Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

май 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

К вопросу о безопасности перевозок детей школьными автобусами

 
КОЛЕСНИКОВ Александр  Владимирович, начальник отдела организации технической экспертизы  и расследования аварий Национального союза страховщиков ответственности

КОЛЕСНИКОВ Александр Владимирович
начальник отдела организации технической экспертизы и расследования аварий Национального союза страховщиков ответственности

Гимальдинова Маргарита Александровна, бакалавр Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Гимальдинова Маргарита Александровна
бакалавр Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Номер журнала: 

Рубрика: 

Далее в статье мы будем говорить, в основном, о школьниках, хотя затронутая тематика актуальна как для детей, посещающих детские сады, так и для учащихся средних специальных и высших учебных заведений (соответственно ссузов и вузов).

Успеть на урок
В частности, хотелось бы уделить внимание вопросу социальной защищенности учащихся, пострадавших при перевозках автобусным транспортом образовательного учреждения (в просторечии так называемыми школьными автобусами). Термин «школьный автобус» в контексте данной статьи будет употребляться в значении автобуса, принадлежащего любому образовательному учреждению (необязательно школе).
Если говорить непосредственно о  школах, то далеко не все они находятся в пешеходной доступности для детей (особенно в небольших населенных пунктах). Детям приходится добираться до школ на транспорте, и, чаще всего, это, конечно же, автобус.
В соответствии с требованиями «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» максимальная пешеходная доступность должна составлять не более 300-500 метров для городских и 2-4 км для сельских школ.
Следует отметить, что требования по пешеходной доступности существуют только для общеобразовательных организаций (то есть школ). Аналогичные требования для детских садов, ссузов и вузов отсутствуют по вполне понятным причинам (в детский сад ребенка отводят (или отвозят) взрослые, а учащиеся ссузов и вузов вполне самостоятельны для посещения своих образовательных учреждений любым доступным им видом транспорта или же проживания в общежитии).
Возвращаясь к школам, согласно СанПиН при расстояниях, свыше указанных, для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Но даже если проблем с пешеходной доступностью нет, школам так или иначе приходится организовывать пассажирские перевозки школьников (экскурсии, выезды на соревнования и пр.). Аналогичные проблемы актуальны и для детсадов, ссузов и вузов, хотя и в меньшем масштабе.
Учитывая вышеизложенное, в большинстве таких случаев образовательным учреждениям (особенно школам) целесообразнее иметь собственные автобусы, чем прибегать к услугам коммерческих перевозчиков.

Автобус для школы
Правительство РФ практически ежегодно организует централизованные закупки школьных автобусов. Например, потребность субъектов РФ в этом виде транспорта в 2016 г. составила 1835 автобусов (Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 1726-р). В 2017 г. эта потребность немного уменьшилась — 1549 автобусов (Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2017 г. № 1921-р).
Следует отметить, что по данным Минобрнауки России мобильность и перевозку школьников в настоящее обеспечивают порядка 30 тыс. автобусов. Однако примерно 2 тыс. автобусов, перевозящих детей в нашей стране, для этих целей вообще не должны использоваться. Таковы результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности расходования Минпромторгом России бюджетных ассигнований федерального бюджета на закупку школьных автобусов российского производства, а также расходов, связанных с обеспечением их доставки до конечного потребителя в 2016 г.». Об этом сообщается на сайте Счетной палаты РФ.
По информации регионов по состоянию на 01.01.2017 г. в целом в России для перевозок детей до общеобразовательных учреждений использовалось 1,9 тыс. автобусов (6,9 % парка школьных автобусов) старше 10 лет. В 54 из 85 регионов страны при перевозке детей используются автобусы старше 11 лет, в восьми регионах — произведенные до 2000 г.
Для сравнения, по состоянию на 01.01.2017 г. в нашей стране было зарегистрировано около 395 400 автобусов. Такие данные содержатся в отчете агентства «Автостат». По информации экспертов средний возраст российского парка автобусов составляет 15,9 лет, при этом 45 % машин — старше 15 лет. Доля иномарок равна 27 %.
В России до 1999 г. не было специальных технических требований к автобусам, предназначенных для перевозки детей. Для этих целей использовались обычные автобусы, на которые устанавливались опознавательные знаки «перевозка детей». 
С 01.01.1999 г. вступил в силу ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», который действовал до 01.04.2017 г. С этой даты был введен в действие для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний». Указанный стандарт распространяется на автобусы, предназначенные для перевозки детей в возрасте от полутора до 16 лет по автомобильным дорогам общего пользования, таким образом он охватывает как школьников, так и детсадовцев.
Следует отметить, что параллельно с указанным документом в настоящее время действует ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», в котором требованиям к транспортным средствам для перевозки детей в возрасте от шести до 16 лет посвящен целый раздел.
Соответственно, каких-то особых требований к автобусам, перевозящим учащихся ссузов и вузов, не существует.
Не менее важным документом являются Правила организованной перевозки группы детей автобусами (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013  г. № 1177).
Термин «организованная перевозка группы детей» применяется здесь в трактовке Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. Постановлением Совета министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090), а именно — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью восемь и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законные представители являются назначенными сопровождающими или назначенным медицинским работником.
Следует отметить, что «ребенком» в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» считается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия). Таким образом, данный документ распространяется на перевозки дошкольников, школьников и некоторых учащихся ссузов и вузов. 
В Правилах организованной перевозки группы детей автобусами содержится значительное число требований, направленных на обеспечение безопасности, в том числе требование к году выпуска автобуса — он должен быть не старше 10 лет. Данное требование вступает в силу с 01.07.2018  г. и вызывает больше всего проблем, поскольку, как уже говорилось ранее, около 7 % школьных автобусов этому требованию не соответствуют.

О выплатах пострадавшим в аварии детям
Однако, несмотря на все ужесточающиеся требования законодательства, несмотря на все затраты по проектированию, изготовлению и закупке максимально безопасных автобусов, каждый год происходит несколько десятков аварий со школьными автобусами, в которых страдают дети.
Так, по статистике Национального союза страховщиков ответственности, основывающейся на информации СМИ, с начала 2013 г. в России произошло около 120 аварий с участием школьных автобусов, при этом больше чем в половине случаев пострадали дети (более 450 раненых, 14 погибших).
Что касается социальной защищенности пострадавших детей, то, к сожалению, она довольно низкая. В России отсутствует обязательное страхование школьников от несчастных случаев (впрочем как и остальных категорий учащихся).
До 27.01.2018 г. пострадавшие в школьном автобусе дети имели право только на выплату по ОСАГО (Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). Страхование ОСАГО действует с 2002 г. и для автобусов, принадлежащих учебным заведениям, является обязательным.
Максимальная сумма выплаты по данному закону составляла 500 тыс. рублей (в случае смерти пострадавшего, получения им I группы инвалидности или большого количества травм). Что же касается наиболее распространенных при ДТП отдельных травм, то размер выплат по ним определялся в соответствии с Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 г. № 1164) и составлял (для наиболее характерных при ДТП травм):
- сотрясение головного мозга — 15-25 т.р.
- перелом костей носа — 25-50 т.р.
- перелом 1-2 ребер — 20 т.р.
- перелом плечевой кости — 50 т.р.
- ушиб внутреннего органа — 25 т.р.
Следует обратить внимание, что выплаты за травмы суммировались.
Такая ситуация с выплатами детям, пострадавшим при ДТП школьного автобуса, сохранялась до 27.01.2018 г. С этой даты вступила в силу новая редакция Федерального закона от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее Закон № 67-ФЗ).

Новая редакция закона
В новой редакции Закона № 67-ФЗ появилось положение (п. 3 ст. 5), в соответствии с которым физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Применительно к перевозкам учащихся это означает, что с 27.01.2018 г. владелец школьного автобуса (то есть само образовательное учреждение — детсад, школа, ссуз или вуз) несет ответственность за вред, причиненный учащемуся при перевозке, на условиях Закона № 67-ФЗ, в соответствии с которым максимальный размер компенсации в случае гибели составит 2 млн 25 тыс. руб., а выплаты при причинении травм будут рассчитываться в соответствии с упомянутыми выше Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего. Однако размер их будет превышать размер аналогичных выплат по ОСАГО ровно в четыре раза. Другими словами, выплаты за упомянутый выше набор типичных при ДТП травм в этом случае составят:
- сотрясение головного мозга — 60-100 т. р.
- перелом костей носа — 100-200 т.р.
- перелом 1-2 ребер — 80 т.р.
- перелом плечевой кости — 200 т.р.
- ушиб внутреннего органа — 100 т.р.
Как и в предыдущем случае выплаты за травмы суммируются.
Параллельно с вводом в действие новой редакции Закона № 67-ФЗ на учащихся, пострадавших при перевозке школьным автобусом, перестает распространяться Закон об ОСАГО (в соответствии с п. «м» ч. 2 ст. 6 указанного документа пострадавшие, имеющие право на возмещение вреда по Закона № 67-ФЗ, утрачивают право на возмещение вреда по Закону об ОСАГО).

Порядок расследования несчастных случаев
Следует отметить, что 27.06.2017 г. был принят Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (утв. Приказом Минобрнауки России от 27.06.2017 г. № 602, зарег. в Минюсте России 29.09.2017 г. № 48372). Документ начал действовать с 13.10.2017 г.
Указанный документ распространяется в числе прочего на повреждения здоровья обучающихся вследствие дорожно-транспортных происшествий. Следует отметить, что существует распространенное заблуждение о том, что под ДТП понимаются только происшествия со столкновениями транспортных средств, наезды, опрокидывания и т.п. Это абсолютно не так. В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации под ДТП понимается любое событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (в том числе и падение пассажира в результате резкого торможения).
Другими словами, образовательное учреждение обязано расследовать любое событие, при котором учащемуся причинен вред во время его нахождения в школьном автобусе и, в соответствии с указанным документом, составить акт расследования несчастного случая с обучающимся. Для образовательного учреждения этот же акт будет являться основанием для осуществления выплаты в соответствие с требованиями Закона № 67-ФЗ (еще потребуется заявление от родителей или иных законных представителей пострадавшего и справка медицинского учреждения о полученных им травмах).
Хотелось бы добавить, что описанный вариант получения выплат непосредственно от владельца автобуса характерен только для перевозок детей автобусным транспортом, принадлежащим образовательному учреждению. Что касается других видов транспорта (воздушный, водный, железнодорожный, городской пассажирский транспорт и т.п.), то учащиеся наравне с остальными пассажирами с 01.01.2013 г. подпадают под действие Закона № 67-ФЗ, соответственно, в случае их травмирования выплаты осуществляются страховыми компаниями на основании минимального комплекта поданных документов (заявление, документ о происшествии, выдаваемый перевозчиком, справка медицинского учреждения о полученных травмах).


Еще раз хотелось бы привлечь внимание к тому факту, что в случае аварии школьного автобуса компенсацию пострадавшим детям будет выплачивать само образовательное учреждение. Для крупной аварии эти выплаты могут достичь несколько миллионов рублей. В данной ситуации можно порекомендовать образовательному учреждению застраховать свою ответственность за возможный вред, причиненный детям при перевозке, в добровольном порядке. Исходя из тарифных ставок, сложившихся в настоящее время на страховом рынке, стоимость такой страховки будет составлять 1-3 тыс. руб. в год на один автобус.

Все статьи рубрики