Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Безопасность и качество жизни человека - главная задача Ростехнадзора

 
ПЕТРОВ Борис Германович, руководитель Приволжского управления Ростехнадзора

ПЕТРОВ Борис Германович
руководитель Приволжского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

Издательство «Евро-18» совместно с Приволжским управлением Ростехнадзора представляют новый проект «Промышленная и экологическая безопасность в Республике Татарстан».

Интервью с руководителем Приволжского управления Ростехнадзора Борисом Германовичем Петровым.

- Борис Германович, Республика Татарстан территориально достаточно большая, здесь сосредоточено большое количество предприятий химической, нефтехимической промышленности, активно развивается строительство. Охарактеризуйте, пожалуйста, регион с точки зрения промышленной и экологической безопасности?
- Действительно, Татарстан является одним из индустриально развитых регионов. Достаточно сказать, что и по количеству опасных производственных объектов, и по находящимся у них в обороте опасным веществам республика входит в первую пятерку регионов России. Основу нашей экономики составляют нефтедобыча, нефтехимическая и химическая промышленность — одни из самых потенциально опасных объектов. Соблюдение требований промышленной безопасности при эксплуатации этих производств всегда в центре внимания Приволжского управления Ростехнадзора.
Казань Приволжское управление РостехнадзораЕсли приводить количественную характеристику Республики Татарстан, то можно назвать следующие данные по первому кварталу 2009 г.: только в промышленности республики насчитывается около 3,5 тысячи организаций, на которых эксплуатируются более 8,5  тысячи опасных производственных объектов. Их количество только за прошедший год увеличилось почти на 20%. Рост, как видим, весьма  существенный, и здесь нужно учитывать не только формы промышленной безопасности, но и экологической, поэтому Управление наряду с промышленным надзором ведет работу по регулированию негативного воздействия на окружающую среду. Службе даны полномочия по выдаче предприятиям разрешения на выбросы в атмосферу и установление лимитов образования сбросов в водные объекты негативного воздействия на окружающую среду. Данными инструментами мы понуждаем предприятия к сокращению выбросов. Хотя сегодня, хотим мы этого или нет, объем  образующихся отходов на территории республики возрастает. В то же время современные технологии и экологические рычаги заставляют «производителей» отходов искать пути не только их утилизации, но и использования. Так, за прошедший год в собственных технологических процессах было использовано больше половины образовавшихся отходов, и только 18% пошло на захоронение. Но и эта величина очень большая. Причем это только официально учтенная, а сколько, к сожалению, несанкционированных свалок еще?!
Что касается промышленной безопасности то, должен заметить, уровень аварийности за прошедший год был ниже, чем в 2007 году, а общая тенденция числа инцидентов по сравнению с 2005 годом на объектах энергетики сократилась в 3,5 раза, а на объектах промышленности в 2 раза.

- Какие проблемы промышленной безопасности наиболее остро стоят перед Ростехнадзором в вашем регионе?
- Одна из актуальных проблем — износ основных производственных фондов в реальном секторе экономики. В настоящее время в Республике Татарстан 75% трубопроводов пара и горячей воды в коммунальной сфере отработали свой ресурс. Такая же ситуация с трубопроводами на объектах химии. Несмотря на существенные инвестиции в строительный комплекс ,доля грузоподъемного оборудования с истекшим эксплуатационным ресурсом достигает почти 80%.
Финансовый кризис внес коррективы в программы по обновлению основных производственных фондов в сторону сокращения, а то и прекращения инвестирования данной деятельности, что значительно повышает вероятность аварийности. Поэтому в условиях ограниченных инвестиционных и финансовых возможностей предприятий приоритетным направлением становятся мероприятия по технической диагностике оборудования, отработавшего нормативный срок эксплуатации. Это должно обеспечить своевременный вывод из эксплуатации аварийного оборудования, своевременно проводить ремонт и модернизацию.
Сегодня существует институт сервисных организаций - одна из форм аутсортинга внедрилась и в сферу промышленной безопасности. Причем, если лифтовое хозяйство уже давно передано на обслуживание специализированным организациям, то по газовому, тепловому и электрическому работа постепенно набирает обороты.
Современное газовое оборудование, снабженное многочисленными датчиками и блокировками, делает их работу достаточно безопасной при условии, что все требования эксплуатации соблюдаются. Поэтому при выполнении всех технических требований к пуску газа, к примеру, котельная или тепловой узел могут быть переданы на обслуживание специализированной организации, которая имеет штат дежурных операторов, ответственных и так далее. Для собственников объектов оптимизация налицо – отсутствие знаний у персонала, сокращение затрат на их обучение и аттестацию, отсутствие необходимости создавать свою аттестационную комиссию. Думаю, что и организационно и финансово это выгодно всем. Но пока аутсорсинг приживается только в отдельных направлениях. Причин много: и организационных, и технических, и нормоотводческих. Но все, что от нас зависит, будем делать.

- Какие задачи стоят перед Приволжским управлением Ростехнадзора?
- Могу отметить, что 25% всех объектов промышленности и энергетики, поднадзорных нам, приходится на нашу столицу. Причем если выбросы промышленных предприятий имеют тенденцию к снижению, то за счет резкого увеличения количества автотранспорта объем выбросов увеличился в 2007 году почти на 20% и за прошедший год еще на 20%. При таких темпах роста транспорта и состояния дорог перспектива качества воздуха не радужная. Поэтому реализуемая городом программа строительства транспортных развязок, переходов, расширения магистралей решает и транспортную, и экологическую проблемы. Наверное, стоит подумать и о переводе ряда объектов, использующих аммиак и хлор, на альтернативные заменители. Это существенно снизит потенциальную опасность не только аварий, но и возможных последствий. Генеральным планом предусмотрен вынос ряда промышленных объектов за пределы города.  Это тоже даст свой положительный эффект.
Требуется и дальше решать вопросы повышения надежности электроснабжения столицы, в том числе за счет строительства новых мощностей и реконструкции силового и сетевого оборудования.
Эти мероприятия, предшествующие Универсиаде, должны улучшить экологическую обстановку в городе и снизить техногенную нагрузку. И здесь мы не сторонние наблюдатели, а активные участники, ведь ряд строющихся объектов Универсиады будет под нашим контролем.
Могу сказать, что задач, которые необходимо реализовать при нашем участии для повышения безопасности и комфортного проживания населения республики, немало и решать их мы должны вместе с предприятиями.

- Что изменилось в надзорной деятельности за прошедший год и какие изменения ждут в 2009?
- Во-первых, в рамках оптимизации территориальных структур федеральных органов исполнительной власти произошла реструктуризация самой Федеральной службы Ростехнадзора — за счет объединения территориальных управлений их количество сократилось с 84 до 38. В частности, Управление Ростехнадзора по Республике Татарстан, Управление Ростехнадзора по Чувашской Республике и  Управление Ростехнадзора по Республике Марий Эл вошли в состав Приволжского управления Ростехнадзора.
Во-вторых, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в состав которого входит Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, произвело перераспределение полномочий между Ростехнадзором, Росприроднадзором, Роснедрами. В настоящее время функции экологического контроля осуществляются Ростехнадзором, функции охраны недр - Управлением по недропользованию. В свою очередь, Ростехнадзор уполномочен осуществлять надзорные функции за гидротехническими сооружениями. Таким образом  реестр ОПО Приволжского управления Ростехнадзора пополнился 1153-мя новыми объектами: прудами и защитными сооружениями на водных объектах. Соответственно возникла и новая проблема. Обеспечение нормальной эксплуатации гидротехнических сооружений требует больших вложений, при том, что они далеко не все имеют собственника.

- Федеральной службой проводится большая работа по снижению административных барьеров. Что это даст предприятиям реального сектора экономики? 
- В конце 2008 г. были приняты поправки в Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленные на сокращение количества проводимых проверок. Желание законодателей снизить административную нагрузку на предприятия понятно, но при этом нужно еще обеспечить необходимый уровень безопасности. Если мы до этого опасные производственные объекты проверяли не меньше 1-2 раз в год и количество выявляемых нарушений не уменьшалось, а даже имелась тенденция к увеличению, то сейчас они будут проверяться, как и все. Значит, нужно при этом повысить требовательность и качество работы инспекторов.
Принятие данных законов направлено на сокращение административных барьеров, снятие ненужных ограничений, упрощение порядка получения разрешительной документации и самое главное - определение четко ограниченного перечня предпринимателей, кто должен иметь, к примеру, лицензию на обращение с отходами. И, конечно же, ограничены контрольные действия надзорных органов по отношению к бизнесу.
Могу сказать, что круг лиц, которые должны иметь лицензию на обращение с отходами, сократится не на один порядок. Теперь лицензии будут нужны только тем, кто извлекает от работы с отходами прибыль, т.е. сборщикам, перевозчикам отходов и тем, кто их утилизирует и захороняет. Могу сказать, что из 1600 лицензий, выданных в 2008 году, по новому законодательству должны были бы иметь не более 200 организаций. Кроме того, не требуется лицензия и на обращение с отходами V класса опасности.
Малый бизнес освобожден даже от получения лимитов на образование отходов. Послабления весьма существенные и, я бы сказал, в основном оправданные. Пока, правда, нет многих подзаконных актов, поэтому трудно сказать, как будет реализовываться предложенный механизм.

- Органы власти Республики Татарстан широко используют электронный документооборот. Насколько активно внедряются современные технологии Управлением?
- Мы уже давно разработали и внедрили электронную форму сдачи отчетов по платежам. Причем работает она в нескольких форматах: хочешь - отправляй с электронной подписью, и появляться у нас не надо, а можно просто послать в электронном виде, а потом продублировать, отправив документы по почте. И совсем для «продвинутых» автоматическое формирование отчета на основе 1-С бухгалтерии. Не можешь или не хочешь сам заполнить и отправить отчет – есть пункты помощи. Но при всем при этом очередей при сдаче отчетов меньше не стало. Наверное, это менталитет.
Кроме этого, именно в эти дни мы запускаем новую программу, позволяющую каждому обратившемуся к нам за получением разрешительного документа, набрав присвоенный ему при сдаче документов номер, увидеть все стадии прохождения документа. Все вопросы и замечания, которые могут возникнуть у инспектора, тоже будут отражены в электронном виде, причем дополнительных замечаний инспектор сделать уже не сможет. Причем есть определенный срок на замечания, их устранение и получение документа. Приди, получи, в очереди не сиди. И с инспектором минимум общения, и все прозрачно. Надеюсь, что менталитет нас здесь не победит.


Официально

Надзорная и контрольная деятельность Приволжского управления ростехнадзора в 2008 году

Количество поднадзорных предприятий в области энергетической безопасности 44 697, в 2007 году – 45 381.
Количество поднадзорных предприятий в области промышленной безопасности 3410, в 2007 г. – 3288.
Количество поднадзорных предприятий в области государственного экологического контроля 1469.
Количество поднадзорных предприятий в области государственного строительного надзора 232, в 2007 г. – 165 предприятий.
Управлением за 2008 год проведено 10 193 обследования, в том числе:
 - в области энергетической безопасности – 3948;
 - в области промышленной безопасности и охраны недр – 6515;
 - в области экологической безопасности – 290;
 - в области строительного надзора – 198.
Управлением за минувший год выдано разрешений на сбросы и выбросы загрязняющих веществ 1876, лицензий по обращению с опасными отходами 1725,  6 разрешений на применение технических устройств.

Все статьи рубрики