Карманная энергетика
Номер журнала:
Рубрика:
В условиях реформы энергетической системы России остро стоит проблема обеспечения потребностей в электрической и тепловой энергии некоторых промышленных предприятий. Если «большая» энергетика не справляется с поставленными задачами – необходимо использовать возможности энергетики «малой». Сегодня завод «ИжАвто» приступил к осуществлению проекта по реконструкции имеющейся на предприятии котельной, которая в результате должна превратиться в полноценную электростанцию.
Смирнов Юрий Михайлович, начальник производственно-технического отдела ООО «Айсберг» |
Строительно-монтажная организация ООО «Айсберг» участвует в процессе реконструкции как субподрядчик. Какие проблемы предстоит решить в рамках обеспечения энергетической независимости одного из крупнейших предприятий республики, насколько эффективным представляется использование объектов промышленной энергетики, рассказывает начальник производственно-технического отдела ООО «Айсберг» Юрий Смирнов.
- Сегодня завод эксплуатирует котельную, которая используется для производства пара как для производственных нужд предприятия, так и для потребностей коммунального хозяйства Ижевска. Основная идея реконструкции – обеспечить подачу пара на два турбогенератора, общая мощность которых составляет 6,5 МВт. Данные турбогенераторы предполагается использовать для производства электроэнергии на собственные нужды завода и пара для подогрева сетевой воды (в том числе и для нужд городского коммунального хозяйства). Возможности имеющегося на заводе котельного оборудования позволяют это сделать, тем более что в летний период они возрастают.
- Какими ресурсами располагает котельная «ИжАвто»?
- Сегодня котельная «ИжАвто» оснащена четырьмя паровыми и шестью водогрейными котлами. Имеется соответствующее насосное оборудование, подогреватели сетевой воды. В процессе реконструкции система будет дополнена двумя турбогенераторами (они заказаны на Калужском турбинном заводе): ТГ3,5 АС/10,5 Р13/1,2 и ТГ3 АС/10,5 Р13/2,5 мощностью 3,5 и 3 МВт соответственно. Турбины с противодавлением (то есть давлением пара на выходе турбины 1,2 и 2,5 кгс/см2) будут давать пар для производственных нужд завода и для подогрева сетевой воды на отопление завода и города. Потребуется и монтаж необходимого оборудования системы подогрева сетевой воды.
- Юрий Михайлович, скажите, в чем заключается задача ООО «Айсберг»?
- Наш участок работы – подготовка площадки и реконструкция здания котельной, монтаж 2-х турбогенераторов и монтаж 5-ти подогревателей сетевой воды. Естественно, мы также должны смонтировать насосное оборудование (по сетевой воде и по воде охлаждающей). Кроме того, наши специалисты займутся и монтажом маслосистемы (маслобаки, маслонасосы и т.д.). Нам также предстоит монтаж системы трубопроводов по воде, маслу и пару - одним словом, полный комплекс работ.
Турбинное отделение «ИжАвто» расположится на компактной площадке 18 на 12 метров, именно здесь будет смонтировано турбинное оборудование. Нам предстоит провести реконструкцию и оборудовать площади, где будут размещены распределительное устройство на 10 кВ и пульт управления турбогенераторами. Таким образом, котельная будет трансформирована в мини-электростанцию завода ОАО «ИжАвто».
- Юрий Михайлович, кто будет заниматься монтажом системы автоматики, контрольно-измерительных приборов?
- Возможно, КИПовской частью проекта будет заниматься наш субподрядчик. Часть этой работы наши специалисты возьмут на себя.
- Какие сложности возникают при реализации проекта?
- Генеральный подрядчик – московская компания ОАО «МПНУ Энерготехмонтаж» - уже не в первый раз привлекает нас к реализации подобных проектов, поэтому возможности ООО «Айсберг» сомнению не подвергаются. Но реконструкция заводской котельной «ИжАвто» - задача непростая. К примеру, нам предстоит монтаж эстакады для укладки трубопроводов. Протяженность этой конструкции невелика (около 50 метров), но на ней и в котельном цехе необходимо разместить трубопроводы общей массой порядка 100 тонн.
- На каком этапе сегодня находится реализация проекта реконструкции котельной?
- Мы уже приступили к производству строительных работ: заложены фундаменты для турбогенераторов, частично реконструировано здание котельной. Кроме того, наши специалисты приступили к монтажу трубопроводов. Проект должен быть реализован в достаточно сжатые сроки, поэтому сейчас идет параллельная работа сразу на нескольких направлениях. Это вызывает определенные сложности. К примеру, мы еще не получили весь комплект проектной документации, поэтому полная информация, необходимая для размещения заказов на выполнение тех же металлоконструкций, у нас отсутствует. Но проектная документация по врезке водо- и теплосетей нам уже предоставлена.
- Каковы сроки завершения проекта?
- Февраль 2009 года.
- Как вы оцениваете перспективы оснащения промышленных предприятий собственными мини-электростанциями, ведь представители «большой» энергетики зачастую относятся к таким проектам весьма скептически?
- Большая и малая энергетика имеют свои плюсы и минусы. Раньше считалось, что производство электрической и тепловой энергии в промышленных масштабах рентабельно только на крупных ТЭЦ, ее себестоимость была значительно ниже, чем на небольших котельных. Но сегодня ситуация изменилась. Во-первых, имеются технологии, которые существенно повышают КПД относительно небольших энергетических агрегатов (паро- и газогенераторы). Кроме того, приближение производства электрической и тепловой энергии к месту ее конечного потребления позволяет снизить потери в сетях, которые сегодня могут доходить до 20%. Следует учесть и экономический фактор - цена на электроэнергию постоянно растет. В результате энергетическая независимость предприятия сегодня зачастую определяет и независимость финансовую. Так что подобные проекты имеют перспективы. В том числе и у нас в республике.
г.Ижевск, ул.Новоажимова, 3, тел(3412) 61-44-25, 61-44-63, e-mail: office@izhstroi.ru, www.izhstroi.ru