Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Между партой и больницей

 
КОЛЕСНИКОВ Александр Владимирович, начальник отдела  организации технической  экспертизы  и расследования  аварий Национального  союза страховщиков  ответственности

КОЛЕСНИКОВ Александр Владимирович
начальник отдела организации технической экспертизы и расследования аварий Национального союза страховщиков ответственности

Морозова Оксана  Александровна, заместитель начальника отдела «Оценки риска и международной координации» ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Морозова Оксана Александровна
заместитель начальника отдела «Оценки риска и международной координации» ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Номер журнала: 

Рубрика: 

В данной статье хотелось бы затронуть тему школьного травматизма с точки зрения расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в образовательном учреждении.
В школах России ежегодно регистрируется 130-150 тыс. случаев получения серьезных травм учащимися в возрасте до 15 лет. В целом «школьная травма» (вместе со спортивной травмой) составляют 10-20 % всего детского травматизма (по различным источникам). 
Частота травм зависит от возраста ребенка. Наибольшее число травм приходится на средний школьный возраст — 11-14 лет (более 60 %). Максимум «школьных травм» приходится на весну и осень.
Большинство травм (до 80 %) школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают — травмы, к сожалению, неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи в основном обусловлены нарушением правил безопасности.
Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего школьники обращаются к врачу с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног. Травмы головы находятся на втором месте.
Представляется достаточно очевидным, что все случаи получения учащимися травм должны быть тщательно расследованы и учтены в установленном порядке. 

Новый порядок
Несколько месяцев назад был принят новый нормативный документ — Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (утв. Приказом Минобрнауки России от 27.06.2017 г. № 602, зарег. в Минюсте России 29.09.2017 г. № 48 372). Документ начал действовать с 13.10.2017 г.
Данный документ появился не на пустом месте. В период с 01.10.1990 г. до 28.11.2013 г. на территории РФ действовало Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР (введен в действие приказом Гособразования СССР от 01.10.1990 г. № 639). Указанное положение утратило силу в связи с изданием Приказа Минобрнауки России от 29.11.2013 г. № 1296. Следует отметить, что данный документ не заменил чем-либо это положение, а просто признал его недействующим (утратившим силу) в  числе других документов.
Уже в первой редакции Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 4 ч. 4 ст. 41) содержалось положение о том, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают расследование и учет несчастных случаев с обучающимися.
Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 г. № 466) к полномочиям Минобрнауки России отнес-
ло в числе прочего разработку нормативного правового акта-порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятель-
ность (п. 5.2.54 указанного документа).
До утверждения нового порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, Минобрнауки России рекомендовало руководствоваться в работе ст.ст. 227-231 Трудового кодекса РФ (письмо Минобрнауки России от 26.02.2016 г. № 12-ПГ-МОН-3527).
Данная рекомендация представляется не вполне корректной, поскольку несчастные случаи в процессе обучения и несчастные случаи в процессе трудовой деятельности имеют больше различий, чем сходства. Таким образом можно сказать, что практически четыре года, с 29.11.2013 г. до 13.10.2017 г., в вопросах расследования и учета несчастных случаев с обучающимися существовал правовой вакуум.

Содержание документа 
Принятый порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее  порядок), достаточно подробно регламентировал данные вопросы. В частности, документ содержит следующие разделы:
I. Общие положения.
II. Действия руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, при несчастном случае с обучающимся.
III. Организация расследования несчастного случая с обучающимся.
IV. Порядок работы комиссий при расследовании несчастного случая с обучающимся.
V. Порядок представления отчетов о несчастных случаях с обучающимися.
Приложение № 1. Рекомендуемый образец сообщения о несчастном случае.
Приложение № 2. Рекомендуе-мый образец протокола опроса очевидца несчастного случая, долж-
ностного лица, проводившего учебное занятие (мероприятие) в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Приложение № 3. Рекомендуемый образец протокола осмотра места несчастного случая, произошедшего в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Приложение № 4. Рекомендуемый образец акта о расследовании несчастного случая с обучающимся.
Приложение № 5. Рекомендуемый образец акта о расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая либо несчастного случая со смертельным исходом с обучающимся.
Приложение № 6. Рекомендуемый образец журнала регистрации несчастных случаев с обучающимися.
Приложение № 7. Рекомендуемый образец отчета о происшедших несчастных случаях с обучающимися в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Хотелось бы обратить внимание, что порядок распространяется и на повреждения здоровья вследствие дорожно-транспортных происшествий, то есть травмы, полученные в школьных автобусах, также подлежат расследованию в соответствии с этим документом.

Вопросы остались
Работоспособность порядка будет проверена реальной практикой его применения, тем не менее хотелось бы обратить внимание на ряд неоднозначных положений этого документа.
1. В соответствии с пп. «д» п. 7 порядка руководитель организации (или лицо, его замещающее), осуществляющей образовательную деятельность, при наступлении несчастного случая обязан проинформировать о несчастном случае с обучающимся родителей или законных представителей пострадавшего. 
Сроки такого информирования не установлены.
2. В соответствии с пп. «а» п. 8 порядка при групповом несчастном случае (происшедшем с двумя обучающимися или более, независимо от степени тяжести полученных повреждений здоровья), несчастном случае, в результате которого обучающийся получил тяжелые повреждения здоровья или несчастном случае со смертельным исходом руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, обязан в течение суток с момента, как стало известно о происшедшем соответствующем несчастном случае, направить сообщение о несчастном случае, в числе прочих организаций, в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Представляется очевидным, что к моменту появления представителей органов внутренних дел (через сутки после самого события) говорить о сохранности места происшествия и возможных улик (если речь идет о преступлении) уже не приходится.
3. В соответствии с п. 13 порядка несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего, его родителей или законных представителей.
Данное положение открывает широкие возможности сокрытия несчастных случаев, поскольку далеко не каждые родители будут инициировать такое расследование по собственной инициативе.
В заключение хотелось бы затронуть вопрос страхования школьников от несчастного случая. Такое страхование относится к категории добровольного, поэтому обязать родителей заключать такой договор никто не вправе.
Тем не менее отдельные учебные заведения и некоторые потенциально травмоопасные спортивные секции требуют наличия такого страхового полиса. 
Следует отметить, что наличие страховки у пострадавшего в школе ребенка ни в коей мере не освобождает от ответственности педагогов учебного заведения. Зато родители смогут без нервотрепки и судебных разбирательств получить деньги на восстановление детского здоровья. Как уже упоминалось ранее, травмы в школьном возрасте — очень распространенное явление, а последствия некоторых могут сказываться на протяжении всей жизни. Зачастую этого реально избежать, имея достаточно средств на лечение и реабилитацию пострадавшего школьника.

Все статьи рубрики