Для подготовки эффективных кадров Мордовия будет сотрудничать с научной элитой России
ВОЛКОВ Владимир Дмитриевич
глава Республики Мордовия
Номер журнала:
Рубрика:
Сегодня многие эксперты отмечают, что Россия отстала от ведущих стран, работающих в шестом технологическом укладе, основу которого преимущественно составляют нанотехнологии, биотехнологии, генная инженерия и IT. Соответственно, наблюдается и дефицит специалистов, которые могли бы качественно развивать этот наукоемкий, высокотехнологичный сектор.
Оценивая эти тенденции, руководство ряда регионов России четко осознает: для того чтобы российская экономика была в состоянии обеспечить соответствующий рост объемов производства в области высоких технологий, требуется большое число специалистов высокого уровня квалификации, обладающих ресурсами разработки технологий и их применения в реальном секторе экономики, а также коммерциализации изобретений и инноваций.
Ориентируясь именно на такую политику, глава Республики Мордовия поставил цель более конструктивного сотрудничества с ведущими структурами высшей школы России. Так, например, планируется, что в число «контрагентов» региона в этой сфере войдут Санкт-Петербургский национально-исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Научно-исследовательский университет Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Объединенный научно-технологический институт Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Санкт-Петербургский электротехнический университет «ЛЭТИ», Институт функциональной ядерной электроники МИФИ, Санкт-Петербургский госуниверситет, Физико-технический институт имени Иоффе.
Для построения инновационной экономики требуется большое число специалистов высокого уровня квалификации. При этом таких специалистов, которые бы обладали возможностями разработки технологий и их применения в реальном секторе, способностью коммерциализации изобретений и инноваций.
Определены две главные цели взаимодействия Мордовии с крупнейшими научными центрами страны. Это, в первую очередь, — подготовка кадров для инновационной экономики республики, а также непосредственное участие в создании такой экономики.
Интересно, что и со стороны высшей школы — много примеров, говорящих о готовности сотрудничества с Мордовией в части кадровой подготовки, продвижения идей инновационной экономики. Так, например, считает ректор Санкт-Петербурского государственного политехнического университета Андрей Рудской: «Этот регион — площадка, где можно увидеть реальные результаты в решении вопросов подготовки кадров для наукоемкой, высокотехнологичной экономики. Ведущие образовательные центры готовы к совместной работе с Правительством Мордовии».
Между тем, сегодня в регионе уже создана довольно развернутая инфраструктура, позволяющая хотя пока и не ускоренными темпами, но все же весьма активно двигаться к инновационной экономике. Это, в частности, технопарк в сфере высоких технологий, Центр нанотехнологий и наноматериалов. Следует в этой связи вспомнить, к примеру, и то, что практически утверждено на федеральном уровне — создание в республике кластера энергоэффективной и «умной» светотехники.
Серьезным фактором, который позволяет поддерживать в республике кадрово ориентированные инновационные проекты, является, безусловно, управленческий менеджмент. По мнению главы Мордовии Владимира Волкова, модернизация системы образования для подготовки инновационно-ориентированных специалистов — необходимое условие для формирования инновационной экономики. При этом руководитель региона подчеркивает: республика предоставит для реализации проектов всю необходимую поддержку.
Надо сказать, что взгляд на эту проблему со стороны власти Мордовии сопровождается и более глубокими целями. Говоря о подготовке кадров для модернизированной экономической системы, высший менеджмент региона имеет ввиду также объединение ресурсов академической науки и вузов, их тесную связь с реальным сектором экономики.
В целом, считают власти Мордовии, на сегодняшний день стоит задача, очевидно, сложная, но тем не менее приоритетная — подготовки кадров с предпринимательскими компетенциями, которые готовы быстро и эффективно интегрировать изобретения и новации в реальный сектор экономики. Важно, управляя этой сферой, иметь ввиду и следующий аспект. Основной проблемой, тормозящей активное развитие бизнеса в России, помимо правовых и административных преград, является неготовность к оценке и принятию рисков, иными словами — нежелание брать «инновационную ответственность». Именно потому цель высшей школы — содействие молодым специалистам в понимании необходимости принимать на себя ответственность, в том числе на высоком уровне развития.
Такого эффекта можно добиться за счет нескольких механизмов. Главным образом, за счет знаний, сопряженных с практикой предпринимательства, таких, как корпоративное управление, финансовый менеджмент, маркетинг, стратегический менеджмент. Также необходимо использование стимуляторов, создающих ситуации необходимости принятия предпринимательских и управленческих решений в условиях неопределенности. Это, к примеру, моделирование конкурентной ситуации, сценариев развития тенденций внешней и внутренней среды. Именно такая, образно говоря, репетиция действий в конкретных инновационных условиях позволит новой кадровой элите грамотно измерять риски, успешно создавать и обеспечивать коммерциализацию перспективных проектов и технологий.