Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Доктрина безопасности

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Экономический и промышленный рост государства повышают требования к обеспечению промышленной, экологической и энергетической безопасности. Это ставит перед службой Ростехнадзора задачу повышения эффективности возложенных на него функций надзора и контроля. Полномочия Ростехнадзора обширны - от надзора за работой элементарных технических устройств до ядерного реактора.

Казалось бы, мы осуществляем всего три вида надзора - экологический, технологический и атомный. Но только слово «технологический» подразумевает 21 вид надзора, в том числе строительный, энергетический, надзор за химически опасными объектами, за подъемными сооружениями. В нашем ведении все, что относится к разряду особо опасных объектов.
Существуем мы всего два года. Срок совершенно незначительный для такого крупного ведомства, как мы, поэтому повседневная напряженная работа идет параллельно с процессом становления организации. Идет формирование нормативно-правовой базы, выработка методологий надзора, разграничение полномочий между федеральным и региональным уровнем власти. И здесь, конечно, много нерешенных вопросов.
Например, в рамках строительного надзора мы следим за тем, как строятся и реконструируются объекты. Критерий - качество и безопасность. Сейчас, когда идет реализация национального проекта по обеспечению населения доступным жильем и темпы роста строительства жилья неуклонно растут, это особенно актуально. Надзор за эксплуатацией зданий мы не осуществляем, за это согласно законодательству отвечает собственник.
Думаю, что в этом году работы, связанные с разграничением полномочий, и согласительные процедуры по существующим спорным моментам завершатся.
Другой вопрос - разработка и внедрение нормативной базы. Процесс этот длительный и нелегкий. Мы же, как я сказал, объединили в единое целое несколько ведомств. Существующие для них нормативные базы потеряли силу, нужны новые, отвечающие целям и задачам нашего ведомства, его функциям.

Промышленная и экологическая безопасность вправе считаться национальным проектом. Предлагаем вашему вниманию материал руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному контролю Константина Борисовича Пуликовского (экологический вестник «Набат»)

Пример. Деятельность Ростехнадзора в том числе направлена на предупреждение аварий, инцидентов и несчастных случаев на поднадзорных объектах. Анализ состояния аварийности и травматизма на опасных производственных объектах показывает, что причины более 70 процентов аварий обусловлены человеческим фактором. При этом наше ведомство, согласно существующему Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору практически лишено возможности контролировать квалификационный уровень знаний работников поднадзорных организаций. Существовавшая в стране до 90-х годов система подготовки квалифицированных рабочих ныне потеряна, а собственники не заинтересованы в их обучении.
Ростехнадзор считает приоритетной задачу качественной подготовки, профессионального обучения и аттестации как работников организаций, поднадзорных нашему ведомству, так и самих сотрудников Ростехнадзора. Поэтому считаем необходимым внести на рассмотрение Правительства России проект нормативно-правового акта, устанавливающего порядок подготовки и аттестации указанных работников, а также экспертов в области экологической и промышленной безопасности.
Еще один вопрос – отношение к закону, нормативно-правовым актам граждан, собственников. Почему-то в последние годы наши действия, направленные на предупреждение аварий и обеспечение безопасности, начали восприниматься бизнесом, как тормоз для развития экономики. Стало возможным обходить наши постановления и рекомендации. Нередко даже представители региональной и местной власти начинают предъявлять нам претензии якобы в слишком строгом, необоснованном отношении. В ходе проверок выясняется, что тот или иной инспектор Ростехнадзора действовал строго в соответствии с законодательством и предъявляемые требования совершенно обоснованы. Обоснованы законом, подчеркну еще раз. Кто мешал собственнику своевременно ставить и решать проблемы безопасности, не дожидаясь наших указаний и запретов? Никто. Но раз уж недоглядел, нарушил закон, будь добр как законопослушный гражданин следовать ему до конца. К сожалению, нам еще нужно учиться быть законопослушными и не пытаться обходить законы. Тем более, что мы стремимся вступить в ВТО. Организацию, которая предъявляет высокие требования не только к вопросам безопасности, но и следованию нормам закона.
С членством России в ВТО связана еще одна задача Ростехнадзора. На итоговой коллегии службы я выступил с инициативой отмены санитарно-защитной зоны предприятий. Это означает, что экологические требования будут одинаково жесткими на любом расстоянии от производства. Пока это идея, к реализации которой мы будем стремиться по мере принятия технических регламентов. Мы должны добиваться, и я вижу здесь одну из задач нашей службы, чтобы все негативные факторы оставались в пределах предприятия, а еще лучше - в пределах конкретного цеха. Должна применяться такая очистка, такие технологии, чтобы уже на окружающую среду ничто не влияло, как это делается в странах - членах ВТО.
При проведении государственного контроля и надзора важное место занимает деятельность, связанная с проведением различного рода экспертных работ, испытаний, измерений и анализа, сертификацией продукции и услуг. Все это объединяется одним емким понятием «оценка соответствия».
Объемы выполняемых работ в области оценки соответствия высоки, важность их для обеспечения безопасности несомненна, и это определяет необходимость контроля за этой деятельностью.
Сегодня не все экспертные организации соответствуют лицензионным требованиям. В результате на свет появляются экспертные заключения, не отражающие истинного технического состояния поднадзорных объектов.
Пока единственный способ государственного влияния на участников рынка экспертных услуг - лицензирование их деятельности. Эта процедура включает в себя проверку документов организации, подавших заявку на получение лицензии. Но Ростехнадзор не ограничивается только изучением документов.

Почему-то в последние годы наши действия, направленные на предупреждение аварий и обеспечение безопасности, начали восприниматься бизнесом, как тормоз для развития экономики. Стало возможным обходить наши постановления и рекомендации. 

Контрольно-надзорные органы собирают информацию из всех возможных источников. Сомнительные организации подвергаются дополнительной проверке. Другого механизма воздействия на рынок экспертных услуг Ростехнадзор пока не имеет.
Управлению методологии и организации разрешительной деятельности Ростехнадзора дано поручение изыскать правовые пути ужесточения требований при выдаче лицензий экспертным организациям. Для организации этой работы на должность заместителя руководителя Федеральной службы приглашен опытный юрист, бывший заместитель генерального прокурора по Дальнему Востоку К.Л. Чайка.
Возможно, наиболее жизнеспособной и приспособленной к рыночным условиям процедурой, подтверждающей компетенцию многочисленных и многопрофильных органов оценки соответствия, является добровольная аккредитация. Это доказывает и международный опыт, и отечественная практика.
С передачей Ростехнадзору широкого спектра полномочий в области промышленной, экологической и энергетической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и безопасности в строительстве целесообразно унифицировать все процедуры оценки соответствия, применяемые в данных областях, и создать Единую систему оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору, на основе Системы экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности.
Создание подобной системы - приоритетное направление деятельности Ростехнадзора на ближайшее время. Мы хотим, чтобы собственник, обращаясь в любую структуру, подведомственную нам, аттестованную или аккредитованную, получал квалифицированное, основанное на единых требованиях решение вопроса.

Нередко даже представители региональной и местной власти начинают предъявлять нам претензии якобы в слишком строгом, необоснованном отношении. В ходе проверок выясняется, что тот или иной инспектор Ростехнадзора действовал строго в соответствии с законодательством и предъявляемые требования совершенно 
обоснованы.

В нынешних экономических условиях, когда существует преимущественно частная собственность, государственные надзорные структуры, экспертные организации, работающие в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, должны найти баланс в том, чтобы собственники понимали необходимость проведения работ по обеспечению безопасности в каждой отрасли промышленности. И здесь большую помощь нам могут оказать средства массовой информации, публикуя и распространяя материалы, формирующие в общественном сознании положительный образ контрольно-надзорного органа, рассказывающие о его предназначении, задачах и их выполнении.

Все статьи рубрики