Госстройнадзор: строительную отрасль ждет трансформация
Дрок Дмитрий Валерьевич
заместитель руководителя Уральского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
8 августа в России отметили профессиональный праздник работники строительной отрасли. В связи с этой датой редакция журнала обратилась в Уральское управление Ростехнадзора с вопросами, касающимися осуществления государственного строительного надзора на объектах капитального строительства, нарушений, которые выявляются при проверках. Но в первую очередь был задан вопрос об актуальных изменениях в законодательстве, регулирующем данный вид надзора.
- Какие изменения произошли в 2021 г. в нормативно-правовой базе, устанавливающей обязательные требования в государственном строительном надзоре? На что необходимо обратить внимание?
- 01.07.2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 248-ФЗ).
Федеральным законом № 248-ФЗ вводится новая система государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации. Положения данного Федерального закона распространяются на федеральный и региональный государственный строительный надзор.
В связи с принятием Федерального закона № 248-ФЗ соответствующие изменения внесены в нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ.
Основные новации в осуществлении государственного строительного надзора заключаются в следующем.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности даны полномочия на утверждение положения о региональном государственном строительном надзоре.
Государственный строительный надзор может осуществляться без взаимодействия с контролируемым лицом, в форме инспекционного визита или выездной проверки, при наличии соответствующих оснований, таких как:
- наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении или угрозе причинения вреда (ущерба);
- соответствующие поручения президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации;
- требования прокурора.
Предметом государственного строительного надзора теперь является соблюдение требований к обеспечению консервации объекта капитального строительства, требований к порядку осуществления строительного контроля.
Определены порядок и условия изменения рабочей документации, а также механизм признания такой рабочей документации частью проектной документации.
Определен порядок ведения реестра объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор.
Во исполнение Федерального закона № 248-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. № 1087 утверждено Положение о федеральном государственном строительном надзоре.
Региональный государственный строительный надзор впредь будет осуществляться в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Стоит обратить внимание на вступление в законную силу с 01.09.2021 г. Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 г. № 815. Указанный перечень содержит ряд вновь вступивших положений в рамках правил, введенных «регуляторной гильотиной», предусмотренной Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
- Сколько объектов, подлежащих федеральному государственному строительному надзору, находится на территории ответственности Уральского управления Ростехнадзора?
- На территории ответственности Уральского управления Ростехнадзора (Свердловская, Курганская, Челябинская области) на данный момент находятся под федеральным государственным строительным надзором 89 объектов капитального строительства.
Участникам градостроительной деятельности необходимо осваивать и внедрять различные инструменты, технологии электронного ведения исполнительной документации, процедуры обучения для корректировок инструкций по безопасности строительных работ, увеличения достоверности и качества закупаемых строительных материалов, изделий, оборудования, повышения качества выполняемых работ за счет отбора квалифицированных подрядных организаций с учетом подтвержденного опыта аналогичных работ.
- Какова ситуация с промышленной безопасностью на этих объектах? Были ли инциденты, аварии, несчастные случаи на объектах за истекший период 2021 г.? Каковы причины инцидентов и аварий?
- Соблюдение требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах не является предметом федерального государственною строительного надзора.
Информации о инцидентах, авариях, несчастных случаях на объектах, подлежащих федеральному государственному строительному надзору, за истекший период 2021 г. в адрес Уральского управления Ростехнадзора не поступало.
- Сколько проверок в рамках строительного надзора было проведено с начала 2021 г.? Сколько нарушений выявлено?
- С начала 2021 г. в рамках строительного надзора проведено 147 проверок, в результате которых выявлено 312 нарушений.
В настоящее время срок подачи документов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации не может быть менее семи рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
- Какие нарушения выявляются чаще всего? Каковы причины нарушений?
- Чаще всего (80 % случаев) выявляются нарушения, связанные с отступлением от требований проектной документации, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы, и требований технических регламентов.
Основной причиной возникновения такого рода нарушений является недостаточный контроль за проведением строительно-монтажных работ со стороны лиц, уполномоченных на ведение строительного контроля от лица организаций, осуществляющих работы (заказчика, подрядчиков разных уровней), а также несвоевременное внесение изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение Главгосэкспертизы, при возникновении такой необходимости.
- Какие санкции применяются к нарушителям требований? Сколько раз в качестве административной меры применялось приостановление деятельности?
- В отношении нарушителей требований, исходя из характера наиболее распространенного вида нарушений, применяются санкции, предусмотренные ч.ч. 1, 2 ст. 9.4 КоАП РФ «Нарушение обязательных требований в области и строительства и применения строительных материалов (изделий)», а также ч.ч. 1. 2 ст. 9.5 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию», которые предусматривают наложение административного штрафа, предупреждение (в отношении должностных и юридических лиц) или приостановление деятельности (в отношении юридических лиц).
С начала 2021 г. приостановление деятельности в области строительства, реконструкции поднадзорных объектов капитального строительства Уральским управлением Ростехнадзора не применялось.
- Напомните, пожалуйста, какой пакет документов и в какие сроки необходимо предоставить, чтобы известить о начале строительства или реконструкции объекта, подлежащего государственному надзору органом Ростехнадзора?
- Состав пакета документов и срок их подачи в органы государственного строительного надзора регламентируются ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время срок подачи документов в соответствии с вышеуказанной статьей Градостроительного кодекса Российской Федерации не может быть менее семи рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Состав пакета документов определен вышеуказанной статьей Градостроительного кодекса Российской Федерации в следующем виде:
- извещение о начале строительства;
- копия разрешения на строительство;
- проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции — в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
- копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
- общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ:
- положительное заключение экспертизы проектной документации.
Обратите внимание на вступление в законную силу с 01.09.2021 г. Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального
закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
- На что следует обратить внимание руководству при ведении строительства, чтобы обеспечить выполнение обязательных требований и безопасности при ведении работ?
- При производстве работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитальному ремонту участникам строительства следует обратить особое внимание на соблюдение требований проектной документации и требований технических регламентов. Одновременно с этим стоит отметить важность укомплектованности штатного расписания организаций, обеспечение безопасности работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда и санитарно-эпидемиологических требований.
В рамках цифровой трансформации строительной отрасли и в целях развития знаний, навыков и умений работников, которые выполняют ответственные работы, влияющие на качество и безопасность, снижения показателей травматизма в строительстве, участникам градостроительной деятельности необходимо осваивать и внедрять различные инструменты, технологии электронного ведения исполнительной документации, процедуры обучения для корректировок инструкций по безопасности строительных работ, увеличения достоверности и качества закупаемых строительных материалов, изделий, оборудования, повышения качества выполняемых работ за счет отбора квалифицированных подрядных организаций с учетом подтвержденного опыта аналогичных работ.