Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Методические рекомендации

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Методические рекомендации по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики

Общие положения
Настоящие Методические рекомендации предлагаются к исполнению при подготовке и представлению материалов на государственную экологическую экспертизу.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации и Удмуртской Республики в области охраны окружающей среды.

Материалы экологического обоснования намечаемой деятельности разрабатываются с целью оценки воздействия на окружающую среду в результате осуществления такой деятельности, предотвращения или смягчения этого воздействия на окружающую среду и своевременного учета связанных с данной деятельностью экологических, социальных, экономических и иных последствий.

Экологически и экономически обоснованные решения по объектам экспертизы должны гарантировать:

  • экологическую безопасность населения;
  • минимальный ущерб природной среде и населению при устойчивом социально-экономическом развитии территорий;
  • благоприятные экологические условия для проживания населения;
  • рациональное и экономное расходование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
  • выпуск экологически безопасной продукции;
  • сохранение биологического разнообразия, чистоты воздуха, источников водоснабжения и других природных объектов, исторического наследия народа;
  • внедрение высокопроизводительного мало- или безотходного технологического оборудования и техники.
    Исходные данные для экологического обоснования могут быть получены на основе сбора опубликованных и фондовых материалов, рекогносцировочного обследования территории.

II. Экологические требования к проектам нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Удмуртской Республики.

Природоохранные нормативные документы, регламентирующие состояние природной среды, должны содержать статистические показатели (критерии) качества компонентов природной среды, определяемые с учетом природно-климатических особенностей территории.

Для особо ценных территорий (курортные и рекреационные зоны, особо охраняемые территории) предельно допустимые показатели воздействия должны обеспечивать отсутствие каких-либо негативных изменений в экосистемах указанных территорий.

Природоохранные нормативные документы, содержащие нормативы (в т.ч. удельные) воздействия объектов конкретной отрасли на окружающую среду (отраслевые нормативы), должны регламентировать:

  • состав и количество используемых природных ресурсов на единицу продукции;
  • состав и количество загрязняющих веществ, привносимых в окружающую среду, включая отходы;
  • физические воздействия;
  • шумовое, радиоактивное, тепловое, ионизирующее и другие виды воздействий.

При этом должно соблюдаться единство методического подхода (инструментального, расчетного) в определении загрязняющих веществ, привносимых в окружающую среду, и других видов воздействий.
Нормативно-технические документы должны содержать информацию, достаточную для определения степени экологической опасности источника воздействия.

Нормативы, методики, правила, инструкции, регламенты, руководства по созданию, содержанию, реконструкции, ремонту зеленых насаждений должны содержать данные по видовому составу растительных сообществ и их пространственное распространение, перечень редких, реликтовых, эндемических растений, в том числе занесенных в Красную книгу.
Для земель лесного фонда:

  • данные по их площади и структуре, распределению лесного фонда по группам лесов,  природный и возрастной состав лесов;
  • предложения по обеспечению рационального, непрерывного и неистощимого лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, выполнения мер по лесному семеноводству, гидромелиоративных работ, рационального использования земель лесного фонда, сохранения и усиления средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных свойств лесов.

Нормативные документы, регулирующие использование почвогрунтов, должны содержать:

  • данные по типу почв, основные свойства почв, мощность и строение почвенного профиля, физико-химические исследования состава почв, химическое, биологическое и радиационное загрязнение, оценку возможности их использования как агрокультурных ресурсов;
  • комплекс агрохимических и фитомелиоративных мероприятий по восстановлению плодородия земель;
  • оценку воздействия на биологические компоненты природной среды.

Нормы, правила, методики, инструкции, регламенты по благоустройству, озеленению и восстановлению биоразнообразия территорий Удмуртской Республики должны быть направлены на сохранение биологического разнообразия территории с учетом природных условий.

Нормативно-технические и инструктивно-методические материалы, обосновывающие применение удобрений, пестицидов и биостимуляторов роста растений, должны содержать мероприятия по предупреждению деградации естественных экологических систем, изменению и уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иных негативных изменений окружающей среды.

В составе материалов обоснования объемов изъятия охотничьих животных должны быть представлены:
Прогноз объемов (лимитов) изъятия охотничьих животных из природной среды по видам.
Биологическое обоснование допустимости изъятия указанных в прогнозе объемов изъятия охотничьих животных по видам, содержащее:
- материалы по оценке современного состояния видов охотничьих животных и их популяций (в том числе оценка состояния их среды обитания, санитарных условий, состояния кормовой базы по данным учетных работ в предшествующем году);
- сведения о распределении (встречаемость, плотность, миграции и т.п.) видов охотничьих животных;
- информацию о методах оценки численности видов охотничьих животных и составления прогноза объема их допустимого изъятия из среды обитания, в том числе о погрешностях оценки численности и прогноза допустимого изъятия животных.
Материалы по использованию охотничьих животных, включающие:
- данные по динамике численности охотничьих животных по видам за период не менее 5 последних лет;
- сравнительные данные о соотношении численности видов охотничьих животных к установленным допустимым объемам изъятия и объемам их фактического изъятия из среды обитания за период не менее 5 последних лет;
- характеристику изменения численности охотничьих животных по годам с указанием причин ее сокращения или увеличения;
- данные по распределению объемов (лимитов) изъятия охотничьих животных по срокам охоты в предстоящем году;
- экспертную или иную оценку браконьерской добычи охотничьих животных по отношению к объемам фактического легального изъятия.

Заключения или материалы согласований уполномоченных органов ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзоров.
Нормативно-технические и инструктивно-методические материалы проведения работ по акклиматизации и гибридизации объектов животного мира должны содержать:

  • предложения по созданию ихтиологической службы на водохранилище, обеспечивающей постоянное наблюдение за динамикой численности рыб, населяющих водоем, за гидробиологическими, гидрофизическими и гидрохимическими параметрами водохранилища на протяжении всего года;
  •  предложения по организации охранных и регулярных мелиоративных предприятий (работы по мелиорации естественных и использованию искусственных нерестилищ, очистка береговой линии и дна водоема от коряг, пней, сплавин и т.п.).

III. Требования к экологическому обоснованию
проектов целевых программ Удмуртской Республики, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов
Материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Удмуртской Республики:

  • должны содержать информацию, достаточную для определения экологического риска намечаемой деятельности, оценки рациональности природопользования при различных вариантах этой деятельности;
  • быть взаимоувязаны с ранее принятыми к реализации программами и проектами в части использования природных и трудовых ресурсов и учитывать долгосрочные интересы региона, функциональную значимость преобладающих ландшафтов, сложившиеся национальные традиции и культурно-историческое наследие;
  • иметь данные по обследованию территории, на которой предполагается размещение производительных сил, на наличие «краснокнижных» объектов, на видовое разнообразие животных и растений, наличие и характер уже имеющейся антропогенной нагрузки на данной территории;
  • соответствовать принципам устойчивого экологически безопасного развития территории, не создавать угрозы для здоровья населения;
  • способствовать рациональному использованию природных ресурсов, сохранению природных богатств, уникальности природных экосистем региона и его демографических особенностей, историко-культурного наследия;
  • содержать оценку возможности развития намечаемой деятельности в районе возможного размещения с учетом: нормативов качества природной среды, существующей системы ограничений на природопользование, прогнозируемого состояния окружающей среды при планируемых сбросах, выбросах и отходах производства и других видах воздействия;
  • базироваться на анализе природно-ресурсного потенциала территорий, существующего использования природных, трудовых и других ресурсов, состояния природной среды, историко-культурного наследия; потребности в важнейших ресурсах, прогнозных изменениях экологической ситуации при реализации намечаемой деятельности и последствиях этих изменений для социально-экономического развития территории.

При разработке проектов комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ Удмуртской Республики, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду, следует руководствоваться следующими принципами:

  • сочетания федеральных, республиканских, местных и индивидуальных интересов при выработке направлений развития отрасли и государственной концепции сохранения природной среды;
  • комплексного системного подхода к проблеме развития отрасли и территории;
  • вариантности разработки предложений по мощности планируемых производств, районам их размещения и намечаемым природоохранным мероприятиям;
  • обязательности экологической оценки возможности размещения производственных объектов;
  • альтернативности в удовлетворении потребностей общества в продукции планируемой деятельности;
  • ресурсосбережения и минимизации ущерба природной среде и населению;
  • достаточности природоохранных мероприятий, в том числе по техническому перевооружению и применению новейших технологий;
  • возмещения прогнозируемого ущерба природной среде и населению.

В проектах схем развития отраслей экономики Удмуртской Республики, в том числе промышленности, должны быть обоснованы:

  • мощности планируемых производств;
  • районы размещения вновь создаваемых наиболее крупных объектов хозяйственной и иной деятельности, которые будут определять экологическую ситуацию в регионе;
  • комплекс природоохранных мероприятий, обеспечивающих снижение возможного воздействия планируемой деятельности до уровней, установленных нормативными документами.

При этом:

  • места размещения объектов, рекомендуемых к строительству, должны быть определены в относительно широком географическом районе, где могут быть рассмотрены несколько вариантов площадок размещения объектов;
  • комплекс природоохранных мероприятий (рекультивация нарушенных земель, захоронение и утилизация отходов, компенсационные мероприятия) должен содержать меры, необходимые для сохранения экологического равновесия в течение всего жизненного цикла предприятия.

Проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования должны содержать рекомендации по:

  • определению экологических ограничений на развитие и размещение объектов хозяйственной и иной деятельности с учетом перспектив развития районов и возможных антропогенных нагрузках –  для вновь осваиваемых территорий;
  • разработке системы мероприятий, направленных на ликвидацию негативных последствий существующей хозяйственной и иной деятельности –  для освоенных территорий.

При этом они должны включать:

  • природно-географическую и экономическую характеристики территории;
  • анализ современного состояния природной среды при существующей инфраструктуре территории;
  • прогноз состояния природной среды с учетом ретроспективного состояния преобладающих (зональных) экосистем и планируемого хозяйственного воздействия;
  • варианты рекомендуемых мероприятий по сохранению природной среды и исторического наследия, оценку их эффективности;
  • оценку последствий намечаемой природоохранной деятельности для населения;
  • выбор оптимального комплекса природоохранных мероприятий;
  • предложения по организации системы экологического мониторинга.
  • выбор оптимальной схемы распределения и территориальной организации производительных сил.

IV. Требования к материалам обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду
Материалы обоснования лицензий на заготовку, переработку и реализацию лома цветных и  черных металлов должны содержать:

  • информацию о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) на каждом объекте осуществления лицензируемой деятельности в собственности или на ином законном основании земельного участка;
  • информацию о предприятии – местонахождение, занимаемая площадь, состав предприятия, технологическая схема (способы складирования, размещения, переработки), применяемое оборудование (пресс для пакетирования лома цветных металлов), его производственные мощности, наличие проекта предприятия, утвержденного в установленном порядке;
  • информацию о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) работников, имеющих необходимую квалификацию для осуществления лицензируемой деятельности;
  • сведения об отходах – перечень принимаемых отходов, их количество (объем), физико-химическое состояние, токсичность, опасность, данные по ежегодному поступлению отходов;
  • информацию о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании лаборатории для определения химического состава лома цветных металлов, соответствующей установленным требованиям;
  • информацию о расположении места пункта приема лома относительно селитебной территории, водных объектов, особо охраняемых природных территорий;
  • обоснование норматива образования отходов (в соответствии с технологией производства);
  • краткую характеристику состояния природной среды в районе размещения предприятия;
  • разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу, лимиты на размещение отходов;

В составе обосновывающих материалов представляются также сведения о деятельности лицензиата с конкретными видами отходов, указанными в лицензии.
Материалы обоснования лицензий на предоставление права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, должны содержать :

  • сведения о предприятии, предлагаемых (применяемых) технологиях, намечаемой (выпускаемой) продукции;
  • виды и объекты воздействия, включая выбросы, сбросы, отходы производства (при изъятии и пользовании природным ресурсом –  предполагаемые объемы и сроки их расхода и изъятия, изымаемые и нарушаемые земли);
  • краткую характеристику территории в районе намечаемой деятельности, ее экологической емкости, состояния ее компонентов, а также изымаемых природных ресурсов;
  • перечень экологических ограничений, норм и правил деятельности на конкретной территории;
  • предложения по соблюдению экологических норм и правил и снижению негативного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;
  • обязательства лицензиата по снижению отходности производства на период действия лицензии;
  • оценку возможных последствий планируемой деятельности, включая природопользование;
  • сведения о службах производственного и экологического контроля;
  • обязательства лицензиата по компенсационным мероприятиям в области охраны окружающей среды и возмещению возможного ущерба природной среде и населению.

Материалы обоснования долгосрочных лицензий на пользование животным миром должны содержать:

  • оценку современного состояния видов охотничьих животных и их популяций (в том числе оценка состояния их среды обитания, санитарных условий, состояния кормовой базы);
  • сведения о распределении (встречаемости, плотности, миграции и т.п.) видов охотничьих животных;
  • информацию о методах оценки численности видов охотничьих животных и составления прогноза объема их допустимого изъятия из среды обитания, в том числе о погрешностях оценки численности и прогноза допустимого изъятия животных.
  • данные по динамике численности охотничьих животных по видам;
  • сравнительные данные о соотношении численности видов охотничьих животных к установленным допустимым объемам изъятия и объемам их фактического изъятия из среды обитания;
  • характеристику изменения численности охотничьих животных по годам, с указанием причин ее сокращения или увеличения;
  • данные по распределению объемов изъятия охотничьих животных по срокам охоты;
  • оценку браконьерской добычи охотничьих животных по отношению к объемам фактического легального изъятия.

V. Требования к материалам комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий

Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, должны содержать:

  • экологическое обоснование статуса, границ и площади ООПТ;
  • предложения по режиму использования земель; функциональному зонированию территории, по организации охранной зоны, допустимым видам пользования;
  • данные по границам и составу землепользователей;
  • графический материал района размещения участка, содержащий информацию о застройке, плотности населения, водоохранных зонах, санитарно-защитных зонах предприятий, сооружений и других объектов, транспортных условиях, наличии земель сельхозназначения, садоогородных участков, лесных земель;
  • анализ экологической, зколого-познавательной и историко-культурной ценности предлагаемой территории;
  • данные о наличии на рассматриваемой территории основных видов млекопитающих, рыб и птиц (примерная численность, местообитание, характер пребывания на территории), запасы промысловых животных, птиц и рыб (редкие, реликтовые, занесенные в Красную книгу, виды животных, птиц  и  рыб).
  • характеристику антропогенной нарушенности территории;
  • состав и обоснование размещения основных объектов административно-производственного назначения ООПТ с учетом их воздействия на окружающую среду;
  • предложения по организации системы комплексного экологического мониторинга;
  • предложения по рекреационной и эколого-просветительской деятельности, контролю за сохранением исторического облика ландшафтов, созданию инфраструктуры экологического туризма и отдыха.

Материалы, обосновывающие перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, должны содержать:

  • обоснование утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения;
  • выписку из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель особо охраняемых территорий в другую предполагается осуществить;
  • согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
  • границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;
  • категорию земель, перевод в которую осуществляется.

VI. Требования к проектам решений о предоставлении территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром
Экологическое обоснование к проектам решений о предоставлении территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром, должно содержать:

  • информацию об изученности территории, ее природных условиях, уникальности, о наличии особо охраняемых природных объектов, зон особого режима (чрезвычайных экологических ситуаций, экологических бедствий и т.д.), сведения о культурно-исторических памятниках и других территориях ограниченного пользования;
  • анализ функционального значения территории;
  • оценку природно-хозяйственной ценности территории;
  • оценку современного состояния видов охотничьих животных и их популяций (в том числе оценка состояния их среды обитания, санитарных условий, состояния кормовой базы);
  • сведения о распределении (встречаемости, плотности, миграции и т.п.) видов охотничьих животных.

Экологическое обоснование к проектам решений о предоставлении акваторий должно содержать:

  • общую характеристику экосистемы, компонентом которой является промысловый вид;
  • анализ функционального значения акватории;
  • природоохранную или иную (хозяйственную, научную, рекреационную, культурную) ценность экосистемы, в которой предполагается промысел;
  • оценку величины запаса (с указанием срока его определения), информацию о методе оценки, его краткое описание;
  • сведения по размерно-возрастной структуре эксплуатируемых популяций, половой состав (демографические показатели);
  • гидрографические характеристики водохранилищ, сведения о промышленном загрязнении;
  • данные о массовой гибели рыб в результате загрязнения вод (включая биологическое), сведения о заразных и паразитарных заболеваниях рыб; состояние кормовой базы и т.д.;
  • данные по проведению работ, направленных на  сохранение редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных видов рыб;
  • краткие сведения о мерах регулирования промысла (наличие ограничений, связанных с жизненными и сезонными циклами промысловых видов, переловом);
  • состав и объемы возможного прилова по видам;
  • предложения по организации мониторинга состояния водных биологических ресурсов.
Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа PR"

Все статьи рубрики