Дмитрий Медведев: в ближайшие годы качество окружающей среды станет ключевым фактором конкурентноспособности страны и каждого российского региона
Номер журнала:
Рубрика:
Повышение качества жизни человека немыслимо без решения проблем, связанных с экологией. Особенно в условиях промышленного роста, сопровождаемого техногенным давлением на окружающую среду. Поэтому вполне закономерно, что экология становится одним из приоритетов государственной политики в Российской Федерации, реализацией которой активно занимается Ростехнадзор.
Владимир Владимирович Путин определил основные приоритеты в области экологии: «Главная задача нынешнего этапа заключается в том, чтобы, во-первых, последовательно и до конца реализовать уже принятые решения. Во-вторых, создать действенную систему экологической безопасности в стране, такую, которая эффективно справлялась бы с имеющимися техногенными и антропогенными факторами загрязнения и при этом результативно отвечала бы на возникающие новые проблемы и новые вызовы в этой сфере».
«В условиях экономического подъема промышленность, транспортные, инфраструктурные комплексы постоянно увеличивают техногенную нагрузку на природные экологические системы, – продолжил Владимир Владимирович. – Так, по мнению экспертов, темпы роста образования токсичных отходов достигают 15–16 процентов в год, тем самым значительно опережая рост ВВП.
Кроме того, в целом ряде регионов начата реализация крупных инвестиционных проектов. В этих районах негативные последствия интенсивной хозяйственной деятельности должны быть минимизированы. При этом надо восстанавливать окружающую среду, загрязненную в результате прошлой хозяйственной деятельности и аварий.
Особое внимание следует уделить экологической чистоте источников питьевого водоснабжения. Экологи считают, что в некоторых регионах от 35 до 60 процентов питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам».
Государственную стратегию в области экологической безопасности обозначил избранный президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев: «Уже в ближайшие годы качество окружающей среды станет одним из ключевых факторов конкурентоспособности страны и каждого российского региона, не говоря уже о существенном влиянии этих факторов на демографическую ситуацию, на здоровье нации».
Отмечая рост российской экономики, Дмитрий Анатольевич подчеркнул, что сейчас крайне важно заложить экологическую платформу ее развития и прежде устранить недостатки правовой базы природоохранной деятельности. «Несмотря на наличие специального законодательства, она сегодня тем не менее не стимулирует переход на экологически эффективные технологии и проведение природоохранных мероприятий, – заявил избранный президент. – Не определены статус и режим регулирования пограничных и трансграничных водных объектов и особо охраняемых природных территорий. Медленно идут реформы технического регулирования, что тормозит разработку обязательных экологических требований, несмотря на то что изменились принципы формирования технологических регламентов., Кроме того, отсутствуют правовые механизмы возмещения экологического вреда».
Также Дмитрий Анатольевич заявил, что должны быть предприняты серьезные меры для ликвидации отходов, накопленных в результате десятилетий хозяйственной и военной деятельности, а также тех техногенных аварий, которые произошли в нашей стране: «Достаточно сказать, что на территории России в отвалах и хранилищах накоплено более 80 миллиардов тонн твердых отходов. При этом одновременно надо стимулировать создание в российской экономике целого сектора чистых технологий. И один из путей – это ужесточение санкций за негативное воздействие предприятий на окружающую среду».
По словам президента Медведева, необходимо в целом сформировать современную экологическую инфраструктуру, имея в виду лицензирование и сертификацию природоохранной деятельности, страхование экологических рисков, развивать экологический аудит, а также сделать более эффективной программу статистических наблюдений за уровнем загрязнения экологической среды. Решать такие задачи необходимо путем совместной работы всех уровней власти и общественных экологических организаций – они к этому готовы. Следует шире привлекать экологические движения к мониторингу природоохранной ситуации, к прогнозированию и предупреждению биологических угроз.
2 апреля 2008 года Ростехнадзор провел Коллегию на тему «Совершенствование деятельности по обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия предприятий на окружающую среду и ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью». Как отметил руководитель ведомства Константин Борисович Пуликовский, реализация мероприятий, направленных на ликвидацию экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью, рассматривается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору как одна из первоочередных задач в сфере обеспечения экологической безопасности страны.
- Комплексная оценка экологического ущерба, накопленного в Российской Федерации в результате хозяйственной деятельности, до настоящего времени не проводилась, и имеющиеся данные носят фрагментарный характер, – заявил Константин Борисович, – В частности, Ростехнадзором проводились оценочные исследования экологического ущерба в Кемеровской и Иркутской областях с целью выработки предложений по ликвидации экологических обременений и реабилитации загрязненных территорий.
Ростехнадзором в целях инициации решения проблемы ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью, проведена работа по предварительной оценке масштабов проблемы, комплексному анализу правовых норм, определяющих существующие правовые и инвестиционные инструменты ликвидации экологического ущерба и подготовлены предложения по первоочередным мерам, которые предлагается реализовать в среднесрочной перспективе (2008-2010 годы) для решения данной проблемы.
Подготовленный Ростехнадзором проект Плана первоочередных мероприятий на период 2008-2010 гг. по ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью, содержит перечень мер по трем основным направлениям:
Первое – совершенствование правовых и инвестиционных механизмов путем разработки законодательных и иных нормативных правовых актов. Особое внимание при этом должно быть уделено определению такого понятия, как «экологический ущерб», и стимулированию предотвращения текущего загрязнения. Кроме того, развитие такого явления, как оборот земли при решении экологических проблем, невозможно без совершенствования механизма земельного контроля.
Второе – комплексная оценка накопленного экологического ущерба. Должна быть проведена глубокая инвентаризация загрязненных объектов и территорий и сформирован реестр загрязненных территорий.
Третье – проведение уже в ближайшие годы работ по ликвидации загрязнений на территориях и объектах, находящихся в кризисном экологическом состоянии в «пилотных регионах» (в Иркутской и Кемеровской областях).
В результате реализации проекта должны быть сформированы институциональные, правовые, инвестиционные, финансовые механизмы, информационные ресурсы для решения проблемы ликвидации экологического ущерба, отработаны формы и механизмы государственно-частного партнерства в сфере охраны окружающей среды. Тем самым будут созданы предпосылки для дальнейшей реализации мероприятий по ликвидации экологического ущерба в РФ на долгосрочную перспективу.