Государственный контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
Номер журнала:
Рубрика:
Утверждены Правила осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности (далее – Правила).
1 января 2024 года вступит в силу постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2023 № 740 «Об утверждении Правил осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В соответствии с введенными Правилами государственный контроль в указанной сфере осуществляется Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами (далее — Росгвардия).
Деятельность Росгвардии по государственному контролю направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, предъявляемых в соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее — обязательные требования), посредством:
- профилактики нарушений обязательных требований;
- оценки соблюдения обязательных требований субъектами топливно-энергетического комплекса;
- выявления нарушений обязательных требований;
- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований.
Государственный контроль осуществляется проведением проверок объектов ТЭК, а также профилактических мероприятий.
Порядок проверки
Проверка проводится на плановой и внеплановой основе по месту нахождения объекта топливно-энергетического комплекса. Срок проведения плановой (внеплановой) проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Плановая (внеплановая) проверка проводится в рабочее время, установленное правилами внутреннего трудового распорядка на объекте топливно-энергетического комплекса.
Проведение плановой (внеплановой) проверки в отношении объекта ТЭК, на котором осуществляются работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и ознакомление с такими сведениями осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Результатами проведения плановой (внеплановой) проверки являются:
а) акт плановой (внеплановой) проверки;
б) предписание об устранении выявленных нарушений либо предписание, выданное повторно (в случае установления факта неисполнения субъектом топливно-энергетического комплекса предписания органа государственного контроля об устранении нарушений обязательных требований);
в) протокол об административном правонарушении либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При этом предусмотрена возможность руководителя объекта ТЭК в случае несогласия с выводами и предложениями, изложенными в акте проверки и (или) предписании об устранении выявленных нарушений, представить возражения в письменной форме в течение 10 рабочих дней со дня окончания такой проверки.
Плановая проверка
Плановые проверки должны проводиться (начиная с даты окончания предыдущей плановой проверки) не чаще:
- одного раза в год — для объектов ТЭК высокой категории опасности;
- одного раза в 2 года — для объектов ТЭК средней категории опасности;
- одного раза в 3 года — для объектов ТЭК низкой категории опасности.
В случае присвоения или изменения существующей категории опасности объекта топливно-энергетического комплекса плановая проверка проводится не ранее 3 месяцев со дня изменения.
Сводный ежегодный план проведения проверок размещается до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, на официальном сайте Росгвардии.
К основаниям для внесения изменений в ежегодный план относятся:
а) невозможность проведения плановой проверки объекта топливно-энергетического комплекса вследствие его ликвидации;
б) изменение категории опасности объекта топливно-энергетического комплекса;
в) поручения или указания Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации.
О проведении плановой проверки руководитель объекта топливно-энергетического комплекса уведомляется не позднее 3 рабочих дней до начала ее проведения.
Внеплановая проверка
Правилами определены основания для проведения внеплановых проверок:
а) истечение срока исполнения предписания органа государственного контроля об устранении выявленных нарушений;
б) поступление в орган государственного контроля сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям вследствие совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса либо угрозы его совершения, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении субъектом топливно-энергетического комплекса обязательных требований;
в) поручение или указание Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации;
г) решение руководителя органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки объекта топливно-энергетического комплекса в случае, если ранее проведение плановой (внеплановой) проверки оказалось невозможным в связи с действиями (бездействием) субъекта топливно-энергетического комплекса и (или) его должностных лиц, воспрепятствовавшими ее проведению.
О проведении внеплановой проверки субъект топливно-энергетического комплекса уведомляется не позднее 48 часов до начала ее проведения.
Внеплановая проверка по основанию, указанному в подпункте «а», не проводится на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля, если:
- право владения объектом топливно-энергетического комплекса перешло от субъекта топливно-энергетического комплекса, которому выдано предписание об устранении нарушений, к другому лицу и новый субъект топливно-энергетического комплекса не является правопреемником прежнего;
- субъектом топливно-энергетического комплекса в орган государственного контроля представлены документы, подтверждающие исполнение предписания органа государственного контроля целиком или в той части, в которой сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований истекли к началу проведения внеплановой проверки.
Анонимные обращения и заявления, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах причинения вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Недействительность результатов проверки
Результаты плановой (внеплановой) проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением либо нарушениями установленных Правилами требований к организации и проведению плановой (внеплановой) проверки, не могут являться доказательствами нарушения субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и подлежат отмене.
К грубым нарушениям относятся:
а) проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план;
б) отсутствие уведомления или нарушение срока уведомления о проведении плановой (внеплановой) проверки;
в) отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки;
г) несоблюдение порядка вручения акта проверки.
Плановая (внеплановая) проверка, результаты которой отменены, проводится повторно органом государственного контроля по согласованию с антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации не ранее чем через 3 месяца с даты окончания соответствующей проверки.
Профилактические мероприятия
При осуществлении государственного контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
- информирование;
- обобщение результатов государственного контроля;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется органом государственного контроля в случае получения им сведений о возможных или имеющихся нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не являются основанием для проведения внеплановой проверки.
Предостережение объявляется, регистрируется в журнале учета профилактических мероприятий и направляется в адрес субъекта топливно-энергетического комплекса в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт вручения такого уведомления, не позднее 30 дней со дня получения сведений о возможных или имеющихся нарушениях обязательных требований.
Типовая форма журнала учета профилактических мероприятий, а также типовая форма предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований устанавливаются Росгвардией.
Субъект топливно-энергетического комплекса в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня получения предостережения, вправе направить в орган государственного контроля:
- уведомление об исполнении предостережения;
- возражение в отношении предостережения.
Консультирование осуществляется без взимания платы по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического визита, плановой и внеплановой проверок.
Профилактический визит проводится должностным лицом органа государственного контроля на основании письменного обращения субъекта топливно-энергетического комплекса в форме осмотра и профилактической беседы по месту нахождения объекта топливно-энергетического комплекса либо путем использования видео-конференц-связи.
При проведении профилактического визита субъекту топливно-энергетического комплекса не выдается предписание об устранении нарушений обязательных требований, а полученные уполномоченным представителем субъекта топливно-энергетического комплекса разъяснения носят рекомендательный характер.
Ответственность за нарушение требований защищенности объектов ТЭК высокой категории опасности
Опубликован Федеральный закон от 13.06.2023 № 233-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2024 года.
Федеральным законом внесены изменения в ст. 20.30 КоАП РФ, согласно которым лица привлекаются к административной ответственности по ч. 3 данной статьи за совершение административного правонарушения, выразившееся в нарушении требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам высокой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
- на должностных лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
- на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до четырехсот пятидесяти тысяч рублей.