Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

январь 2019

пн вт ср чт пт сб вс
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Ванскова Оксана Вячеславовна, заместитель руководителя Государственной инспекции труда —  заместитель главного государственного инспектора труда в Республике Башкортостан (по правовым вопросам)

С наступлением 2019 г. вступят в силу или будут находиться на стадии рассмотрения ряд изменений в трудовое законодательство. Какие нововведения ожидаются с началом нового года, редакции рассказали в Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"
Игошин Виктор Викторович, прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики, советник юстиции, кандидат юридических наук

Сегодня для экономики России обеспечение благоприятных условий ведения бизнеса и привлечения инвестиций стало стратегически важным. В связи с этим вопросы исполнения законодательства об инвестиционной деятельности и защите прав инвесторов приобрели особую актуальность. Эта тема — в ранге приоритетных в работе прокуратуры Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Поиск по сайту

Свежий номер

№ 12 (141), декабрь, 2018
В номере:

Теги

Главное при разработке плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО

Давыдов Константин Александрович, руководитель Волжско-Окского управления Ростехнадзора

Давыдов Константин Александрович
руководитель Волжско-Окского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

О главных моментах, на которые необходимо обратить внимание при разработке планов мероприятий  по локализации и ликвидации последствий аварий (далее ПМЛЛА) на опасном производственном объекте, рассказал руководитель Волжско-Окского управления Ростехнадзора  Константин Александрович Давыдов.

Нормативно-правовая база для разработки планов

Данные мероприятия на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности осуществляются посредством разработки и утверждения руководителем организации или структурного подразделения специальных планов.
Порядок разработки указанных планов и требования к их содержанию установлены Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г.  № 730. В соответствии с указанным положением планы мероприятий согласовываются руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.
В настоящее время требования к составу (разделам) и содержанию документа, определяющего порядок действий в случае аварии на объекте, содержатся в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (ФНП) и других нормативно-правовых актах федеральных органов исполнительной власти, где документы называются «План ликвидации аварии», «План локализации и ликвидации последствий аварий», «План ликвидации (локализации) аварий» или «План ликвидации аварий и защиты персонала».
Зачастую перечисленные документы не учитывают требования в зависимости от классов опасности объектов, да и содержание планов не соответствует установленному в положении.
Принимая во внимание, что статус постановления Правительства Российской Федерации выше статуса ФНП и других актов, то ФНП и другие акты продолжают действовать в области их распространения в части, не противоречащей положению.
Таким образом, организации, эксплуатирующие объекты I, II и III классов опасности, должны разработать и утвердить планы мероприятий, названия и содержание которых соответствуют положению. При этом специальные разделы планов мероприятий должны определять порядок действий в случае аварий на объекте в соответствии с требованиями, установленными ФНП и другими действующими актами.
Кроме того, в соответствии с п. 107 Федеральных норм и правил для ОПО, на которых обращается нефть и нефтепродукты, при наличии риска распространения разлива за пределы опасного производственного объекта должны быть разработаны и утверждены в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН).

Анализ риска аварий

Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий должны учитывать анализ опасностей и оценку риска аварий на ОПО.
Анализ риска аварии — специальный научно-технический метод исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий на ОПО.
Данный метод подразумевает выявление, анализ и прогнозирование опасностей промышленных аварий и разработку организационно-технических мер по их предупреждению.
Базовым инструментом оценки являются методы качественной и количественной оценки анализа риска аварий. Ростехнадзором активно внедряются методики анализа риска, за последние несколько лет принято более 10 новых руководств по безопасности, посвященных анализу риска аварий.
Главным итогом в направлении разработки методов оценки анализа риска стала разработанная Методика установления допустимого риска аварий на ОПО нефтегазового комплекса, которая была утверждена в форме Руководства по безопасности 23.08.2016 г. Приказом Ростехнадзора № 349.
Разработанные методики позволяют давать более точные результаты, чем методики тротилового эквивалента РД 03-409-01, РД 03-26-2007 и др. и отражают более реальные условия развития аварий.
На этапе эксплуатации ОПО целью анализа риска является ликвидация аварийной ситуации на ОПО, поэтому разработчик документации вправе самостоятельно выбирать методики оценки анализа риска для полноты оценки состояния ОПО.

Основные нарушения в ПМЛЛА

При проведении контрольных мероприятий в отношении организаций, эксплуатирующих ОПО I, II и III классов опасности, надзорными органами выявляются факты несоответствии требованиям к содержанию ПМЛЛА, в части:

  • планирования действий персонала ОПО и специализированных служб на разных уровнях развития ситуаций;
  • разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
  • достаточности принятых мер по предупреждению аварий на объекте;
  • организации материально-тех-нического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

По результатам проверок принимаются меры административного воздействия в отношении лиц, допустивших нарушения согласно ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Содержание ПМЛЛА

ПМЛЛА предусматривает:
а) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте;
б) достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
в) организацию взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокацию сил и средств;
д) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности;
е) организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте;
ж) систему взаимного обмена информацией между организациями — участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
з) первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;
и) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
к) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;
л) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.
План мероприятий разрабатывается для объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов.
В случае если два и более объекта, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики