Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Дистанционный надзор: акцент на профилактике и предупреждении опасности

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Пилотный проект по внедрению удаленного мониторинга состояния промышленной безопасности ОПО реализуется в России с 2015 г. Сейчас Ростехнадзор вместе с корпорацией «Ростех» тестируют систему, которая позволяет в онлайн-режиме получать информацию о состоянии объекта, выявлять отклонения, связанные с нарушением технологических процессов. К настоящему времени  в проекте принимает учатие ряд предприятий.

Назревшая тема

В Правительстве считают, что системы дистанционного контроля целесообразно в первую очередь внедрять на ОПО  добычи и переработки угля, нефти, газа. 
С одной стороны, необходимые проверочные мероприятия  на этих объектах могут быть  усовершенствованы с использованием достижений  научно-технического прогресса. 
С другой стороны, внедрение дистанционного контроля позволит на самой ранней стадии прогнозировать возможные инциденты и аварийные ситуации, оперативно принимать превентивные меры для предупреждения кататрофических последствий для жизни и здоровья людей, опасности для экологии. Нельзя не учитывать также прямые денежные потери, которые связаны с расходами на ликвидацию последствий аварий, затраты на компенсации, штрафы, неустойки и т. д.
Как отметил руководитель Ростехнадзора Алексей Владиславович Алешин, информационные системы уже сейчас широко применяются при осуществлении  надзорным органом  функций по нормативно-правовому регулированию, проведении проверок, оказании госуслуг. 
Но если при нормативном регулировании и оказании госуслуг современные цифровые технологии используются главным образом для создания различных баз данных, то в области контрольно-надзорной деятельности у Службы появилась возможность перехода к абсолютно новым формам и методам осуществления контрольных мероприятий. 
А.В. Алешин особо отметил, что  проект является исключительно российской разработкой.  По его словам,  нигде в мире ничего подобного нет, эту задачу за рубежом пока решить не смогли.

Проверку Ростехнадзора можно разделить на три этапа: сбор информации о состоянии промышленной безопасности, анализ собранной информации и принятие решений по итогам анализа.
Источниками исходной информации являются, во-первых, документы, которые  поднадзорные предприятия обязаны составлять в соответствии с существующей нормативной базой. Во-вторых, данные о порядке организации производственных процессов, состоянии оборудования, которое в этих производственных процессах участвует. Инспектора Ростехнадзора получают  такие данные путем визуального осмотра, изучения  документов, показателей  датчиков, записей в журналах событий и т.д.
Этап анализа заключается, по существу, в сравнении собранной информации с обязательными требованиями, которые прописаны в различных нормативных документах.
Таким образом,  источники информации о состоянии промышленной безопасности и способы их обработки могут быть переведены в цифровой формат.

Цифровой формат документов

АЛЕШИН
Алексей Владиславович, 
руководитель Ростехнадзора

Внедрение дистанционного контроля позволит на самой ранней стадии прогнозировать возможные инциденты и аварийные ситуации, оперативно принимать превентивные меры для предупреждения кататрофических последствий для жизни и здоровья людей, опасности для экологии.

Руководитель Ростехнадзора подчеркнул, что примерно 70 % объема любой проверки занимает изучение различного рода документов. «Для перевода этой рутинной работы — как для наших поднадзорных, так и для наших инспекторов — в цифровой формат мы предлагаем внедрить информационную систему с условным названием «Электронный инспектор», — сказал он.
Ростехнадзор предлагает всю обязательную документацию, которая ведется эксплуатирующей опасный производственный объект организацией, перевести из бумажного в электронный вид и заполнять ее непосредственно в личном кабинете, который будет у каждой организации в информационной системе. Программа в автоматическом режиме сравнит с эталонами всю внесенную документацию и выдаст информацию о возможных ошибках и нарушениях. Соответственно, у эксплуатирующей организации появится возможность фактически в постоянном режиме осуществлять самопроверку и исправлять нарушения, не дожидаясь прихода инспектора.
Техническое решение по созданию такой системы уже есть. Реализацию начнут  после завершения мероприятий в рамках «регуляторной гильотины», после разработки новых обязательных требований и стандартных форм документов. Ожидается, что ориентировочный срок внедрения системы составит полгода. 

Суть дистанционного мониторинга

А.В. Алешин отметил, что система дистанционного мониторинга технологических процессов — более сложная и интересная задача. 
Разработчикам необходимо было «найти такой агрегированный показатель, который мог бы информацию, поступающую от сотен и даже тысяч различных датчиков, контролирующих различные технологические процессы и режимы работы оборудования, превратить в простую актуальную информацию о состоянии промышленной безопасности. Таким агрегированным показателем стал расчет риска наступления аварии».
Руководитель Ростехнадзора следующим образом разъяснил суть системы: «Производственный объект или технологическая линия рассматривается как неустойчивая система, зависящая от работы и взаимодействия различных элементов, составляющих эту систему. Параметры этого оборудования постоянно меняются: что-то включается, что-то выключается, меняется температура, объем, давление, вибрация, происходят скачки напряжения и т.п. Расчетным путем определяется, при каких параметрах система наиболее устойчива и, следовательно, риск развития аварии наименьший. Затем делаются расчеты, каким образом изменения параметров работы отдельных элементов влияют на риск развития аварии». 
По результатам расчетов строится график, который показывает, в какой зоне риска  в данный момент находится производство: зеленая зона — риск минимальный, желтая зона — отклонения зафиксированы, риска развития аварии еще фактически нет, но необходимо обратить внимание на отклонение, чтобы предотвратить переход в красную зону — зону чрезвычайно высокого риска наступления аварии. Таким образом, система предупреждает не об уже начавшейся аварии, а о высоком риске ее наступления, оставляя время для принятия чрезвычайных оперативных мер, которые, как минимум, позволят спасти людей, как максимум, предотвратить аварию.
А.В. Алешин подчеркнул, что такой подход впервые позволяет видеть в реальном времени не только текущую обстановку на производстве, но и прогноз аварийной ситуации на конкретном оборудовании, а также примерное время наступления негативных событий. Кроме того, система сообщит информацию о происходящих отклонениях, которые могут привести,   например, к выбросам вредных веществ. Эти показатели могут заинтересовать МЧС.

Перспективы внедрения

Отмечается, что предлагаемые решения не потребуют от предприятий покупки и установки какого-то особенного, дорогостоящего оборудования. Программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий дистанционный мониторинг, подключается к уже действующим системам, в первую очередь к АСУТП. Пользователям системы «Электронный инспектор» также будет достаточно обычных компьютеров, уже имеющихся на предприятиях, эксплуатирующих ОПО.
Руководитель Ростехнадзора сообщил, что в настоящее время система проходит опытную эксплуатацию на предприятиях нефтегазовой, горно-металлургической, энергетической и угольной отраслей и проводится без привлечения бюджетных средств.
Для внедрения  дистанционного мониторинга, по словам А.В. Алешина,  необходима реализация трех ключевых факторов:
- во-первых, создать необходимую нормативную базу. В Правительство внесен проект изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности», который предполагает возможность осуществления дистанционного мониторинга процессов, происходящих на опасных производственных объектах. После его подписания и принятия потребуется порядка шести-восьми месяцев для внедрения системы, а также разработки необходимых подзаконных актов;
- во-вторых, необходимо обеспечить сотрудников Службы инструментами для работы с цифровыми данными, для этого в рамках национальной программы «Цифровая экономика» планируется создать цифровую платформу Ростехнадзора.  
При этом А.В. Алешин отметил высокую степень износа  IT-инфраструктуры Службы, которая практически не обновлялась с 2014 г., физически и морально устарела. Без модернизации парка компьютерной техники реализация описанных проектов будет крайне затруднительна. Он попросил при подготовке проекта поправок к федеральному бюджету на 2020 г. и плановый период 2021–2022 гг. обеспечить дополнительные бюджетные ассигнования на модернизацию информационно-коммуникационной инфраструктуры ведомства.
- в-третьих, потребуется обеспечение технологической готовности предприятий к обмену данными. 
Внедрение дистанционного контроля в перспективе заменит режим  постоянного государственного надзора на онлайн-мониторинг. В правительстве считают, что опыт применения дистанционного мониторинга можно будет использовать и в других видах надзора, например, санитарного, экологического и др., чтобы перенести акцент с наказания на профилактику и предотвращение опасности. 

При подготовке статьи использован материал сайта Правительства РФ government.ru.

Все статьи рубрики