246 лет застоя
Номер журнала:
Рубрика:
Неприятные моменты в жизни нашего водохранилища состояли в том, что долгое время (примерно до конца 40-х годов XX века) лед пруда использовался для складирования канализационных отходов. Естественно, весной все это попадало в воду. Затем, с развитием промышленности в Ижевске, пруд стал подвергаться усиленной техногенной нагрузке. В него попадало огромное количество неорганизованных промышленных стоков. Ряд крупных ижевских предприятий сбрасывали отходы прямо в Ижевское водохранилище. В основном это были тяжелые металлы и нефтепродукты. Долгое время не было дождевой и ливневой канализации по берегам пруда, и весь дождевой поток с улиц города попадал в водохранилище. И в этом нет ничего удивительного — раньше на вопросы экологии практически не обращали внимания.
Еще одна проблема экологии пруда заключается в том, что каждую зиму на лед водоема оседает огромное количество всевозможных загрязнений из атмосферы. Никто серьезно этим вопросом не занимался. Только в 70-х годах прошлого века ученые с кафедры неорганической химии Удмуртского государственного университета в качестве учебного задания провели исследование. Оказалось, что количество загрязнений в толще льда измеряется сотнями тонн. И все это во время таяния снега попадает в воду Ижевского пруда, что сопоставимо с залповым выбросом крупного промышленного предприятия. Но поскольку конкретного виновника такого воздействия нет, то ответственность никто не несет, и решением этой проблемы долгое время никто не занимался. Несмотря на такое мощное воздействие, за все годы существования водохранилища его ни разу не чистили. В результате наш водоем стал «стареть» (есть такое понятие в экологии — «стареющая экосистема»), то есть в нем накопилось очень много загрязнений. Есть предположения, что причиной этого стало строительство моста через реку Иж на объездной дороге. В какой-то момент во время паводка воды реки Иж были подпружены мостовыми конструкциями и вынесли в водохранилище большое количество торфяной взвеси, то есть много органического вещества. Это послужило питательной средой для сине-зеленых водорослей. В результате началось сильное сине-зеленое цветение пруда. Напомним, эти водоросли выделяют продукты своей жизнедеятельности, в состав которых входит вещество геосмин, придающее воде характерный запах, схожий с запахом дуста «ДДТ». Население Ижевска забило тревогу. Дело в том, что геосмин не улавливается очистными сооружениями и нейтрализовать его при существующей технологии очистки воды невозможно. Необходимы особые технологические приемы и реагенты для того, чтоб от него избавиться. Естественно, встал вопрос о необходимости проведения работ по мелиорации и очистке Ижевского водохранилища. Руководство города обратилось за помощью к специалистам.
Исследования по данному вопросу проводили ученые Удмуртского государственного университета совместно с работниками института «Удмуртгипроводхоз» под руководством Владимира Своекошина. В их числе доцент кафедры экологии животных УдГУ Владимир Юрьевич Захаров:
— Мы очень напряженно работали два года. Было проведено полное комплексное обследование водохранилища — картирование донных отложений, измерение их мощности и так далее. На основе всего этого и был разработан комплекс мероприятий по очистке нашего пруда, — рассказывает эколог. — Первое, и самое основное мероприятие — углубление водохранилища за счет изъятия излишних донных отложений. Это более трех миллионов кубометров. Естественно, возникла проблема, куда их девать. Легко подсчитать, что, если железнодорожный вагон — это 60 кубометров, то три миллиона кубометров — это полмиллиона вагонов! Это огромное количество, и все это надо куда-то девать. И было решено за счет этих отложений намыть новые площади суши в двух заливах по правому берегу Ижевского водохранилища, то есть со стороны Малиновой горы. Чем это оправдано? Во-первых, эти два залива сильно заросли и перестали функционировать и выполнять свои экологические функции. Раньше они были очень ценными нерестилищами для рыб, но по мере зарастания эта функция утратилась. Теперь они стали источниками свободной органики, которая поступает в воду и усугубляет ситуацию с сине-зелеными водорослями. Такое мероприятие позволит сузить водохранилище. Оно станет глубже, но уже. Таким образом, улучшится проточность водоема.
Дело в том, что сине-зеленые водоросли на время зимовки образуют споры, оседающие на дно. Споры пробуждаются, когда температура воды достигает десяти градусов. И чем глубже водохранилище, тем ниже его температура и тем позднее просыпаются эти споры, — объясняет суть проблемы эколог.
Донные отложения извлекаются при помощи специальных машин — земснарядов. Об их работе рассказывает генеральный директор института «Удмуртгипроводхоз» Владимир Своекошин:
— Земснаряд находится в воде, на глубине трех метров. Все отходы он всасывает в себя как пылесос и выносит на правый берег пруда. Смесь, поступающая на берег, на восемьдесят процентов состоит из воды. Остальное — песок, ил и другие отложения. Вода фильтруется и поступает обратно в пруд. Особенность наших земснарядов заключается в том, что они не мутят воду. Кроме того, работа сооружений не повредит жизнедеятельности рыб. Они так шумят, что рыбы далеко уплывают от земснаряда. Такой метод очистки водоемов применяется в большинстве регионов России и даже за рубежом, — поясняет Владимир Своекошин. — Проблема очистки пруда решается и на федеральном уровне. Среди предприятий России, специализирующихся на очистке водоемов, прошел конкурс в Перми. Победителем стало предприятие из Казани — «Таттрансгидромеханизация». Проблема сложная, и ученые будут трудиться над ней не менее пятнадцати лет.
Можно ли эти донные отложения как-нибудь рационально использовать? Скажем, в строительстве? На этот вопрос отвечает эколог Владимир Юрьевич Захаров:
— Едва ли. Они довольно сильно загрязнены промышленными отходами (тяжелыми металлами и так далее). А в качестве наполнителя суши они могут прекрасно послужить. Эта намытая суша будет представлять большой интерес. По ней проложат прямую дорогу на Воложку. Также, видимо, будет осуществляться коттеджная застройка. Так, по крайней мере, предполагается.
Далее. Возникает проблема с конусом выноса речки Подборенки. Это болотистое образование тоже необходимо ликвидировать. Опять же возникает проблема, куда девать этот грунт. Решили его использовать для строительства острова. Прямо посреди пруда.
Что касается укрепления берега, в этом есть огромная необходимость, потому что та набережная, которая сейчас существует, морально и физически устарела. Предлагаются новые технические решения. Конструкция набережной изменится — она будет не полого уходить в воду, а возвышаться отбойным мостиком над уровнем воды, чтобы волны не разрушали саму набережную. Кроме того, набережная будет тянуться по всей длине существующей набережной и дальше, за пляжем. Причем за пляжем сооружение набережной будет сопровождаться сглаживанием берегов, потому что эти обрывистые берега, которые за парком Кирова подвергаются сильной оползневой деятельности, представляют уже просто угрозу. Вся эта масса может уйти в пруд и усугубить экологическую обстановку. Планируется сделать этот склон более пологим, засадить его деревьями, и продолжить набережную до водозаборных сооружений, — поясняет Владимир Захаров.
В планы руководства Ижевска входит также строительство гостиницы на острове посреди пруда. Здание по форме должно напоминать автомат Калашникова. Строительство гостиницы на пруду — идея министра торговли и экономического развития России Германа Грефа. В прошлом году он посетил столицу Удмуртии и всех заверил, что привлечением инвесторов займется сам. До конца еще не ясно, как изменится качество воды с началом строительства, и возможно, придется строить гостиницу не на острове, а в другом месте.
— Реконструкция набережной — один из наиболее важных для города проектов, приуроченных к празднованию двух значимых дат — 200-летия ижевского оружия и 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав России, — рассказывает глава Администрации Ижевска Александр Ушаков. — Набережная станет на 20 метров шире. Деревянные двадцатиметровые шпунты (сваи) забьют в дно, и расстояние до этих свай засыпят галькой и песком. За счет такого расширения на набережной образуется прогулочная зона от плотины до лодочной станции. В настоящее время ведется подготовка к забивке свай. Наша задача — обеспечить эту территорию объектами инженерной инфраструктуры, чтобы она стала привлекательной для инвесторов.
Этот план рассмотрел министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин во время своего визита в Удмуртию. Поначалу он удивился амбициям ижевских проектировщиков, но средства на реализацию плана пообещал выделить. И есть большая надежда, что в скором будущем деньги придут.
Программа по оздоровлению Ижевского пруда на 2007 год защищена в Федеральном водном агентстве. На ее выполнение планируется затратить 195 миллионов рублей, — отметил Александр Ушаков.
Планы городской администрации действительно грандиозны. Гостиница в виде автомата Калашникова, безусловно, станет еще одним символом Удмуртии наряду с ижевским оружием и самим прудом, проверенным веками. Кроме того, появится место, где смогут останавливаться высокопоставленные гости, что немаловажно. Красивая и просторная набережная будет радовать всех без исключения ижевчан и гостей столицы. Однако возникает вопрос — как эти преобразования повлияют на экологию пруда? И не придется ли всем жителям нашего города жертвовать здоровьем ради эстетики? Ответ дает эколог Владимир Захаров:
— Строительство острова едва ли как-то повлияет на экологическую обстановку. Если гостиницу построят, то ее деятельность будут контролировать очень строго. Будут предусмотрены все природоохранные мероприятия: и ливневые канализации, и сбор мусора, это непременно. Самая важная задача в районе этого острова — прекратить вынос реки Подборенки. То есть всю Подборенку нужно пропускать через очистные сооружения и только очищенную воду пропускать в пруд.
Улучшению экологии Ижевского водохранилища способствует и работа по инвентаризации всех источников выбросов в водосборном бассейне. Все эти источники нужно инвентаризировать, принять меры, чтоб они не вносили дополнительных загрязнений. Тогда проблема будет более-менее решена. О том, насколько быстро улучшится качество воды в Ижевском пруду, пока говорить рано. Бороться с сине-зелеными водорослями очень трудно. Дело в том, что они есть везде. Нужно ликвидировать условия для их размножения.
Важнейшее мероприятие, которое уже осуществляется, это замена верхнего водоспуска плотины пруда на нижний. До настоящего времени вода сбрасывалась через верх плотины, а донные слои воды практически не вентилировались. Теперь, когда плотину переоборудуют на донный водоспуск, вода будет браться из придонных слоев, а потом сливаться. Таким образом, наладится обмен кислорода в толще воды.
— Это технические решения. А каково ваше мнение по поводу биологических способов очистки Ижевского пруда?
— Что касается биологической мелиорации, я как ихтиолог был противником этой затеи — запустить толстолобика. Но все-таки эта попытка была предпринята и, как известно, провалилась. И второй способ биологической мелиорации недавно был предложен учеными из Пензы. Это так называемая альголизация. Помещение в воду Ижевского водохранилища особого штамма зеленой водоросли хлореллы, который является антагонистом сине-зеленой водоросли. У меня как у биолога возникают сильные сомнения. Дело в том, что жизненный цикл хлореллы на порядок дольше, чем у сине-зеленых. И плодовитость ее примерно вдвое ниже. Пока одна клетка хлореллы дорастет до деления, клетка сине-зеленой водоросли множество раз поделится. Но пензенские специалисты говорят, что это эффективный способ. Посмотрим, чего они добьются. Они опробовали эту альголизацию на своих водоемах и утверждают, что результаты получились хорошие. Не знаю. Во-первых, они работали на молодых водоемах, возраст которых измеряется несколькими десятками лет. Я очень сомневаюсь в эффективности этих мероприятий. Чтобы предлагать какие-то эффективные меры мелиорации, надо дождаться исчерпывающей информации по эффективности проводимых технологических решений. Необходим внимательный биологический мониторинг того, что происходит в Ижевском водохранилище. То есть каким образом повлияют на население Ижевска все эти технологические решения — строительство набережной, углубление пруда, изменение его акватории.
В прошлом году была проведена пробная очистка. Мы достали 100 тысяч тонн донных отложений. Эти работы обошлись в 121 миллион рублей. При такой нагрузке ущерба населению Ижевска нанесено не было. Наоборот, качество воды в Ижевском пруду существенно улучшилось. Если в 2005 году количество клеток сине-зеленых водорослей в миллилитре воды составляло 45 тысяч, то в прошлом, 2006 году, оно сократилось до 22 тысяч. С конца апреля нынешнего года очистка будет проводиться в три раза интенсивнее, то есть будут работать три земснаряда. Посмотрим, что из этого выйдет, — рассуждает эколог.
Подводя итог, необходимо отметить, что отказаться от Ижевского пруда как источника питьевой воды невозможно. Разработка альтернативных источников не состоятельна, так как ежесуточная потребность города в воде составляет 330 тысяч кубометров, а возможность подземных источников — только 10 тысяч кубометров. Таким образом, достойной альтернативы нет. Поэтому восстанавливать водоем все равно придется. Кроме того, универсального метода оздоровления Ижевского пруда не существует. Спасти водохранилище может только комплекс работ. Среди них — удаление донных отложений, увеличение кратности водообмена, укрепление берега и другие технические решения. Методы биологической мелиорации также могут принести пользу. В любом случае, к теме очистки Ижевского пруда экологам, чиновникам и журналистам придется возвращаться в будущем неоднократно.