Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Готовность гидротехнических сооружений к весенне-летнему сезону большой воды

 
Беляков Алексей Вениаминович, заместитель начальника отдела государственного надзора в сфере электроэнергетики и в области безопасности  гидротехнических сооружений Волжско-Окского управления Ростехнадзора

Беляков Алексей Вениаминович
заместитель начальника отдела государственного надзора в сфере электроэнергетики и в области безопасности гидротехнических сооружений Волжско-Окского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

От готовности гидротехнических сооружений в немалой мере зависит безаварийный пропуск весеннего половодья и прохождение последующих паводков. О необходимых мероприятиях, которые проводятся не только в преддверии весны, но и на протяжении всего года, рассказали в Волжско-Окском управлении Ростехнадзора. 

- Алексей Вениаминович, сколько объектов ГТС находится под надзором Волжско-Окского управления Ростехнадзора? К каким классам гидротехнических сооружений они относятся? 
- Под надзором Волжско-Окского управления Ростехнадзора находится 1 101 комплекс гидротехнических сооружений (ГТС), из которых 931 ГТС расположен на территории Нижегородской области и 170 на территории Республики Мордовия.
По классам опасности ГТС распределены следующим образом.
Нижегородская область:
- I класс – 1 ед.;
- II класс – 9 ед.;
- III класс – 46 ед.;
- IV класс – 875 ед.
Республика Мордовия:
- I класс – 0 ед.;
- II класс – 0 ед.;
- III класс – 3 ед.;
- IV класс – 167 ед.

- Каков уровень безопасности поднадзорных ГТС? Есть ли сооружения, находящиеся в аварийном состоянии? Какие проблемы, характерные для данных сооружений и их собственников, Вы можете выделить? 
- Состояние ГТС характеризуется следующими уровнями безопасности: нормальный, пониженный, неудовлетворительный и опасный.
Нормальный уровень безопасности: ГТС соответствуют проекту, действующим нормам и правилам, значения критериев безопасности не превышают предельно допустимых, эксплуатация осуществляется без нарушений, предписания органов надзора выполняются. Под надзором Управления 6 ГТС данного уровня в Нижегородской области и 1 ГТС в Республике Мордовия. 
Пониженный уровень безопасности: невыполнение первоочередных мероприятий или неполное выполнение предписаний органов госнадзора, другие нарушения правил эксплуатации. Таких ГТС 819 — единиц в Нижегородской области и 109 единиц — в Республике Мордовия.
Неудовлетворительный уровень безопасности: снижение механической или фильтрационной прочности, частичное превышение предельно допустимых значений критериев безопасности, другие отклонения от проекта (7 единиц — Нижегородская область, 44 единицы — Республика Мордовия).
Опасный уровень безопасности: развивающиеся процессы снижения прочности и устойчивости ГТС и их оснований, превышение предельно допустимых значений критериев безопасности, другие отклонения от проектного состояния, способные привести к развитию аварии (99 единиц — Нижегородская область, 14 единиц — Республика Мордовия).
Стоит отметить, что к опасному уровню безопасности отнесены 113 бесхозяйных ГТС, поскольку за данными сооружениями не осуществляется надлежащий контроль, не проводятся мониторинг и оценка их состояния. Более того, с течением времени указанные ГТС могут быть разрушены, в связи с чем может быть нанесен ущерб охраняемым законом ценностям.

- Что предпринимается для обеспечения безопасности бесхозяйных ГТС?
- На территории Нижегородской области расположены 99 комплексов ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо от права собственности на которые собственник отказался, 14 — на территории Республики Мордовия.
Органами исполнительной власти Нижегородской области и Республики Мордовия на бесхозяйные  ГТС разрабатываются и согласовываются с Управлением планы мероприятий по обеспечению их безопасности. 
В Управление регулярно поступает отчетная информация о реализации указанных планов мероприятий. 
Актуализированная информация о поднадзорных ГТС, в том числе о бесхозяйных ГТС, регулярно направляется в органы прокуратуры, Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов. При подготовке к периоду прохождения паводка бесхозяйным объектам удалятся особое внимание.
В 2021 году в Нижегородской области принято в собственность муниципальных образований 21 бесхозяйное ГТС и 1 ГТС в Республике Мордовия.
Проблемы оформления бесхозяйных ГТС в собственность вызваны в том числе: 
- отсутствием денежных средств в муниципальных образованиях, где ГТС достаточно много;
-  длительными сроками регистрации прав на имущество, установленными законодательством — 1 год;
- невозможностью ликвидации гидротехнических сооружений, что связано с тем, что основная их часть образует водные объекты (пруды), которые используются населением для отдыха, спортивной и любительской рыбалки, водоснабжения, водопоя скота, кроме того, данные водные объекты являются противопожарными водоемами и по ним проходят автомобильные дороги. 

- Какие мероприятия проводятся Управлением в целях организации безаварийного пропуска половодья и паводков, предотвращения аварий на поднадзорных ГТС?
- В период подготовки к прохождению паводка 2022 года должностные лица Управления принимали участие в заседаниях межведомственных комиссий по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Основные рассматриваемые вопросы касались обеспечения готовности к безаварийному пропуску паводковых вод, а также готовности сил и средств РСЧС к пожароопасному сезону.
Кроме того, Волжско-Окским управлением Ростехнадзора совместно с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, Департаментом региональной безопасности Нижегородской области, Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Минлесхозом Республики Мордовия Верхне-Волжского БВУ и Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия реализованы выездные мероприятия в целях оценки готовности муниципальных образований Нижегородской области и  Республики Мордовия к паводкоопасному периоду. 
В ходе выездных мероприятий было обследовано 23 ГТС, 8 из которых бесхозяйные. В целом готовность муниципальных образований к пропуску весеннего паводка 2022 года была оценена как удовлетворительная.
Управлением в адреса муниципальных районов и городских округов Нижегородской области и республики Мордовия, Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области направлены предложения по организации контроля (мониторинга) за  ГТС, обеспечения их надежной эксплуатации, в том числе за бесхозяйными ГТС, о необходимости заблаговременного проведения мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и защите территорий от негативного воздействия вод в паводковый период 2022 года.

- Какие нарушения чаще всего выявляются при проведении надзорных мероприятий на ГТС? Были ли в прошлом году аварийные ситуации на ГТС?
- Основными нарушениями, выявляемыми при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, в период до введения ограничений на проведение проверок являлись: 
- отсутствие разработанных и согласованных с органом надзора правил эксплуатации ГТС;
- отсутствие договоров страхования гражданской ответственности в случае аварии ГТС;
- непроведение регулярных обследований ГТС;
- невыполнение ремонтов ГТС по причине отсутствия финансовых средств. 
Сообщений об аварийных ситуациях на поднадзорных ГТС в 2021 и 2022 гг. в Управление не поступало.

- Каковы основные обязанности собственника ГТС или эксплуатирующей организации для обеспечения безопасной эксплуатации ГТС? На что следует обратить внимание при прохождении паводка 2022 года и в дальнейшем, с наступлением нового сезона?
- Обязанности собственника ГТС и (или) эксплуатирующей организации установлены требованиями ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и другими нормативными документами, к основным из которых можно отнести:
- обеспечение соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
- обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных — осуществление оценки безопасности ГТС, в том числе регулярной оценки безопасности ГТС;
- обеспечение проведения регулярных обследований ГТС;
- организация эксплуатации ГТС в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС правилами эксплуатации ГТС;
- обеспечение соответствующей обязательным требованиям квалификации работников эксплуатирующей организации;
- совместно с органами местного самоуправления информирование население о вопросах безопасности ГТС;
- заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской  Федерации  об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- осуществление капитального ремонта, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС в случае его несоответствия обязательным требованиям.

Все статьи рубрики