Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Государственный пожарный надзор: цели, права, обязанности

 
Латыпов Марат Раисович, начальник Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор внутренней службы

Латыпов Марат Раисович
начальник Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор внутренней службы

Номер журнала: 

Рубрика: 

18 июля 2022 года Государственному пожарному надзору исполнилось 95 лет. С вопросами о работе государственных инспекторов пожарного надзора редакция обратилась в Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан.

- Марат Раисович, что представляют собой современные органы государственного пожарного надзора?
- Современные органы государственного пожарного надзора являются успешно функционирующей системой предупреждения и профилактики пожаров, реализации мероприятий по защите людей и материальных ценностей, интересов общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасностей, возникающих при ведении военных действий (в том числе – вследствие этих действий).
В настоящее время органами федерального государственного пожарного надзора МЧС России осуществляются следующие виды надзора:
- федеральный государственный пожарный надзор;
- федеральный государственный надзор в области гражданской обороны;
- федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- лицензионный контроль.
При этом в структуру органов государственного пожарного надзора входят не только надзорные органы МЧС России.
Так, согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, государственный пожарный надзор осуществляется подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.

- Какие задачи стоят перед пожарным надзором? 
- Основными задачами органов государственного пожарного надзора являются:
- учет объектов надзора, организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий с принятием соответствующих решений по их результатам;
- профилактика рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны;
- официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
- проведение проверок сообщений о преступлениях (иных происшествиях) и принятие предусмотренных законодательством мер по результатам таких проверок;
- осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- оказание государственных услуг и осуществление разрешительных функции в рамках предоставленных полномочий.

Сегодня в зоне пристального контроля органов государственного пожарного надзора почти 2,7 млн объектов защиты. Благодаря принципиальному и добросовестному исполнению профессионального долга ежегодно удается снижать количество техногенных пожаров, а значит — предотвращать беду, сохранять человеческие жизни.

- Какими нормативными документами регулируется деятельность государственных инспекторов по пожарному надзору?
- Деятельность органов федерального государственного пожарного надзора осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Основными нормативно-правовыми актами являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
- Федеральный закон от 12.02.1999 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;
- Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

- Какие права имеет государственный инспектор по пожарному надзору?
- Государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право:
- проводить контрольные (надзорные) мероприятия;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения (решения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты надзора. Контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться только должностными лицами, указанными в распоряжении (решении) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
- совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
- привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов;
- запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, и документов для копирования, фото- и видеосъемки;
- составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников, ограничения доступа на объект надзора либо в его отдельные помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
- обращаться в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;
- принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
- рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий;
- осуществлять профилактические мероприятия в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита.

За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
 

- Каковы его обязанности?
- Должностные лица органов государственного пожарного надзора и подразделений государственного пожарного надзора обязаны:
- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
- своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольных (надзорных) органов вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
- проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
- не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
- не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей — присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и осуществлять консультирование;
- предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету федерального государственного пожарного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры;
- знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
- знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
- учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;
- не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

-  Каковы особенности осуществления надзорной деятельности в 2022 году?
- В связи со вступлением в силу постановления Правительства РФ    от 10.02.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которое закрепило особенности организации и проведения государственного контроля и надзора, муниципального контроля в 2022 году, вступил в силу мораторий на плановые контрольные (надзорные) мероприятия. При этом плановые проверки будут сохранены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов. 
В рамках федерального государственного пожарного надзора плановые проверки в 2022 году проводятся в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска:
- дошкольное и начальное общее образование;
- основное общее и среднее (полное) общее образование;
- деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;
- деятельность детских лагерей на время каникул;
- родильные дома, перинатальные центры;
- социальные услуги с обеспечением проживания.

Деятельность органов федерального государственного пожарного надзора осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Что касается внеплановых контрольных надзорных мероприятий, то согласно постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 они  проводятся:
а) при условии согласования с органами прокуратуры:
- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
- при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
- в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;
- в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;
б) без согласования с органами прокуратуры:
- по поручению Президента Российской Федерации;
- по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;
- по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — руководителем аппарата Правительства Российской Федерации;
- по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

- Что включает в себя профилактическая работа на объекте защиты? Каков порядок проведения профилактических мероприятий?
- Согласно Положению о федеральном государственном надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290, органами государственного пожарного надзора могут проводиться такие профилактические мероприятия, как:
- информирование;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
Основной целью профилактических мероприятий является предупреждение возникновения пожаров, повышение уровня знаний о соблюдении требований пожарной безопасности.

Вред (ущерб), причиненный контролируемым лицам решениями контрольного (надзорного) органа, действиями (бездействием) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, признанными в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

- Какие права и обязанности имеют руководители объектов защиты при проведении на них контрольных (надзорных) мероприятий?
- Гарантии и защита прав контролируемых лиц при проведении контрольных (надзорных) мероприятий регламентируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право:
- присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;
- получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
- получать от контрольного (надзорного) органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
- знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).
Вред (ущерб), причиненный контролируемым лицам решениями контрольного (надзорного) органа, действиями (бездействием) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, признанными в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Вред (ущерб), причиненный контролируемым лицам правомерными решениями контрольного (надзорного) органа, действиями (бездействием) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

-  Какие нарушения обязательных требований на предприятиях выявляются государственными инспекторами чаще всего?
- Среди типовых нарушений отмечаются: 
- использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования; 
- нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ; 
- неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении; 
- нарушение правил эксплуатации систем отопления;
- ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов;
- неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей; 
- ограничение в период хозяйственной деятельности работоспособности систем противопожарной защиты;
- отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений; 
- выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости; 
- неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах;
- недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах);
- создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты; 
- ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.

Государственный инспектор по пожарному надзору имеет право запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, и документов для копирования, фото- и видеосъемки.

- Какие санкции применяются к нарушителям обязательных требований?
- Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
Указанные лица, а также иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Государственный инспектор по пожарному надзору  обязан учитывать при определении мер, предпринимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу.

Все статьи рубрики