Готовность гидротехнических сооружений к весенне-летнему сезону большой воды
Беляков Алексей Вениаминович
заместитель начальника отдела государственного надзора в сфере электроэнергетики и в области безопасности гидротехнических сооружений Волжско-Окского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
От готовности гидротехнических сооружений в немалой мере зависит безаварийный пропуск весеннего половодья и прохождение последующих паводков. О необходимых мероприятиях, которые проводятся не только в преддверии весны, но и на протяжении всего года, рассказали в Волжско-Окском управлении Ростехнадзора.
- Алексей Вениаминович, сколько объектов ГТС находится под надзором Волжско-Окского управления Ростехнадзора? К каким классам гидротехнических сооружений они относятся?
- Под надзором Волжско-Окского управления Ростехнадзора находится 1 101 комплекс гидротехнических сооружений (ГТС), из которых 931 ГТС расположен на территории Нижегородской области и 170 на территории Республики Мордовия.
По классам опасности ГТС распределены следующим образом.
Нижегородская область:
- I класс – 1 ед.;
- II класс – 9 ед.;
- III класс – 46 ед.;
- IV класс – 875 ед.
Республика Мордовия:
- I класс – 0 ед.;
- II класс – 0 ед.;
- III класс – 3 ед.;
- IV класс – 167 ед.
- Каков уровень безопасности поднадзорных ГТС? Есть ли сооружения, находящиеся в аварийном состоянии? Какие проблемы, характерные для данных сооружений и их собственников, Вы можете выделить?
- Состояние ГТС характеризуется следующими уровнями безопасности: нормальный, пониженный, неудовлетворительный и опасный.
Нормальный уровень безопасности: ГТС соответствуют проекту, действующим нормам и правилам, значения критериев безопасности не превышают предельно допустимых, эксплуатация осуществляется без нарушений, предписания органов надзора выполняются. Под надзором Управления 6 ГТС данного уровня в Нижегородской области и 1 ГТС в Республике Мордовия.
Пониженный уровень безопасности: невыполнение первоочередных мероприятий или неполное выполнение предписаний органов госнадзора, другие нарушения правил эксплуатации. Таких ГТС 819 — единиц в Нижегородской области и 109 единиц — в Республике Мордовия.
Неудовлетворительный уровень безопасности: снижение механической или фильтрационной прочности, частичное превышение предельно допустимых значений критериев безопасности, другие отклонения от проекта (7 единиц — Нижегородская область, 44 единицы — Республика Мордовия).
Опасный уровень безопасности: развивающиеся процессы снижения прочности и устойчивости ГТС и их оснований, превышение предельно допустимых значений критериев безопасности, другие отклонения от проектного состояния, способные привести к развитию аварии (99 единиц — Нижегородская область, 14 единиц — Республика Мордовия).
Стоит отметить, что к опасному уровню безопасности отнесены 113 бесхозяйных ГТС, поскольку за данными сооружениями не осуществляется надлежащий контроль, не проводятся мониторинг и оценка их состояния. Более того, с течением времени указанные ГТС могут быть разрушены, в связи с чем может быть нанесен ущерб охраняемым законом ценностям.
- Что предпринимается для обеспечения безопасности бесхозяйных ГТС?
- На территории Нижегородской области расположены 99 комплексов ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо от права собственности на которые собственник отказался, 14 — на территории Республики Мордовия.
Органами исполнительной власти Нижегородской области и Республики Мордовия на бесхозяйные ГТС разрабатываются и согласовываются с Управлением планы мероприятий по обеспечению их безопасности.
В Управление регулярно поступает отчетная информация о реализации указанных планов мероприятий.
Актуализированная информация о поднадзорных ГТС, в том числе о бесхозяйных ГТС, регулярно направляется в органы прокуратуры, Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов. При подготовке к периоду прохождения паводка бесхозяйным объектам удалятся особое внимание.
В 2021 году в Нижегородской области принято в собственность муниципальных образований 21 бесхозяйное ГТС и 1 ГТС в Республике Мордовия.
Проблемы оформления бесхозяйных ГТС в собственность вызваны в том числе:
- отсутствием денежных средств в муниципальных образованиях, где ГТС достаточно много;
- длительными сроками регистрации прав на имущество, установленными законодательством — 1 год;
- невозможностью ликвидации гидротехнических сооружений, что связано с тем, что основная их часть образует водные объекты (пруды), которые используются населением для отдыха, спортивной и любительской рыбалки, водоснабжения, водопоя скота, кроме того, данные водные объекты являются противопожарными водоемами и по ним проходят автомобильные дороги.
- Какие мероприятия проводятся Управлением в целях организации безаварийного пропуска половодья и паводков, предотвращения аварий на поднадзорных ГТС?
- В период подготовки к прохождению паводка 2022 года должностные лица Управления принимали участие в заседаниях межведомственных комиссий по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Основные рассматриваемые вопросы касались обеспечения готовности к безаварийному пропуску паводковых вод, а также готовности сил и средств РСЧС к пожароопасному сезону.
Кроме того, Волжско-Окским управлением Ростехнадзора совместно с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, Департаментом региональной безопасности Нижегородской области, Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Минлесхозом Республики Мордовия Верхне-Волжского БВУ и Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия реализованы выездные мероприятия в целях оценки готовности муниципальных образований Нижегородской области и Республики Мордовия к паводкоопасному периоду.
В ходе выездных мероприятий было обследовано 23 ГТС, 8 из которых бесхозяйные. В целом готовность муниципальных образований к пропуску весеннего паводка 2022 года была оценена как удовлетворительная.
Управлением в адреса муниципальных районов и городских округов Нижегородской области и республики Мордовия, Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области направлены предложения по организации контроля (мониторинга) за ГТС, обеспечения их надежной эксплуатации, в том числе за бесхозяйными ГТС, о необходимости заблаговременного проведения мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и защите территорий от негативного воздействия вод в паводковый период 2022 года.
- Какие нарушения чаще всего выявляются при проведении надзорных мероприятий на ГТС? Были ли в прошлом году аварийные ситуации на ГТС?
- Основными нарушениями, выявляемыми при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, в период до введения ограничений на проведение проверок являлись:
- отсутствие разработанных и согласованных с органом надзора правил эксплуатации ГТС;
- отсутствие договоров страхования гражданской ответственности в случае аварии ГТС;
- непроведение регулярных обследований ГТС;
- невыполнение ремонтов ГТС по причине отсутствия финансовых средств.
Сообщений об аварийных ситуациях на поднадзорных ГТС в 2021 и 2022 гг. в Управление не поступало.
- Каковы основные обязанности собственника ГТС или эксплуатирующей организации для обеспечения безопасной эксплуатации ГТС? На что следует обратить внимание при прохождении паводка 2022 года и в дальнейшем, с наступлением нового сезона?
- Обязанности собственника ГТС и (или) эксплуатирующей организации установлены требованиями ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и другими нормативными документами, к основным из которых можно отнести:
- обеспечение соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
- обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных — осуществление оценки безопасности ГТС, в том числе регулярной оценки безопасности ГТС;
- обеспечение проведения регулярных обследований ГТС;
- организация эксплуатации ГТС в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС правилами эксплуатации ГТС;
- обеспечение соответствующей обязательным требованиям квалификации работников эксплуатирующей организации;
- совместно с органами местного самоуправления информирование население о вопросах безопасности ГТС;
- заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- осуществление капитального ремонта, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС в случае его несоответствия обязательным требованиям.