Мониторинг на местах: комиссия Минздравсоцразвития России оценила соблюдение трудовых прав в Удмуртии
Номер журнала:
Рубрика:
За последние три года в Удмуртской Республике средней размер заработной платы в различных отраслях бюджетной сферы вырос на 32-34 %, в том числе благодаря внедрению новой системы оплаты труда. При этом, изменения затронули 180 тыс. бюджетников в республике, а в целом на территории Российской Федерации в бюджетной сфере трудится около 14 млн человек.
Для проверки проделанной работы в Удмуртскую Республику приехала рабочая группа во главе с директором департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России Жаровой Наталией Викторовной. Удмуртия стала 28 регионом по счету, который посетила комиссия.
Наталия Жарова отметила, что целью мероприятия является подведение итогов, которые после введения новой системы оплаты труда имеются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Удмуртия перешла на новую систему в 2009 г., сейчас на календаре – уже 2012-й, пришло время осуществлять определенный анализ и сделать выводы, как эту систему совершенствовать дальше. Она отметила, что система была отработана таким образом, что были сохранены все гарантии. Помимо проверки перехода на новые системы оплаты труда (НСОТ) в учреждениях здравоохранения, культуры и образования, комиссия занимается изучением вопроса, связанного с задолженностью по заработной плате в организациях Удмуртской Республики.
Целью внедрения новых систем оплаты труда, по мнению заместителя председателя правительства УР Владимира Перешеина, является отход от «уравниловки», повышение качества труда, уровня государственных услуг за счет стимулирования работников государственных учреждений. НСОТ учитывает квалификацию работника и позволяет применять всевозможные стимулирующие надбавки. Она внедряется для того, чтобы люди, которые имеют высокий профессиональный уровень, получали соответственно ему.
По мнению министра труда Удмуртской Республики Фефилова Сергея Самоновича, новая система оплаты труда имеет свои преимущества и недостатки: «У нас есть возможность изучить опыт других регионов, выбрать из него самое лучшее. Мы признаем, что наша система оплаты труда сложна для понимания всех работников бюджетной сферы, а как эту ситуацию немного упростить, нам подскажут представители федерального центра. Важно, чтобы в основе НСОТ лежали такие оценки качества труда человека, которые бы понимал и тот, кто работает хорошо, и тот, кто работает плохо. Такие критерии есть, они постоянно дорабатываются и совершенствуются».
В частности, работникам образовательных учреждений предусмотрены выплаты стимулирующего характера: за углубленное изучение предметов, за стаж работы воспитателям и помощникам воспитателей, за ученую степень, ведомственные награды, за выполнение дополнительных работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами и другие), за интенсивность и высокие результаты работы с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы. Критериями оценки труда врачей стационара являются: число пролеченных больных, качество лечебно-диагностического процесса, в части выполнения стандарта диагностики и лечения, отсутствие послеоперационных осложнений, своевременность представления пациента на врачебную комиссию по экспертизе временной нетрудоспособности и другие критерии.
Помимо заинтересованности работников в результатах труда, положительным моментом новой системы является единый подход установления должностных окладов и структуры заработной платы работников учреждений всех отраслей. Кроме того, все гарантированные выплаты, а также доплаты и надбавки, установленные с учетом требований к специализации и квалификации по тарифной системе оплаты труда, учтены и сохранены работнику по новой системе оплаты труда.
В своем докладе председатель Федерации профсоюзов УР Шерстобит Сергей Викторович выразил мнение Федерации профсоюзов УР о введении новых систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях УР. С первых дней внедрения НСОТ, отметил он, в Федерацию профсоюзов УР начали и продолжают поступать обращения профактива о том, что система оплаты труда сложна для понимания не только самих работников, в том числе и с высшим образованием, но и для бухгалтеров.
В ноябре 2011 г. Федерация профсоюзов УР вышла с инициативой рассмотреть итоги введения новых систем оплаты труда в бюджетных отраслях на заседании Удмуртской Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. После этого была создана Рабочая группа для выработки предложений по изменению нормативной правовой базы НСОТ в Удмуртской Республике. Члены Рабочей группы – представители сторон социального партнерства пришли к соглашению, что действующая система оплаты труда работников бюджетной сферы является сложной и должна быть усовершенствована для повышения эффективности и стимулирующей роли заработной платы. Принципиальным же подходом в ее совершенствовании должно стать сокращение излишнего числа структурных элементов в части формирования должностного оклада работника.
Сергей Шерстобит в докладе затронул спорные вопросы и отметил, что нельзя уходить от идеологии федерального законодательства. Также он подчеркнул, что, по мнению Федерации профсоюзов УР, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников должны быть утверждены Правительством Российской Федерации и обязательны к применению на всей территории страны.
Руководитель Государственной инспекции труда в УР Украинский Олег Вячеславович в своем докладе подвел итоги надзорной деятельности за соблюдением трудового законодательства в части заработной платы в организациях республики за 2009-2011 гг.
Количество проверок по оплате труда, проведенных в бюджетных учреждениях, перешедших на новую систему оплаты труда, составило в 2011 г. 60, количество выявленных нарушений по оплате труда – 99, количество выданных предписаний по оплате труда – 57, количество административных штрафов по оплате труда – 36, общая сумма административных штрафов по оплате труда составила: 48 тыс. рублей.
В 2011 г. была погашена задолженность по оплате труда по предписаниям госинспекторов труда на сумму 374,83 млн рублей 26987 работникам. На 1 марта 2012 г. сумма просроченной задолженности по заработной плате в 7 организациях УР составила около 6 млн рублей (с количеством работников 2547). В ОАО «Сарапульский радиозавод» и в ОАО НПО «Ижмаш» удалось ликвидировать просроченную задолженность по заработной плате. В ОАО «Буммаш» на 1 марта 2012 г. сумма просроченной задолженности составляет 853 тыс. рублей.
В своем докладе Олег Вячеславович Украинский затронул основные проблемы, связанные с соблюдением законодательства в трудовой сфере в части оплаты труда. В частности, крайне низкий уровень правовых знаний и элементарной дисциплины руководителей организаций, неудовлетворительное экономическое, финансовое и технологическое состояние большого числа хозяйствующих субъектов. А также отсутствие системы эффективно действующих экономических, административных и правовых механизмов, стимулирующих работодателей к безусловному соблюдению требований законодательства о труде и непосредственно связанных с ними правах и свободах граждан, недостаточная пропаганда вопросов трудового законодательства.
На 1 марта 2012 г. в Гострудинспекцию в УР лично обратилось 2011 граждан, а в письменном порядке – 426, в то время как в 2009 г. эти цифры составили: 10421 и 955 человек соответственно.