Алексей Алешин: «Ростехнадзор прорабатывает вопрос внедрения дистанционного надзора»
АЛЕШИН Алексей Владиславович
руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Номер журнала:
Рубрика:
- Что планируется сделать в текущем году?
— Перед нами стоит достаточно большая задача по реализации нормотворческой функции Ростехнадзора. В текущем году в полном объеме вступил в силу новый закон о промышленной безопасности. Для того чтобы он заработал на 100 %, нам необходимо принять все необходимые подзаконные акты. В прошлом году, когда этот вопрос обсуждался на научно-техническом совете Ростехнадзора с участием представителей бизнеса, ученых, были приняты решения о том, что для реализации этого закона в первоочередном порядке необходимо принять 21 федеральную норму и правила. Все эти федеральные нормы и правила, которые были определены научно-техническим советом в виде приказов Ростехнадзора, утверждены. Из 21 документа два приказа находятся сейчас на регистрации в Минюсте. После регистрации мы выполним весь наш план по первоочередным мерам. Кроме того, постоянно возникают различные вопросы в области промышленной безопасности, поэтому на 2014 год у нас в планах утвердить еще 11 федеральных норм и правил. И, таким образом, все новации, которые существуют в этом федеральном законе, могут быть реализованы на практике. Если говорить о конкретных направлениях работы, то с этого года Ростехнадзор не утверждает заключения промышленной безопасности. Мы их только регистрируем. Прошло уже четыре месяца, как такая система существует, и видно, что уровень экспертиз постепенно падает. Что происходит? Без нашего контроля в этой области на рынке появилось большое количество посредников, которые выдают заключения промышленных экспертиз, практически не имея на то ни квалификации, ни ответственности. Поэтому когда крупные предприятия, которые хотят провести конкурс по выбору экспертной организации, объявляют конкурс, появляются эти небольшие компании, которые демпингуют, не имея в своем составе квалифицированных экспертов, не имея необходимого лабораторного оборудования для того, чтобы провести необходимую экспертизу. И, таким образом, само содержание этих экспертиз становится крайне низкого уровня. Поэтому здесь необходимо наводить порядок. В первую очередь необходимо четко определить, кто такой эксперт в области промышленной безопасности. В соответствии с действующими нормативными актами экспертом в области промышленной безопасности должен быть человек, обладающий определенным набором профессиональных знаний, в том числе аттестованный в установленном порядке. Этот порядок до сегодняшнего дня не установлен, мы планируем его определить. Надеюсь, после этого качество работы экспертов и экспертных организаций значительно повысится. Второе, на чем мы должны сосредоточиться в этом году и о чем мы говорили на коллегии, — сокращение штата Ростехнадзора. У нас каждый год принимается решение о том, что государственный аппарат должен сокращаться, в том числе и аппарат Ростехнадзора, сокращается количество наших инспекторов. Вместе с тем поднадзорных объектов меньше не становится. Для того чтобы обеспечить на высоком уровне надзор за этими объектами, нам необходимо ввести новые способы осуществления надзора. Речь идет о том, что мы хотим внедрить так называемый дистанционный надзор с использованием различных технических средств. В настоящее время мы этот вопрос прорабатываем со специалистами, которые имеют опыт организации такого дистанционного надзора, прорабатываем с нашими поднадзорными организациями. Я думаю, что до конца 2014 года мы сформулируем требования, которые должны быть у этого инструмента. Это позволит в режиме реального времени осуществлять надзор за нашими ОПО, что повысит не только нашу информированность о том, что там происходит, но и будет большим подспорьем для самих поднадзорных. Наличие такого инструмента в значительной степени дисциплинирует, способствует тому, что с большей ответственностью будут относиться к соблюдению всех необходимых норм и правил. А соблюдение норм и правил — это не просто наше пожелание, все они, к сожалению, пишутся, если так можно говорить, «кровью». После любой аварии, любого происшествия идет анализ, вносятся изменения в общепромышленные нормы и правила промышленной безопасности. Основная задача, которая стоит перед Ростехнадзором, — это обеспечение безопасного функционирования промышленности и в конечном счете сохранение жизни и здоровья людей. Мы именно на этом сосредоточимся и постараемся повысить нашу эффективность.
— В настоящее время большое внимание в государстве уделяется вопросам борьбы с коррупцией. Какие конкретные меры принимаются в Ростехнадзоре для решения данной проблемы?
— До недавнего времени вопрос коррупции в Ростехнадзоре оставался достаточно острым, и этот негативный фон сопровождал нашу деятельность. Когда я возглавил Службу, убедился, что за последнее время в Ростехнадзоре сделано огромное усилие, для того чтобы искоренить это явление. Все необходимые предусмотренные действующим законодательством мероприятия, которые должны способствовать снижению уровня коррупции в нашем ведомстве, осуществляются. Недавно вышел указ Президента, в котором четко прописано, какие мероприятия должны быть осуществлены во всех федеральных органах исполнительной власти в части борьбы с коррупцией. Весь комплекс мер, необходимые комиссии у нас существуют, они контролируют соблюдение требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированием конфликтов интересов. Все мы, руководители и госслужащие, заполняем декларации о своих доходах. Эти декларации проверяются. Также ведется работа непосредственно с инспекторами, потому что в большей степени они подвержены соблазну получить какие-то дополнительные средства, именно они непосредственно выходят на предприятия. Отметим, что в отношении инспекторов у нас проводятся профилактические беседы, сотрудники знакомятся с действующим законодательством. Мы им постоянно рассказываем на негативных примерах о попавшихся на этом деле инспекторов. Но с коррупцией только формально бороться нельзя. Одна из причин того, что в надзорных органах вообще и в Ростехнадзоре в частности существует такое явление, — это несоответствие прав и полномочий, которые имеются у сотрудников, с тем уровнем оплаты, который они получают. Здесь соблазн всегда существует и будет существовать, пока не выровняется этот дисбаланс. В этом году, в мае, по решению Правительства выделены дополнительные средства для поощрения наших сотрудников в территориальных органах. В центральном аппарате повышение заработной платы уже произошло, теперь будет в территориальных органах. Я думаю, что такой путь борьбы с коррупцией более эффективен, чем путь по принуждению к соблюдению законодательства. Вообще коррупция — это двустороннее действие: с одной стороны есть тот, кто дает; с другой стороны тот, кто получает. Что касается того, кто получает, здесь у нас все хорошо налажено, работают правоохранительные органы, мы с ними работаем, людей наказывают. Кого-то сажают, кого-то мы увольняем. Мы хотели бы еще заняться борьбой с коррупцией, ударив по второй составляющей, — по тем, кто дает взятки. Любая попытка склонить сотрудника Ростехнадзора к совершению преступления коррупционной направленности связана с тем, что на предприятии существуют какие-то проблемы, чаще всего в области промышленной безопасности. Поэтому те, кто дает взятки, будут подвергаться более строгой проверке при осуществлении Службой надзорной деятельности. — Много вопросов возникает вокруг Федерального закона «О промышленной безопасности ОПО». Можно ли сейчас говорить уже о каких-то итогах работы этого закона? — Закон в полной мере вступил в силу с 1 января 2014 года, поэтому пока в новых условиях и мы, и бизнес работаем пять месяцев. Если говорить о финансовых результатах, то такой подсчет пока еще никто не делал. Но была дана оценка бизнеса, что это позволит нам сэкономить порядка 1 трлн рублей. Это достаточно серьезная сумма, которую можно было бы направить на инвестиции. Я еще раз повторю, что касается финансовых результатов, у нас такой информации нет. Это надо в первую очередь, конечно, спрашивать у бизнеса. Что касается реализации этого закона в части обоснования безопасности, то у нас выпущена уже первая методика, она относится к нефтехимии, которая как раз прописывает все необходимые процедуры, правила, как именно применять этот институт в данной области. Понятно, что на нефтехимии мы не остановимся. Сейчас готовится аналогичная документация по металлургии, и мы пойдем по всем направлениям. Я думаю, что до конца года мы сможем как раз получить и практику применения подобного института, который раньше у нас не применялся, а также сможем вместе с бизнесом посчитать, что мы все вместе получили от этого нововведения.
— Как обстоят дела с модернизацией нефтеперерабатывающих заводов? Будут ли готовы российские компании к переходу на «Евро-5» или хотя бы «Евро-4» к 2015 году?
— Что касается модернизации нефтеперерабатывающих заводов, Ростехнадзором, Росстандартом и ФАС заключено 18 четырехсторонних соглашений с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями и независимыми заводами, устанавливающими обязательства по модернизации нефтеперерабатывающих заводов, включающими строительство установок вторичной переработки и реализации на внутреннем рынке качественного моторного топлива. В соответствии с этими четырехсторонними соглашениями предусмотрена модернизация 34 заводов, а именно реконструкция и строительство 126 установок вторичной переработки сырья, в том числе 43 установок гидроочистки моторных топлив. По каждому соглашению утвержден график, утверждены сроки строительства и ввода в эксплуатацию этих объектов. По большинству соглашений графики и сроки соблюдаются. Есть обстоятельства, в результате которых сроки несколько сдвигаются. Но это объяснимо. Мы в соответствии с обращениями нефтеперерабатывающих заводов и интегрированных структур вносим коррективы в эти четырехсторонние соглашения. Если говорить о сроках, когда мы перейдем на «Евро-4» и «Евро-5», то 2015 год как был ориентиром, так и остается. И все-таки это будет зависеть не только от готовности наших нефтеперерабатывающих заводов выпускать продукцию, но и от ряда других обстоятельств, которые находятся вне этих четырехсторонних соглашений.