Минтруд России и Роспотребнадзор дали совместные разъяснения по организации в трудовых коллективах вакцинации против коронавирусной инфекции и порядку учета процента вакцинированных.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

С момента объявления в мире пандемии COVID-19 на ПАО «Нижнекамскнефтехим» были приняты беспрецедентные меры безопасности для сохранения здоровья персонала. Это помогло предупредить массовое заражение в коллективе и сохранить его работоспособность в полном объеме. Однако пока угроза коронавируса не сходит с повестки, перед компанией поставлена задача по максимальному охвату работников вакцинацией с целью создания коллективного иммунитета.

Статья находится в свободном доступе благодаря ПАО «Нижнекамскнефтехим»

В последние годы в Российской Федерации существенно изменился подход к решению проблем обеспечения промышленной безопасности. Это область, в которой действующие требования регулярно пересматриваются и уточняются. Важность этого принципа обусловлена изменениями, диктуемыми реальным сектором экономики, поэтому предотвращение чрезвычайных ситуаций и контроль за исполнением всех профилактических мер со стороны государства ведется очень строго.  

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК»

Свежий номер

№ 8 (173), август, 2021
В номере:

Теги

Комплексное обследование надземных крановых путей

Номер журнала: 

Рубрика: 

При ситуации, создавшейся в промышленности за последние годы, когда более 80% основных фондов предприятий и организаций физически устарело и с каждым годом приходит все в более  ветхое состояние, обследование надземных крановых путей преследует весьма конкретные цели и задачи.

 

Логинов Вячеслав Леонидович, эксперт по подъемным сооружениям, гл. специалист ИКЦ "Альтон" по крановым путям

Всем известно, что здания и сооружения внезапно, сами по себе, не разрушаются. К разрушению, как отдельных элементов, так и объекта в целом, приводят незначительные дефекты или повреждения, которые на начальной стадии эксплуатации объекта мало влияют на его несущую способность. Но в процессе эксплуатации на конструкции с выраженными концентраторами напряжения (конструкции, поврежденные или имеющие дефекты изготовления) воздействуют циклические переменные нагрузки, в результате которых дефекты развиваются и из разряда неопасных переходят в недопустимые. Зависимость развития дефектов от  количества переменных нагрузок особенно ярко выражена в отношении зданий и сооружений, испытывающих крановые нагрузки. Поэтому первоочередной задачей экспертных организаций, занимающихся обследованием крановых путей, является выявление дефектов в несущих строительных конструкциях зданий и сооружений как раз на стадии их зарождения.

Нормативный документ РД 10-138-97 «Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин», утвержденный постановлениями Госгортехнадзора РФ от 28.03.97 г., № 14 и Министерства строительства РФ от 24.12.97 г., № 18-91, введенный в действие 01.04.97 г., является главным руководством для организаций, занимающихся обследованием крановых путей, т. к. устанавливает цели и периодичность обследования, содержание и порядок выполнения работ и форму отчетности (в том числе призван обеспечить достоверность результатов обследования).
 

Дефект - трещина в железобетонной подкрановой балке серии КЭ 01-50, в.1, в месте ее опирания на колонну. Дефект развился в результате ошибки, допущенной на стадии монтажа здания (при монтаже подкрановых конструкций перепутаны местами крайние «концевые» и средние «рядовые» балки, что является грубейшим нарушением требований типовых серий на устройство надземных крановых путей).

С самого начала было ясно, что этот документ несовершенен и требует серьезной доработки. Еще на 6-й научно-практической конференции по безопасности подъемных сооружений, которая проходила в 1997 г. в г. Сочи, участники (а ими были как раз специализированные организации, занимающиеся обследованием крановых путей) обращали особое внимание на необходимость разработки полного комплекта нормативных документов по этому виду деятельности. Необходимо снять возникающие при проведении обследования вопросы. Например:
- не приведен весь перечень работ по обследованию крановых путей, отсутствуют пояснения по обследованию в случае отстутствия на них документации;
- не указаны методы контроля, допустимая погрешность средств измерения геометрических отклонений, а также перечень геодезических приборов и измерительного инструмента;
- не разработана форма паспорта на надземные крановые пути;
- не учитывается классификация крановых путей по видам нагружения (за исключением определения горизонтальных прогибов колонн), и браковочные показатели никак не связаны с видами нагружения;
- отсутствуют требования к электроснабжению и заземлению, к тупиковым упорам;
- отсутствует классификация сред по степени агрессивности и по степени их влияния на несущие элементы крановых путей;
- нет данных о возможности использования в строительных конструкциях кипящих марок сталей и ограничений по температуре использования;
- нет разъяснений по выявлению несоответствующих проекту конструкций или прочностных характеристик бетона.

ИКЦ «Альтон» как экспертная организация, накопившая опыт работы в условиях недостаточной нормативной базы, способен решить многие вопросы. Но и мы заинтересованы в быстрейшем появлении нормативов, устанавливающих четкие единые требования для всех экспертных организаций. 

Введение в 2000 г. в действие изменений к РД 10-138-97 под шифром РДИ 10-349(138)-00 не решило проблем, а лишь добавило новые вопросы. Вопросы были бы сняты, если бы - как и планировалось в то время - были разработаны Правила устройства и безопасной эксплуатации надземных крановых путей. Но в 2001 г., когда финансирование этого направления почти прекратилось, главный разработчик - Головная организация «ВНИИПТМАШ» - отказался от дальнейшей разработки этого документа. И на сегодняшний день нормативная база в области экспертизы подъемных сооружений и зданий, испытывающих крановые нагрузки (в том числе комплексного обследования надземных крановых путей), все так же, как и десять лет назад, находится в стадии становления.

 

 

Нет связи подкрановой балки с колонной из-за того, что в верхнем поясе «крайней» балки отсутствует закладная пластина.

После этого за разработку нормативов по надземным крановым путям взялась московская экспертная организация ЗАО НПЦ «Путь К». Эта организация, не имея статуса Головной организации, дающего право на разработку нормативов, смогла согласовать свои документы с Ростехнадзором только лишь в качестве «рекомендаций». Это такие многим уже знакомые документы, как РД 50:48:0075.01.05 «Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации надземных крановых путей», РД 50:48:0075.02.05 «Тупиковые упоры. Рекомендации к проектированию, изготовлению и эксплуатации» и РД 50:48:0075.03.05 «Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации надземных крановых путей».

Желание ЗАО НПЦ «Путь К» хоть как-то закрыть имеющиеся в этой области бреши экспертизы подъемных сооружений понятно. Но документы, получившиеся, к сожалению, «сырыми» (сразу видно, что их разработчик - не Головная организация, десятилетиями занимавшаяся этими вопросами) распространяются по всей России, причем за немалые деньги. Разработчик утверждает, что это всего лишь «рекомендации» и они их никому не навязывают. Что аббревиатура «РД» в названии документов – это всего лишь случайность, хотя у всех специалистов в России «РД» всегда ассоциируется с Руководящим Документом. НПЦ «Путь К» предлагает специалистам экспертных организаций самим разобраться, чем можно из этих документов воспользоваться, а на что закрыть глаза. Но есть одна странность: эти документы уже начали свою самостоятельную жизнь, кое-кто их сейчас преподносит как настоящие РД. И экспертные организации, и даже представители Ростехнадзора начинают ссылаться на них в своих выводах и предписаниях. Это уже не только удивляет,  но и заставляет задуматься.

Главное, от чего хочется предостеречь и на что обратить внимание, даже при том, что в этих «рекомендациях» есть много рациональных и грамотных вещей (а это и неудивительно - за основу взяты разработки еще середины 90-х годов прошлого века, - все тех же головных разработчиков «ВНИИПТМАШ» и НППА «Истек»), в них много описок и ошибок. И не просто ошибок, а даже ошибочных взглядов на сам предмет обследования. И как бы нам ни хотелось (при нормативном вакууме) на что-то сослаться, в официальных документах и отчетах это делать все же не стоит. Справедливости ради стоит отметить, что специалисты ЗАО НПЦ «Путь К» знают о слабых сторонах своих документов и даже обещают их переработать. Правда, уже не в первый раз. Очередная, обещанная еще в сентябре текущего года новая редакция «рекомендаций» в свет так и не вышла. Разобрать даже часть допущенных в этих «рекомендациях» ошибок в рамках одной статьи не представляется возможным. Да и, наверное, не стоит из-за них «копья ломать». Просто нужно помнить, что все «рекомендации», исходящие не от Головных организаций и тем более не от Ростехнадзора, всегда останутся лишь рекомендациями…

Исходя из всего вышеизложенного, еще раз приходится констатировать, что в нормативной базе в области комплексного обследования надземных крановых путей с несущими строительными конструкциями остается вакуум. Экспертные организации пытаются сами найти выход, выстраивая программу обследования по своему усмотрению. К сожалению, чаще всего это сводится лишь к упрощению обследования и уменьшению объема работ.

 

 

 

 

Горизонтальные трещины и разрушение верхнего пояса подкрановой балки до раскрытия рабочей арматуры – результат некачественного торкретбетона.

За последние годы, просмотрев отчеты экспертных организаций на предприятиях нашей республики, можно сделать вывод, что, по большому счету, ни один из них нельзя назвать Актом комплексного обследования. Скорее, это отчеты по проведению планово-высотной съемки и осмотру рельсовых направляющих кранового пути, их скреплений, а иногда еще и путевого оборудования. О несущих строительных конструкциях в большинстве из них даже речи не идет. Нет никакой информации о проектных данных на обследуемый путь (здание или сооружение), о соответствии или несоответствии его проектным данным или типовым сериям на устройство крановых путей мостовых кранов. Я уже не говорю о марках подкрановых конструкций и связей (колонн, балок, тормозных конструкций), их несущей способности, физических свойствах и т.д. В лучшем случае бывает указано, что подкрановые балки (металлические или железобетонные) находятся в удовлетворительном состоянии. Все это результат нежелания экспертной организации работать качественно и проводить обследование в полном объеме, а, возможно, просто некомпетентности. Порой, знакомясь с очередным таким Актом комплексного обследования, создается впечатление, что представители Владельца кранового пути – специалисты, прошедшие всего лишь подготовку в Учебном центре ИКЦ ЭТБ «Альтон» и аттестованные на знание РД 10-138-97, – знают больше, чем специалисты экспертной организации, проводившие обследование. Они знают, что, в большинстве своем, отдельных проектов на надземные крановые пути просто не существует, и достаточно лишь заглянуть в разделы «КЖ» или «КМ» проекта здания, чтобы получить необходимую информацию. Они знают, в чем отличие подкрановых конструкций серии КЭ 01-50  от конструкций серии 1.426. И так далее… Ситуация парадоксальна тем, что некоторые «специалисты» экспертных центров, пришедшие обследовать крановые пути, этого не знают! Они иногда не выявляют  даже очевидные дефекты, развитие которых может привести к авариям (см. фотографии некоторых дефектов). 
Разве можно так пренебрежительно относиться к обследованию потенциально опасных объектов, допуская к экспертизе промышленной безопасности таких «экспертов»?!

Для того чтобы провести весь комплекс работ по обследованию надземного кранового пути, необходимо или привлекать специализированные организации по экспертизе зданий и сооружений, или самим иметь приборы, оборудование, соответствующую строительную лицензию, а самое главное – специалистов. И специалистов без кавычек! Да, это требует немалых затрат, но другого пути нет. Нельзя проводить экспертизу потенциально опасных объектов не в полном объеме, поступаясь качеством и преследуя только одну цель – извлечение прибыли. Убежден, что организации, действующие подобным образом, должны прекратить свою деятельность в области экспертизы промышленной безопасности и покинуть этот рынок услуг. 

 

 

 

 

Не восстановлены обрезанные при ремонте связи верхнего пояса стальной подкрановой балки с колонной.

И еще не могу не обратить внимание на один серьезный момент. Это вопрос паспортизации надземных крановых путей. В 1997 г. Госгортехнадзор рекомендовал провести паспортизацию всех крановых путей. Форма паспорта на пути козловых кранов разработана в РД 10-117-95,  форма паспорта на пути башенных кранов представлена в СП 12-103-2002, а форма паспортов на надземные пути мостовых кранов до сих пор не разработана. Начиная с 2001 г., специализированные организации стали браться за изготовление паспортов на надземные крановые пути. Желание таких организаций заработать тоже вполне объяснимо. Тем более что Владелец путей, не знающий  всех требований нормативов, за такой документ вынужден платить. В последнее время мы все чаще встречаем такие «паспорта» на предприятиях республики. Но стоит только взглянуть на них - и сразу становится ясно, что это ни к чему не обязывающие, не содержащие необходимой информации, хотя и скрепленные печатью, но всего лишь стопки листов бумаги.

В очередной раз приходится напомнить Владельцам надземных крановых путей:
1. Общепринятой формы паспорта надземного кранового пути, разработанной Головными организациями, на территории России до сих пор не существует (по уже указанным в этой статье причинам). Поэтому любая «своя» (предложенная экспертной или специализированной организацией) форма паспорта должна быть согласована с территориальным органом Ростехнадзора. В настоящее время на территории Удмуртии согласованной формы паспорта тоже нет.
2. До введения общепринятой формы паспорта решение о паспортизации того или иного надземного кранового пути принимает территориальный орган Ростехнадзора по согласованной им форме.
3. Паспорт согласованной формы может быть составлен только после комплексного обследования кранового пути, проведенного в полном объеме – согласно требованиям РД 10-138-97 с изменениями РДИ 10-349(138)-00 и РД 22-01-97 – с учетом результатов обследования его несущих строительных конструкций (в отдельных случаях может потребоваться обследование и других несущих конструкций здания или сооружения, вплоть до фундаментов).

 По согласованию с территориальным органом Ростехнадзора обязательной паспортизации обычно должны подлежать надземные крановые пути, на которые отсутствуют:
• Справка на крановый путь, согласно требованиям п.9.1.4 ПБ 10-382-00;
• При отсутствии Справки нет и Расчета, выполненного проектной или специализированной организацией, подтверждающего  способность кранового пути воспринимать нагрузки от установленного на нем крана (кранов);
• При отсутствии Справки и Расчета нет и документации (проектной и исполнительной), на основании которой возможен перерасчет несущей способности подкрановых конструкций и восстановление справки на крановый путь.

В регионах России форма паспорта надземных крановых путей согласуется с территориальными органами Ростехнадзора. В нашей республике предлагаемые экспертными организациями формы  паспортов не согласовываются в Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике, что, на мой взгляд, совершенно неприемлемо.

В заключении хочется выразить надежду, что:
• в скором времени появятся необходимые нормативы, ставящие всех в равные условия, обязывающие все специализированные и экспертные организации проводить комплексное обследование надземных крановых путей, – в составе которых имеются несущие строительные конструкции, – в полном объеме.
• появятся определенные и необходимые квалификационные требования, позволяющие исключать из процесса экспертизы промышленной безопасности как отдельных неграмотных специалистов, так и целые экспертные организации, не соответствующие этому высокому статусу.

 

 

Все статьи рубрики