Эффективная экология и подготовка кадров должны стать новыми «брендами» развития России
Номер журнала:
Рубрика:
О том, что президентское послание вновь стало «человекоакцентированным, можно судить уже хотя бы по характеру состоявшегося монолога, и, конечно же, — по ключевым темам обращения. В документе выдержан серьезный и рельефный акцент относительно, к примеру, такой социально важной тематики, как экология. Это сделано с той целью, чтобы не просто привлечь внимание общества к политике с природоохранным «знаменателем»: в речи Президента было явным особое усилие консолидировать имеющиеся рычаги для гарантированного направления в эту область «человеческого», административного и финансового ресурса.
Новую рамочную конвенцию, образно говоря, Президент предусмотрел и для еще одной социально ориентированной темы — кадрового менеджмента. Предлагается привлечь в эту область максимальные усилия — с тем, чтобы составить реальную оппозицию деконструктивным технологиям, сдерживающим развитие системы подготовки кадров. Властью признается, что, по большей части, создание внутри экономической системы ниши для управления интеллектуальными потоками и обеспечением отраслей квалифицированной рабочей силой осуществляется не столь качественно, как того требуют современные условия. При этом в кадрово-образовательной среде отсутствует плановый, системный подход, который мог бы развивать «инкубатор» эффективных специалистов, что еще больше усугубляет ситуацию.
Что касается экологических тезисов, которые можно назвать прогрессивным взглядом, ориентированным на будущее, то они озвучены не в декларативном, а в конкретном формате, и, более того, амбициозны: «Наш ориентир — высокие экологические стандарты развития». Очевидно, что имеется ввиду интеграция в экологическую политику технологий мирового уровня, позволяющих не столько управлять угрозами, сколько предупреждать их. По сути, говорится о построении перехода от устаревших форм природоохранной практики к новым моделям развития. Наибольшим ресурсом, способным повысить экологический рейтинг России, обладают, безусловно, финансовые механизмы. Понятно, что опыт придания экономике природоохранного «лица» является процессом весьма капиталоемким. Но его внедрение остро необходимо. Утверждение, что в стране следует первоначально уделять внимание вопросам развития экономики и обеспечить вытекающие из этого соцгарантии, и только затем позаботиться о защите окружающей среды, себя не оправдывает. Подобный путь приведет к негативным последствиям, например, — увеличению финансирования экомероприятий в будущем.
При рассмотрении проблемы становится понятно, что источники финансирования эковектора нужно искать уже сейчас. И в этом контексте особую важность приобретает тема кооперации бизнеса и власти. Только в таком диалоге, при частно-государственном партнерстве, будут созданы предпосылки для новой природоохранной стратегии, а затем и для гармонизации экозаконодательства с европейским. Казалось бы, за общими словами Президента о том, что «мы должны уделить самое пристальное внимание экологии», стоит не только особый смысл. Здесь ставится предметная задача масштабной работы, исключающей все возможные риски.
Столь же системным и бескомпромиссным должен стать подход к вопросам обеспечения экономики стабильным кадровым ресурсом: «Мы поставили задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 млн рабочих мест. Это амбициозная и трудная задача, но мы можем ее решить. Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан. Это главное направление нашего удара». Акцент в этой части делается на профобразование, которое должно стать более адекватным потребностям экономики: «Нужно возродить инженерные школы и подготовку рабочих кадров. На человека труда нужно больше обращать внимания. Поручаю Правительству разработать национальную систему оценки качества профбразования».
Посыл государства для развития этой сферы таков: объединив ресурсы, прежде всего, интеллектуального и финансового плана, можно создать новый облик профобразования.
Весомая роль здесь отводится хозяйствующим субъектам: «В каждой организации должна быть сформирована собственная программа развития и кадрового обновления. Ошибочно представлять программу кадрового развития без учета квалификации и реального вклада работника». К работе должны подключаться вузы. Важен и диалог предприятий со сферой образования: «Поддержку должны получать вузы, сотрудничающие с предприятиями, продвигающими научные разработки, чьи выпускники уже в период учебы связывают свое будущее с тем местом, где они живут. Государство должно оказать поддержку программам развития таких вузов. Важно, чтобы в их управлении принимал участие и бизнес. Все это, помимо прочего, прекратит практику, когда немалые ресурсы тратятся на подготовку в Москве и Петербурге студентов, которые не собираются работать по специальности. Россия нуждается в притоке новых сил, умных, образованных, трудолюбивых личностях, которые считают Россию своей родиной». Послание в очередной раз доказало — социально-экономическая система России нуждается в обновлении, не по «палочной системе», а с пониманием сути модернизации. И в этом основные рычаги даются институтам инновационного развития государства — активному обществу, бизнесу и образовательным структурам .