Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Иван Лопатин: Случайным людям и организациям нет места в энергетике

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Начальник управления государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Иван Лопатин в ходе онлайн-конференции рассказал о деятельности Ростехнадзора в условиях реформирования электроэнергетичес-кой отрасли в Российской Федерации.

 

 
Лопатин Иван Вячеславович, начальник Управления государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Энергетическая компания РАО ЕЭС с 1 июля прекратила свое существование, а в период реформирования она организовала масштабную инвестиционную программу, в результате которой к 2020 году в стране будет построено более 160 энергоблоков общей мощностью почти 30 тысяч мегаватт и около 30 тысяч км линий электропередач разных классов напряжения. Энерговооруженность Российской Федерации возрастет более чем в два раза. За пять лет с момента официального старта реформы электроэнергетики структурные преобразования в отрасли практически завершены. Созданы компании новой целевой структуры, такие как генерирующая компания оптового рынка ОГК, территориально генерирующая компания ТГК, системный оператор, федеральная сетевая компания и межрегиональные сетевые компании.

В этих условиях реформирования электроэнергетики перед государственным техническим надзором стоит очень важная государственная задача: обеспечить эффективное осуществление надзорных и контрольных мероприятий не только единой национальной энергетической системы России, но и потребителей электрической и тепловой энергии в различных отраслях народного хозяйства, в том числе промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других. Кроме того, структурные преобразования в электроэнергетике, в связи с прекращением деятельности РАО ЕЭС, требуют от государственного надзорного органа выполнения первоочередных задач по обеспечению и разработке необходимой нормативной базы для осуществления государственного технического надзора, включая положения о государственном энергетическом надзоре. А также направленных на обеспечение выполнения ряда функций, которые до этого выполняло РАО ЕЭС. В целях приведения нормативных документов РАО ЕЭС в соответствие со структурой субъектов электроэнергетики, созданной в результате реформирования, Ростехнадзор за счет собственных средств провел инвентаризацию, переработку и актуализацию более 1,5 тысячи документов. Анализ показал, что в первую очередь необходимо пересмотреть и переутвердить на уровне Правительства РФ порядка 150 нормативных документов. К сожалению, при прекращении деятельности РАО ЕЭС для этого не произвело ряд технических процедур, в том числе и выделение денежных средств. На сегодняшний день Ростехнадзор передал свои предложения в Правительство РФ и в Министерство энергетики. И продолжает в постоянном режиме и давать предложения и соответственно работать с теми предложениями, которые дает на разработку и правительство, и Министерство энергетики, и в данном случае Министерство природных ресурсов.

Следует отметить, что в данных условиях основная задача государственного технического надзорного органа заключается в том, чтобы соблюсти безопасность жизни людей, окружающей среды при невмешательстве в сокращение развития этапов экономики. На стыке двух задач - с одной стороны, при увеличении объектов более чем в два раза на протяжении последующих лет, и с другой - требований от государственных органов безопасности жизни и окружающей среды - нам будет необходимо найти баланс. Для этого мы осуществляем ряд преобразований внутри структуры, формирование нормативных документов и внедрение их внутри структур.

- Ростехнадзор проводит аттестацию руководителей предприятий, где произошли несчастные случаи. Скажите, все ли руководители энергокомпаний демонстрируют достаточный уровень знаний правил энергобезопасности?
- В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», при несчастных случаях со смертельным исходом или авариях руководитель организации или лица, на которых возложена ответственность за безопасное ведение работ, подлежат внеочередной аттестации. Как правило, руководители энергетических компаний бывают достаточно подготовлены в вопросах электробезопасности, т.к. им приходится постоянно проходить еще и проверку знаний норм и правил работы в электроустановках. К сожалению, этого нельзя сказать о руководителях неэнергетического профиля. Им достаточно часто приходится повторно приезжать на аттестацию.

- Какие штрафные санкции были применены к руководителям энергоснабжающих организаций, не обеспечивших бесперебойную подачу электроэнергии потребителям? Не считаете ли вы, что необходимо повысить требования к профессиональной подготовке кадров, в т.ч. и руководящего звена?
- У Ростехнадзора нет полномочий вести контроль за договорными отношениями между юридическими лицами (энергоснабжающими организациями) и потребителями. Штрафные санкции предусматриваются в договоре энергоснабжения.
Кадровый вопрос стоит на первом месте, и мнение Ростехнадзора однозначо: необходимо брать под контроль процесс подготовки и переподготовки специалистов в энергетике. И начинать надо с образовательных учреждений и персонала, ведущего подготовку специалистов. Необходимо коренным образом менять устаревшие типовые программы подготовки. Исключать возможность появления на рынке оказания образовательных услуг в энергетике случайных людей, организаций, не имеющих образовательной базы, помещений, полигонов. Необходимо использовать ресурс и опыт подготовки профессиональных кадров из системы бывшего РАО ЕЭС.

- Объясните, что же произошло на подстанции «Чагино» в Москве? Начиная с крупной аварии, которая произошла на Чагинской подстанции в 2005 г., россияне уже не раз становились свидетелями серьезных ЧП на объектах электро- и теплоэнергетики. Что их объединяет?
- Авария на подстанции «Чагино» в мае 2005 г. обусловлена, прежде всего, задержкой работ по ее реконструкции. Подстанция «Чагино» введена в эксплуатацию в 1959 году, после чего на ней заменялось только оборудование, не удовлетворявшее по своим параметрам изменившимся условиям работы (нагрузка, токи короткого замыкания). Нарушение 17 мая 2008 года, по заключению комиссии, расследовавшей его, обусловлено многочисленными причинами, к основной из которых можно отнести дефектное состояние кабельной муфты, подвергавшейся ремонту в процессе ее монтажа. Объем испытания отремонтированной муфты не обеспечил выявление дефекта.

Ростехнадзор уже неоднократно предъявлял системные претензии федеральной сетевой компании, которые связаны с требованиями и нормативами строительства объектов. На сегодняшний день на территории Москвы и области строятся порядка 12 крупных подстанций мощностью 500 мегаватт. На всех фиксируются нарушения! Во время строительства второй очереди «Чагино» было выявлено 44 отступления от согласованного проекта. Эти отступления не фиксировались и не представлялись в государственный надзор.

На сегодняшний день инвестиционная программа ФСК жесткая и по срокам, и по объему. Вследствие этого проектные и строительные организации не успевают в полной мере выполнять все технологические требования. В результате происходят аварийные ситуации.

Еще один момент. В настоящее время Ростехнадзор запустил реестр критически важных федеральных объектов. На сегодняшний день в него включены 44 объекта. Естественно, туда были занесены все ОГК, ТГК, ФСК, МРСК и так далее. По ним мы сейчас определяем единые программы по надзору, единые методики по проверкам и будем их делать одновременно везде. Если у федеральной сетевой компании в каждом регионе существует подразделение, то и наши инспекторы одномоментно будут приходить на данные объекты и на основании собранной информации в центральном аппарате, анализируя ситуацию, готовить единый акт предписания на руководство данной компании. И им уже будет легче принимать решения и по инвестиционным программам, и по генеральным программам развития. На сегодняшний день это один из основных инструментов.

- Порой идешь по городу, а на тротуаре у столба лежит оголенный провод. Куда нужно сообщать об этом? Кто за этим должен следить?
- За техническим состоянием электрических сетей должен следить владелец этих сетей или эксплуатирующая организация. По вопросам нарушения технического состояния электрических сетей, создающих угрозу для жизни и здоровья граждан, животных и экологии, необходимо обращаться в первую очередь к владельцу сетей. Об этом также следует сообщать в территориальные органы Ростехнадзора для организации проверки фактов нарушения и принятия соответствующих мер воздействия на владельца.

- Кто ответит за то, что в больницах отключают электричество?
- Отключение социально значимых потребителей электроэнергии, в том числе и больниц, обусловлено ранее действовавшими требованиями к построению электрических сетей. В настоящее время нормами проектирования предусматривается электроснабжение больниц не менее, чем от двух независимых источников. Кроме того, для электроснабжения реанимационных и хирургических отделений нормами предусматривается установка автономных дизельных электростанций. Если в больницах отключается электроэнергия по аварийным причинам, то за надежное электроснабжение должен отвечать собственник больницы, не обеспечивший свой объект резервным источником электроснабжения в соответствии с требованиями проектной документации. Вместе с тем Уголовным кодексом Российской Федерации ст. 215.1 предусмотрено уголовное наказание за прекращение или ограничение электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения. В случаях незаконного прекращения или ограничения подачи потребителям электрической энергии, либо отключения их от других источников жизнеобеспечения, произошедшего по вине  должностного лицам, а равно лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Завершая конференцию, Иван Вячеславович Лопатин подчеркнул, что государственные функции по государственному энергетическому надзору, в любом случае, будут выполнены. Также начальник Управления государственного энергетического надзора выразил уверенность в том, что Федеральная служба сможет в новых условиях создать те механизмы, в том числе все новые технологические процессы изменения динамики развития экономики, при которых государственный надзорный орган в данном случае будет способствовать спокойной и безопасной жизни граждан.

Все статьи рубрики