической безопасности;
  • оснащение специализированных служб и отделов предприятия оборудованием, необходимым для предотвращения аварий и локализации их последствий. В соответствии с этим Служба охраны труда, промышленной безопасности и безопасности дорожного движения АТЦ ОАО «Белкамнефть» проводит следующие мероприятия превентивного характера:
  • прохождение водителями и обслуживающим перевозки опасных грузов персоналом специальной подготовки в специализированных учебных заведениях;
  • прохождение водителями полного курса стажировки на каждом типе транспортного средства;
  • прохождение водителями периодических ежегодных медицинских осмотров, а также медицинских осмотров перед каждым рейсом;
  • проведение предрейсовых инструктажей об особенностях работы на линии;
  • проведение с водителями ежегодных занятий по обеспечению безопасности дорожного движения с последующей сдачей зачетов;
  • обучение действиям в случае инцидента (порядок действия, пожаротушение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция);
  • проведение контрольных проверок работы водителей на линии с контролем скоростного режима, проверкой укомплектованности и технической исправности транспортных средств;
  • ежемесячное проведение собраний с коллективами автотранспортных цехов с разбором нарушений Правил дорожного движения и причин ДТП;
  • проведение с водителями внеплановых инструктажей по особенностям работы на линии в осенне-зимний период;
  • проведение предрейсового контроля за техническим состоянием транспортных средств;
  • проведение контроля за соблюдением периодичности и регламентного обслуживания транспортных средств в объеме ТО-1, ТО-2, текущего и капитального ремонта;
  • проведение периодического инструментального технического осмотра транспортных средств не реже 2 раз в год;
  • обеспечение соответствия требованиям нормативных технических документов конструкций транспортных средств, занятых перевозками ОГ;
  • проведение контроля по соблюдению установленного режима труда и отдыха водителей;
  • ежемесячно производственно-транспортная служба совместно с инженером по безопасности дорожного движения автотранспортного цеха проводят обследования маршрутов перевозок.

Не разлить ни капли.

Во многом благодаря комплексному подходу к проблемам промышленной и экологической безопасности в 2006 году в ОАО «Белкамнефть» не было допущено ни одного несчастного случая, пожара при транспортировке нефти и нефтепродуктов. Тем не менее на предприятии в целях повышения готовности и профессионализма персонала проводятся учебно-тренировочные занятия по выработке навыков выполнения работ по ликвидации возможных разливов нефти.

Тяжело в учении…

Ежегодно согласно «Плану основных мероприятий ОАО „Белкамнефть“ по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах» проводятся тренировки по теме «Локализация и ликвидация аварии с разливом нефти в результате ДТП с нефтевозом», цели которых:

  • отработка организации аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий ЧС вызванных ДТП с автотранспортом, осуществляющим перевозку опасных грузов;
  • отработка действий органов управления, служб, сил и средств при проведении неотложных работ по ликвидации последствий аварии;
  • отработка рабочими и служащими действий по сигналам оповещения.

Руководителем тренировок назначается руководство НГДУ и АТЦ. Участвуют же в них:

  • комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности НГДУ;
  • формирования ГО: отделение пожаротушения АТЦ, санитарное и спасательное звено;
  • персонал АТЦ;
  • начальники колонн.

Не разлить ни капли.Согласно Плану основных мероприятий ОАО «Белкамнефть» по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах ежегодно проводятся тренировки на тему: «Локализация и ликвидация аварии с разливом нефти в результате ДТП с нефтевозом».

В 2006 году в ОАО «Белкамнефть» не было допущено ни одного несчастного случая, пожара при транспортировке нефти и нефтепродуктов. Тем не менее, на предприятии в целях повышения готовности и профессионализма персонала проводятся учебно-тренировочные занятия по выработке навыков выполнения работ по ликвидации возможных разливов нефти.

Необходимо отметить, что в ходе учений и тренировок специалисты ОАО «Белкамнефть» демонстрируют готовность к оперативной локализации разливов нефти и необходимые навыки по эффективному использованию всего спектра материально-технических средств, применяемых при ликвидации последствий аварий.

Требования к транспорту и особенности его эксплуатации при перевозке опасных грузов

Обеспечение безопасности любого бизнес-процесса определяется не только человеческим фактором, но и зависит от состояния задействованных в нем технических средств. Основные требования к автомобильному транспорту, используемому при перевозке нефти в ОАО «Белкамнефть», собраны в нормативно-технической документации, составленной на основании:

  • Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утв. Приказом Минтранса РФ от 08.08.95 № 73, с изменениями от 11.06, 14.10.99);
  • Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50913-96 «Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и Общие технические требования» (принят Постановлением Госстандарта РФ от 10.06.96 № 368);
  • ГОСТ 1510-84. «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение»;
  • Межотраслевых правил «По охране труда на автомобильном транспорте» ПОТ Р М-027-2003 (утверждены Постановлением Министерства труда РФ от12.05.03 № 28).

Данные требования являются руководящим документом при осуществлении входного контроля приобретаемых транспортных средств по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, а также для приведения в соответствие требованиям нормативно-технической документации имеющихся транспортных средств по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.

В соответствии со стандартами, установленными в нормативно-технической документации, при перевозке опасных грузов осуществляются следующие мероприятия:

  • согласование маршрута перевозки опасных грузов с ГИБДД МВД РФ при перевозке «особо опасных грузов», при перевозке опасных грузов в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.);
  • ограничение скорости движения транспортных средств с учетом конкретных дорожных условий;
  • организация системы информации об опасности перевозимых грузов, включающей в себя информационные таблицы для обозначения транспортных средств и аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий;
  • обеспечение запаса хода транспортных средств не менее 500 километров без дозаправки;
  • при перевозке «особо опасных грузов» организуется сопровождение.

Наряду с собственным автопарком ОАО «Белкамнефть» в перевозках нефти, нефтепродуктов и других опасных грузов задействованы сторонние подрядные организации. К водителям и транспортным средствам данных организаций Служба охраны труда, промышленной безопасности и безопасности дорожного движения АТЦ ОАО «Белкамнефть» предъявляет те же требования, что и к водителям и транспортным средствам собственного автопарка. Управление промышленной и экологической безопасности совместно со Службой охраны труда, промышленной безопасности и безопасности дорожного движения автотранспортного цеха постоянно проводят проверки работы водителей на линии. При этом проверяется наличие документов по прохождению специальной подготовки, документов системы информации об опасности, соблюдение скоростного режима, укомплектованность и техническая исправность транспортных средств, проверяется устранение выявленных ранее нарушений. По результатам проверки оформляется акт, который направляется руководителям подрядных автотранспортных организаций с требованиями по устранению выявленных нарушений.

Контроль состояния автоцистерн

Ненадлежащее состояние автоцистерн может также являться одной из причин утечек нефти и загрязнения окружающей среды. В ОАО «Белкамнефть» в целях снижения риска аварий и инцидентов для всех автоцистерн обязательны следующие пункты:

  • проведение визуального входного контроля вновь приобретенных автоцистерн на соответствие конструкции требованиям нормативных технических документов;
  • проведение планово-предупредительного ремонта автоцистерн согласно утвержденному графику.

При выводе автоцистерн в ремонт самое проблематичное — удаление отложений со стенок и дна резервуара и их последующая утилизация. В ОАО «Белкамнефть» эта проблема решена. Жидкая фракция откачивается вакуумными насосами, а АСПО удаляется механическим способом. Обе составляющие вывозятся на шламонакопитель, где происходит отстой отхода, затем жидкая фракция откачивается в систему сбора нефти (для сокращения потерь), а оставшийся отход утилизируется по принятой на предприятии технологии. Все операции производятся под строгим контролем специалистов-экологов для исключения возможности загрязнения окружающей природной среды.

Организация промышленной и экологической безопасности на объектах слива-налива нефти

Не разлить ни капли.Слив-налив нефти как составная часть процесса транспортировки нефти обладает высоким потенциалом негативного воздействия на окружающую среду. В целях минимизации вероятности наступления экологических рисков и оперативной ликвидации их последствий на пунктах налива нефти ОАО «Белкамнефть» предусмотрена система предотвращения загрязнения прилегающей территории нефтью в случае создания аварийной ситуации. С целью локализации разлива сооружаются защитные преграды (обвалование, бордюр, непроницаемые стены). Для въезда-выезда транспорта возводятся пандусы.

Для сбора разлитой нефти предусмотрена дренажная система, состоящая из нескольких дождеприемников и подземных трубопроводов, соединенных в единую систему с подземной емкостью. На пунктах налива нефти предусмотрена система аварийной сигнализации на случай переполнения емкостей, а также организован контроль за уровнем заполнения автоцистерн при их наливе. Все вышеперечисленные мероприятия гарантируют полную утилизацию случайно разлитой нефти во время наполнения автоцистерн и исключают его попадание в водные объекты.

Организация промышленной безопасности на объектах слива-налива нефти и нефтепродуктов ОАО «Белкамнефть» включает следующие пункты:

  • выполнение погрузочно-разгрузочных операций на специально оборудованных постах;
  • контроль за соблюдением погрузочно-разгрузочных операций со стороны ответственных лиц грузополучателя и грузоотправителя;
  • проверка технического состояния и оснащения транспортных средств на соответствие перевозимому опасному грузу;
  • разработка плана действий в аварийных ситуациях и ознакомление лиц, осуществляющих погрузку, разгрузку и перевозку ОГ, создание аварийных бригад по ликвидации последствий аварий и организация их соответствующей подготовки.

Кроме того, Служба охраны труда, промышленной безопасности и безопасности дорожного движения АТЦ ОАО «Белкамнефть» установила скоростные ограничения на объектах:

  • на территории месторождений — 50 км/час;
  • на территории производственных объектов — 5 км/час.

Еще одной задачей при эксплуатации объектов слива-налива нефти является выполнение комплекса требований пожарной безопасности, предъявляемых к таким объектам. Уменьшение вероятности возникновения аварийных ситуаций и тяжести их последствий достигается, в первую очередь, за счет мероприятий технического характера: применение герметичного производственного оборудования; применение материалов, не создающих искр при соударении; применение оборудования во взрывозащищенном исполнении; применение средств защиты от атмосферного и статического электричества.

В целом в пунктах налива нефти технический контроль за исправным содержанием и безопасной эксплуатацией оборудования осуществляется в двух видах — как государственный, так и ведомственный технический надзор, согласно действующим Правилам, утвержденным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.


Выводы

  • Выполнение предусмотренных Службой охраны труда, промышленной безопасности и безопасности дорожного движения АТЦ ОАО «Белкамнефть» мероприятий позволяет в большинстве случаев предотвратить возникновение аварий, связанных с транспортировкой нефти автомобильным транспортом.
  • Специалисты ОАО «Белкамнефть» обладают всеми необходимыми навыками по ликвидации последствий возможных аварий и несчастных случаев.
  • Оценка риска аварий, принятых мер по предупреждению аварий и готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий при транспортировке нефти автомобильным транспортом показали, что технические решения, реализованные в ОАО «Белкамнефть», соответствуют требованиям промышленной безопасности.
Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "АльфаPR"

Все статьи рубрики