20 зим ТПО ЖКХ
Номер журнала:
Рубрика:
В ноябре ГУП «Территориальное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики» исполнилось двадцать лет. Все эти годы одной из стратегических задач предприятия остается подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства Удмуртии к эффективной работе в осенне-зимний период. Сегодня мы беседуем с генеральным директором ТПО ЖКХ Александром Марковичем Воробьевым о некоторых итогах подготовки ЖКХ Удмуртии к нынешней зиме.
Воробьев Александр Маркович, генеральный директор ГУП "ТПО ЖКХ УР"
|
- Когда стартовала кампания по подготовке систем ЖКХ к зиме и насколько успешно она прошла?
- Подготовка к отопительному сезону 2008-2009 годов началась в Удмуртии еще до завершения предыдущего отопительного сезона. 24 марта 2008 года было принято Распоряжение Правительства УР №234-р «О мерах по подготовке и проведению отопительного сезона 2008-2009 годов в Удмуртской Республике». В частности, были определены сроки завершения подготовительных работ по системам жизнеобеспечения населения и социальной сферы, сроки создания основных и резервных видов топлива для энергоснабжающих организаций, сроки выдачи паспортов готовности энергоснабжающих организаций, муниципальных образований к работе в осенне-зимний период. С 16 сентября 2008 года на территории Удмуртии начата подача теплоносителя в системы теплоснабжения в здания социальной сферы и жилые дома. Первыми в республике начали отопительный сезон в Малопургинском районе, где уже к 12 сентября (при контрольном сроке 1 октября) были оформлены все акты и паспорта готовности. В то же время в Ижевске, Ярском, Завьяловском, Балезинском районах запуск отопления в некоторых домах был проведен с большим опозданием. Основная причина – неорганизованность и плохая работа руководителей предприятий, от которых зависело включение тепла потребителям, а также отсутствие должного контроля за процессом подготовки к отопительному сезону со стороны администраций муниципальных образований.
ТПО ЖКХ уже много лет занимается вопросами подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства Удмуртии к отопительным сезонам, выступая при этом как заказчиком, так и исполнителем по ряду работ. Прежде всего, наше предприятие занимается реконструкцией и техническим перевооружением котельных.
- Расскажите подробнее об этой работе.
- Процесс модернизации коммунальных котельных идет в Удмуртии довольно успешно. Правительством Удмуртии реализуется программа модернизации муниципальных котельных, повышения их энергоэффективности, перевода с твердого топлива на газ. Кроме того, совместно с «Газпромом» Правительство Удмуртии выполняет программу газификации сельских районов: «Газпром» ведет строительство межпоселковых газопроводов, а республика должна реконструировать котельные для их перевода на газ. Только в этом году по данной программе модернизировано несколько котельных в Можгинском, Воткинском, Шарканском районах. Наше предприятие принимает активное участие в реализации данных республиканских программ. За годы существования ТПО ЖКХ силами предприятия построено более 120 котельных, а спроектировано гораздо больше. Ежегодно наше предприятие как подрядчик выполняет работы на 10-20 объектах. В этом году мы вели реконструкцию и техническое перевооружение 19 котельных. При проектировании и строительстве котельных применяются современные проектные решения, высокоэффективные, энергосберегающие оборудование и материалы, которые дают высокую надежность в бесперебойном обеспечении систем ЖКХ теплоносителем и большой экономический эффект. Высокая степень автоматизации обеспечивает возможность работы котельных без обслуживающего персонала. Так, из 10 котельных Граховского муниципального предприятия ЖКХ 9 теперь работают в автоматическом режиме, что дает большую экономическую выгоду.
В Юкаменском районе до технического перевооружения в котельных работали насосы мощностью электродвигателя 50 киловатт, после реконструкции поставили насосы мощностью 22 киловатта. В результате ежемесячная экономия бюджетных средств составляет до 50 тысяч рублей.
- Какие проблемы возникли при подготовке объектов к нынешнему отопительному сезону?
- За предыдущие пять лет практически не было случаев, чтобы котельные, реконструкция или техническое перевооружение которых финансировались из республиканского бюджета, не были бы запущены к ноябрю хотя бы в пуско-наладочном режиме. Особенность этого года в том, что на середину ноября из 19 реконструируемых котельных сданы в эксплуатацию или работают в пуско-наладочном режиме только 15. Еще на трех объектах ведутся строительно-монтажные работы, а на котельной ПУ-36 в поселке Игра параллельно проходят и проектные работы.
Причин здесь несколько. В прошлые годы ГУП ТПО ЖКХ выступало заказчиком-застройщиком, организовывало и выполняло работу по своевременной подготовке котельных к отопительному сезону, но сейчас в связи с изменением Бюджетного кодекса РФ финансирование и исполнение функций заказчика передано муниципальным образованиям. В соответствии с федеральным законом №94 выполнение всех работ и услуг для государственных и муниципальных нужд начинается только после проведения процедуры торгов. Распоряжениями Правительства УР №№ 327-р, 328-р от 14 апреля 2008 года были определены котельные, подлежащие в этом году реконструкции и техническому перевооружению за счет республиканского бюджета. Однако заявки на проведение торгов по этим объектам были поданы заказчиками и администрациями районов с большим опозданием. Например, по объекту «Техперевооружение котельной ПУ-36 в поселке Игра» были проведены торги и заключен контракт только 11 августа 2008 года, по объекту «Техперевооружение котельной №2 деревни Юрино Сарапульского района» – 9 сентября. Более того, на сегодняшний день еще не размещены заявки на проведение торгов по двум подобным объектам. В результате больше времени уходит на организацию и проведение торгов, получение положительного заключения Госэкспертизы, чем остается времени у подрядчика на проведение всех работ на котельных.
Хотелось бы, чтобы в будущем все определенные законом этапы проведения торгов, различных согласований проходили до начала межотопительного периода - с 15 мая по 15 сентября, когда на объектах должны быть проведены все работы.
- Каковы главные риски в период отопительного сезона и что делается для их минимизации?
- Среди основных рисков недостаточная квалификация обслуживающего персонала в ЖКХ, износ тепловых сетей, составляющий в среднем по республике около 60 процентов, и необходимость создания запаса резервного топлива.
Сегодня строительство километра теплотрассы обходится примерно в полтора миллиона рублей. У муниципальных образований нет финансовой возможности для замены всех ветхих теплотрасс. Ежегодно за счет республиканского бюджета муниципальным образованиям выделяются трубы для ремонтных работ, а муниципальные образования изыскивают средства для проведения ремонта. Так, в этом году республика передала муниципальным образованиям 28,2 километра труб для реконструкции систем водоснабжения и 14,2 километра труб для теплотрасс.
Для обеспечения надежности теплоснабжения в газовых котельных, которые мы модернизируем, всегда предусматривается аварийный вид топлива: либо остаются в резерве угольные котлы, которые были ранее, либо мы устанавливаем многотопливные котлы, которые могут работать как на природном газе, так и на резервном топливе – угле или дровах. Последний пример обоснованности такого подхода - котельная в поселке Пудем Ярского района. Из-за несвоевременной сдачи в эксплуатацию газопровода подача газа в котельную началась только 30 октября. А отопительный сезон пришлось начать на твердом топливе – дровах и угле. Вопросы резервного электроснабжения котельных мы стремимся решать за счет передвижных электростанций, позволяющих обеспечить надежность электроснабжения не только данной котельной, но и других муниципальных объектов.
Отопительный сезон идет в Удмуртии уже более двух месяцев. Пока никаких серьезных срывов или аварий допущено не было. В ТПО ЖКХ в период отопительного сезона работает круглосуточная объединенная диспетчерская служба, которая собирает оперативную информацию со всех городов и районов для своевременного принятия необходимых мер в любой нештатной ситуации.
г. Ижевск, ул. Песочная, 9,
тел (3412) 591-442, факс 586-191, e-mail: office@tpo.udcom.ru