Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

Надзорная деятельность в области обращения с отходами

 
Козьминых  Михаил Юрьевич, руководитель Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора

Козьминых Михаил Юрьевич
руководитель Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

Редакция журнала обратилась в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора с просьбой рассказать о требованиях в области обращения с отходами, основных нарушениях, допускаемых природопользователями, и изменениях в данной сфере, вступающих в силу с 2022 г.

- Каковы полномочия Росприроднадзора в области обращения с отходами? 
- Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора осуществляет федеральный экологический надзор, в том числе и в области обращения с отходами, на объектах, подлежащих такому надзору. 
Одновременно ведомство осуществляет лицензирование деятельности в области обращения с отходами. Лицензированию подлежит сбор, обработка, обезвреживание, утилизация, размещение, транспортирование отходов I-IV классов опасности. 
Управление также проводит работу по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе и за размещение отходов. Ежегодно ведомством принимается статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы).

- Какими нормативными актами регулируется в настоящее время обращение с отходами? Были ли внесены изменения в законодательство в 2020-2021 гг., будут ли изменения в данной сфере с 2022 г.? На что обратить внимание природопользователям?
- Обращение с отходами должно осуществляться в соответствии с требованиями Федеральных законов, среди которых закон «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», и иными нормативными правовыми актами, регулирующими данную отрасль. Природоохранное законодательство нестатично, и в него вносятся изменения. 
В соответствии с требованиями действующего законодательства индивидуальные предприниматели и юридические лица, за которыми закреплена обязанность по сдаче статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух), 2-ТП (рекультивация), представляют соответствующие данные по утвержденным формам в территориальные органы Росприроднадзора в сроки, определенные приказами о сдаче соответствующей статистической отчетности.
Ранее статистическая отчетность от субъектов малого предпринимательства принималась как в бумажном, так и в электронном виде.
С 01.01.2022 г. прием статистической отчетности в бумажном виде, в том числе по формам федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы), № 2-ТП (воздух) и № 2-ТП (рекультивация), не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Прием статистической отчетности Росприроднадзором будет осуществляться только в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи.
Отчетность формируется в личном кабинете природопользователя, который доступен по ссылке: https://lk.rpn.gov.ru/
Вид электронной подписи определяется субъектами официального статистического учета самостоятельно, за исключением случаев, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи предусмотрено федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия. 

В случае если лицо, несанкционированно разместившее отходы, не удалось установить, ликвидация свалки и рекультивация земельного участка осуществляются за счет средств собственника земель. 

С 01.03.2022 г. деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации начнет осуществлять Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор».
Предприятием разработана федеральная государственная информационная система учета и контроля над обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК), которая позволит управлять цепочкой опасных отходов от их образования до переработки во вторичную продукцию. С 1 декабря открыта регистрация в системе.
Ввод в эксплуатацию данной информационной системы запланирован на март 2022 г. С момента запуска ФГИС операторы по обращению с отходами I и II классов опасности должны будут вносить в систему актуальные данные об образовании, местах накопления, обработке, утилизации, обезвреживании и размещении отходов. 
Для удобства пользователя ФГИС ОПВК интегрирована с информационными системами Росприроднадзора, «Госуслуги», сервисами ФНС, АИС «Налог-3», Публичной кадастровой картой Росреестра, ПТК «Госконтроль» и другими системами. Благодаря этому пользователям не потребуется повторно вносить сведения, уже имеющиеся в других информационных системах.
Контактные данные службы технической поддержки по вопросам подключения к ФГИС ОПВК:  support@gisopvk.ru, +7 (495) 822 22 00, +7 (495)  710 76 51.

- Какие основные проблемы наблюдаются в настоящее время в сфере обращения с отходами на территории, поднадзорной Северо-Западному межрегиональному управлению Росприроднадзора? 
- В рамках надзорной деятельности Управление сталкивается с несанкционированным размещением отходов. Из-за противоправных действий нарушителей наносится ущерб окружающей среде, который исчисляется миллионами рублей. 
В случае если лицо, несанкционированно разместившее отходы, не удалось установить, ликвидация свалки и рекультивация земельного участка осуществляются за счет средств собственника земель. 

- Каковы обязанности предприятий и организаций в области обращения с отходами? 
- Предприятия должны иметь разрешительную документацию, осуществлять деятельность по обращению с отходами безопасным для окружающей среды способом, не допускать несанкционированного размещения отходов в местах, не предназначенных для этих целей. 
Деятельность по обращению с отходами в части сбора, обработки, транспортирования, утилизации, размещения отходов должна осуществляться на основании лицензии, которая выдается на конкретный вид деятельности территориальными органами Росприроднадзора. 
- Каковы основные нарушения, которые допускаются природопользователями в области обращения с отходами? Как часто нарушаются требования охраны окружающей среды при обращении с отходами, предоставления достоверной информации и отчетности и т.д.?  
- Среди типовых нарушений в области обращения с отходами можно выделить:
- отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- отсутствие паспортов отходов I-IV классов опасности;
- эксплуатация объектов размещения отходов, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
- несанкционированное размещение отходов;
- отсутствие соответствующего обучения у лиц, допущенных к обращению с отходами;
- нарушение обязательных требований при эксплуатации объектов размещения отходов;
- искажение сведений в журнале учета движения отходов и в отчете по форме 2-ТП (отходы).

С 01.01.2022 г. прием статистической отчетности в бумажном виде, в том числе по формам федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы), № 2-ТП (воздух) и № 2-ТП (рекультивация), не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Прием статистической отчетности Росприроднадзором будет осуществляться только в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи.

- Если можно, приведите примеры нарушений экологических требований при обращении с отходами. Каковы последствия данных нарушений? 
- Примерами экологических нарушений при обращении с отходами может быть несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления (ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ). За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафов:
- для физических лиц — от одной тыс. до двух тыс. руб.;
- для должностных лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; 
- для юридических лиц — от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель при сдаче отчетности, представлении иной информации допустили искажение или сокрытие экологической информации, то за данные действия предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ. 
В соответствии с требованиями ст. 42 «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. 
Как показывает практика, несанкционированное размещение отходов влечет за собой загрязнение  земельных участков, что служит основанием для проведения Управлением   исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, который предъявляется нарушителю, и обязание виновных осуществить рекультивацию в соответствии  с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

 - На что предприятиям необходимо обратить внимание, чтобы не допускать нарушения в области обращения с отходами? Какие меры необходимо принять внутри организации в первую очередь? 
- Предприятиям необходимо соблюдать требования природоохранного законодательства. Провести внутренний экологический аудит на предмет исполнения/неисполнения требований закона. 
Деятельность по обращению с отходами должна быть направлена на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Из отходов, которые направляются на размещение, должны извлекаться полезные фракции с целью дальнейшего вовлечения во вторичное использование.

- Что Вы пожелаете природопользователям в наступившем Новом году? 
- Желаем природопользователям в Новом году здоровья, соблюдения природоохранного законодательства и удачи!

Все статьи рубрики