Государственный надзор будет усилен
Номер журнала:
Рубрика:
2009 стал годом крупнейших техногенных аварий в России. Трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС выявила целый комплекс организационных, технических, управленческих проблем. В декабре произошла ужасная трагедия в Перми, последствия которой – более 110 погибших. Здесь выявилась другая тенденция – систематическое игнорирование бизнесом требований пожарной безопасности, игнорирование предписаний надзорных органов. Пока шло расследование случившегося, на Дальнем Востоке под тяжестью снега обвалилась крыша крытого катка. Здесь жертв удалось избежать. Налицо полная беспомощность «эффективных» собственников.
За неисполнение требований надзора более строгая ответственность
Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев дал четкое определение произошедшему в Перми: «Говорят, что нет криминального следа. Я, к сожалению, не могу с этим согласиться. Все, что произошло, не может быть квалифицировано иначе как преступление». И хотя преступление неумышленное, тяжесть последствий меньше не становится.
Негативное отношение к владельцам клуба усугубляется еще и тем, что ранее им выдавался целый ряд предписаний, но никто на них не реагировал. Дошло до того, что на праздник пригласили какую-то организацию, которая устроила в клубе фейерверк. «Во-первых, нет ни мозгов, ни совести. Во-вторых, абсолютно безразличное отношение к тому, что происходит, - заявил президент. - Я посмотрел информацию - еще и в бега бросились. Наказать нужно будет по полной программе».
На будущее Дмитрий Анатольевич Медведев предложил главе МЧС подумать о совершенствовании законодательства, касающегося подобного рода проблем. Причем совершенствовать его надо в сторону ужесточения. «В том числе и за неисполнение предписаний органов пожарного надзора должна следовать более строгая ответственность, - подчеркнул президент. - Вот следствие того, что не исполняются указания пожарной службы».
Очевидно, что происходящее вызовет свою жесткую реакцию со стороны государства не только в области деятельности пожарной службы, но и в других сферах государственного надзора и контроля. В том числе и в деятельности Ростехнадзора, осуществляющего надзор за эксплуатацией опасных производственных объектов, техногенные аварии на которых могут вызвать не менее трагичные последствия, как это произошло на Саяно-Шушенской ГЭС.
Функции Ростехнадзора будут усилены
Приведем слова Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, сказанные им в беседе с гражданами России, касающейся вопроса безопасности промышленных объектов. В эфире передачи прозвучал вопрос от специалиста – представителя Южно-Сибирского поисково-спасательного отряда А. Барковского: «Новые владельцы потенциально опасных предприятий готовы получать выгоду, но мало задумываются о безопасности этих объектов. Можно ли что-то сделать в этом направлении?»
Владимир Владимирович Путин ответил: «Да, конечно, можно и нужно сделать, и мы обязательно будем это делать. Вы знаете, наверняка, как специалист, что сейчас проводится проверка на всех энергетических объектах страны, и на всех гидроэнергетических объектах тщательно анализируется ситуация, готовятся соответствующие предложения. Но этого, конечно, недостаточно - мы должны подумать о контроле за исполнением технологической дисциплины и за техническим состоянием оборудования и технических устройств. Принять решение, согласно которому предприятия-производители оборудования должны будут сопровождать это оборудование во все периоды его существования и эксплуатации по всем циклам. И это будет касаться и ремонтных работ, и технического обслуживания. Это первое.
Второе. При системном операторе существует подразделение, которое собирает информацию о технических регламентах и о ремонтных работах. И есть предложение расширить его функции до контрольных. Мы обдумываем предложения по усилению функций Ростехнадзора в этом направлении».
Выводы
Произошедшии трагедии выявили ряд тенденций. Первая. Собственник, получившийся в результате реформ, не готов самостоятельно управлять производственными мощностями. Экономя на безопасности, он ставит под угрозу сотни человеческих жизней.
Второе. Государство не может не прореагировать. И эта реакция будет жесткой. Надзор и контроль должны быть усилены. Особенно за исполнением хозяйствующими субъектами предписаний, выданных им государственными надзорными органами. Собственники и менеджмент должны понять, что каждое требование безопасности - это не прихоть или придирки, это написаная за 290 лет истории государственного надзора человеческой кровью истина. И ответственность для управленцев и собственников должна быть соответствующей этому.
Кутьин Н.Г., руководитель Ростехнадзора |
У нас есть поручение Председателя Правительства РФ, в связи с ним мы проводим проверку всех гидроэлектростанций. Кроме того, мы разработали и приказом утвердили методику «Рекомендации по проверке». Первые результаты проверок уже есть. Устойчивость станций на достаточно нормальном уровне, удовлетворительная. Отдельные недостатки, безусловно, есть. Сейчас у нас есть решение провести неразрушающий контроль на узлах крепления всех гидроагрегатов, и эта отдельная работа эксплуатирующими организациями будет проведена. Я думаю, что после такой аварии проверки, которые мы проводим, более глубокие, нежели были раньше, и затрагивают даже те вещи, которые мы раньше не смотрели. В свое время в 2003-2004 годы подобные проверки внесли большие изменения с точки зрения государственного надзора и надзора внутри эксплуатирующих организаций. С государственного надзора многие функции были переданы надзорным подразделениям самих эксплуатирующих организаций. И выработка решений, и разработка нормативов были им переданы. Таким образом, многие вопросы, которые мы сегодня смотрим, должны были смотреть контролирующие органы самих организаций. Сегодня мы работаем и за себя, и за них в этих проверках как независимый контроль и надзор.
Кондалов А.Н., руководитель Западно-Уральского управления Ростехнадзора |
Инструменты воздействия на поднадзорные организации предусмотрены федеральным законодательством и административными регламентами по осуществлению государственных функций. Инструментом воздействия на хозяйствующие субъекты является Административный кодекс РФ в виде наложения штрафов на юридические и должностные лица, подготовка материалов для следственных органов. То есть вплоть до уголовной ответственности, приостановки деятельности субъекта в судебном порядке, приостановки действия ранее выданных разрешительных документов или аннулирования их на основании решения суда. При осуществлении надзора за строящимися объектами мы вправе наложить штраф на юрлицо до 500 тыс. руб. А вот на эксплуатируемых объектах штраф предусмотрен не более 50 тыс. руб. И это проблема. Нередко какому-нибудь гиганту химической или, скажем, нефтегазоперерабатывающей индустрии проще заплатить эту символическую для него сумму, нежели вкладываться в миллионные затраты по модернизации производства. Конечно, очень эффективной является приостановка (в судебном порядке) деятельности предприятия. Но эта мера крайняя, за ней стоят социальные проблемы занятости и зарплаты граждан.
Петров Б.Г., руководитель Приволжского управления Ростехнадзора |
Надзор, прежде всего, должен быть предупредительным - такова позиция как нашего управления, так и в целом центрального аппарата. Поэтому наша основная задача - не наказать, а добиться, чтобы предприятие, которое мы инспектируем, соблюдало все требования законодательства, обеспечивало безопасность эксплуатации объектов. Совершенно правильно, что законодательные нововведения связаны с тем, что федеральные органы в целом ужесточают систему надзора. Повысились требования и к аттестации самих сотрудников Ростехнадзора. Однако при ужесточении законодательства не должны создаваться дополнительные сложности для тех предпринимателей, которые работают ответственно.
Соловьев А.Б., заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора (Удмуртская Республика) |
Предприятия, экономя на непроизводственных расходах, пытаются пойти по пути снижения расходов на промышленную безопасность, охрану окружающей среды. В этой ситуации наши усилия должны быть сконцентрированы на недопущении техногенных рисков и повышении эффективности надзорной деятельности. За последние пять лет на территоритории Удмуртской республики не допущено роста аварийности на поднадзорных объектах. Это говорит о том, что проводимые предупредительные мероприятия, реализованные нами, достаточно эффективны.