Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Запланировать! Проблемы территориального планирования

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Задача эффективной разработки документов территориального планирования является в разрезе настоящего периода наиболее значимой для субъектов Российской Федерации. Документальная обеспеченность регионов с данных позиций позволит в долгосрочной перспективе осуществлять качественное территориальное развитие, в том числе – с точки зрения безопасной эксплуатации зон с особыми условиями использования территорий, относящихся к классификатору «объектов негативного воздействия», особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Сегодня, говоря о разработке документов территориального планирования, специалисты наряду с определением актуальности данного вопроса акцентируют внимание на проблеме недостаточной интенсивности проводимой деятельности. Практика рассмотрений и согласований документов показала, что уровень соответствия схем территориального планирования субъектов Российской Федерации действующему градостроительному законодательству является достаточно низким. Практически во всех рассмотренных документах требуется приведение в соответствие с Градостроительным кодексом используемых терминов и понятий в части территориального планирования. Схемы терпланирования в большинстве случаев не соответствуют Градостроительному кодексу в части отражения границ земель обороны, изменений границ особо охраняемых природных территорий, показа объектов капитального строительства регионального значения. Кроме прочего, нарушаются сроки подготовки документов.
Для Удмуртской Республики вопрос разработки документов территориального планирования также является во многом нерешенным.       
Узловые аспекты проблемы, возникающие в ходе работ данного профиля, были освещены на заседании коллегии Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики. В рамках коллегии специалисты еще раз четко обозначили необходимость своевременной реализации каждой стадии разработки, подчеркнув факт возникновения серьезных барьеров для развития территорий Удмуртии в случае неэффективности решения задачи по формированию документов терпланирования.  

- В конце 2004 года вступил в силу Градостроительный кодекс РФ, определивший необходимость разработки документов территориального планирования, - сказала в ходе заседания начальник Управления архитектуры и градостроительства Минстроя УР - главный архитектор УР Елена Станиславовна Чугуевская. - Указанные документы являются инструментом планирования развития территорий для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Территориальное планирование направлено на определение в документах назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Данные документы позволяют рассматривать предмет регулирования градостроительного законодательства шире, чем регулятора общественных отношений в области строительства. В перечень документов терпланирования входят схемы территориального планирования, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, в их составе - карты-схемы границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В материалах по обоснованию проектов схем терпланирования содержится перечень основных факторов, связанных с рассматриваемой областью. Важно также, что в схеме терпланирования отражается производственная специфика районов, производств и объектов инвестиционной деятельности, зон опережающего развития. Говоря об истории вопроса, отмечу, что наиболее предметно практика в данной сфере была начата Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики УР в конце 2006 года. На республиканском уровне в развитие Градостроительного кодекса в Законе УР №61-РЗ были детально расписаны требования к разработке документов терпланирования. Настоящие документы являются базовыми для разработки дальнейших документов, регулирующих деятельность на муниципальном уровне. Напомню, что муниципальным образованиям следует разработать порядка 8-ми документов уточняющего характера. В частности, по составу, требованию, порядку утверждения документов территориального планирования муниципальных районов.
Этот фактор был освещен в процессе заседания как один из существенных и вместе с тем наиболее проблемных.
- В республике принят соответствующий закон, регламентирующий процедуру подготовки документации терпланирования, - подчеркнула Е. С. Чугуевская. - Однако необходимо и принятие документов развивающего характера, которые будут способствовать качественной разработке документов каждого муниципального образования. В настоящее время администрации городов и районов республики уделяют недостаточное внимание этому аспекту. Отмечу, что федеральный закон, обеспечивает возможность установления необходимых требований к документам. Существует возможность создания отраслевых схем терпланирования по производственной специализации районов, по рекреационной деятельности на базе схемы территорий по УР, в случае необходимости – с изменением границ муниципальных образований. Это расширяет возможности эффективного развития территорий в будущем.

Значимость документов была обозначена специалистами с нескольких точек зрения. В частности, - схем терпланирования. «Каждый из документов имеет важные отраслевые разделы, - сказал министр строительства, архитектуры и жилищной политики УР Александр Григорьевич Ходырев. - К примеру, - по охране объектов исторического наследия, обеспечению безопасности населения, связанные с объектами, являющимися потенциальными источниками техногенных аварий  и катастроф. Документы создают новые условия для систематизации деятельности по развитию территорий, проводимой муниципальными образованиями и районами, формируют дополнительную основу для повышения ее качества».
Что касается разработки карт-схем границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций, проинформировали специалисты, то они содержат в себе информацию, которая в подавляющем большинстве случаев остается без внимания администраций муниципальных образований, органов местного самоуп-равления. «Главным образом, - сказала Е. С. Чугуевская, - об объектах исторического наследия, зонах техногенных катастроф. Также – зонах планировочных ограничений. На указанные карты наносятся все объекты негативного воздействия: скважины, захоронения, полигоны твердых бытовых отходов производства и др. И от степени грамотности разработки документов, подготовки их адекватно сложившейся действительности зависит развитие территорий – в том числе с точки зрения безопасности эксплуатации объектов негативного воздействия, надлежащего управления территориями с потенциально опасными объектами».    
Главный архитектор Удмуртии Е.С.  Чугуевская кратко проинформировала о процентном исполнении регионом поставленных задач в области подготовки профильных документов. «Как уже было отмечено, - сказала она, - в 2006 году в республике начата разработка одного из базовых документов - схемы территориального планирования. Процесс разработки детально отслеживался заинтересованными структурами. Сегодня эта деятельность находится на завершающем этапе. Касаясь непосредственно этого документа, а также документов, которые требуется разработать муниципальным районам, отмечу, что порядок их согласования и утверждения по временным показателям является достаточно емким. Поэтому, принимая во внимание установленные сроки, напомню, что необходимо ускорить работу в данной области. Вместе с общей схемой терпланирования с 2007 года ведется разработка первой схемы территориального планирования муниципалитета - Завьяловского района. Всего по итогам 2008 года заключен один муниципальный контракт на разработку схемы терпланирования Завьяловского района, торги проведены в отношении восьми схем территориального планирования муниципальных образований. Это говорит о недостаточной интенсивности проводимой работы, низких темпах профильной деятельности. План целевых мероприятий на 2009 год предусматривает разработку документов терпланирования ещё  16 районов. В ходе его реализации муниципалитетам следует учесть опыт предшествовавшего периода, который позволит не допустить повторения ситуации, связанной с нарушением сроков выполнения работ. На сегодняшний день наиболее активно ведут разработку документов городские округа. Первым утвержден генеральный план г. Ижевска. Однако важно отметить, что в настоящее время проводится корректировка генплана, что говорит о необходимости более четкой постановки изначальных задач для проектирования. Также прошел утверждение генплан г. Глазова и городского поселения Камбарка. На завершающей стадии разработки находится генеральный план г. Сарапула, завершена разработка градостроительной документации для г. Воткинска».
Завершены работы по ряду проектов планировки территорий гг. Ижевска и Глазова, п. Октябрьский Заьяловского района. На стадии завершения находится разработка проектов планировки территорий набережной Ижевского пруда, ряда других значимых проектов. В стадии сбора исходных данных находится подготовка проекта территориального планирования муниципального образования «Малопургинский район», генеральные планы муниципальных образований Каракулинское и Чегандинское.      
- Что касается процедуры согласования, то подчеркну, что Правительство Удмуртской Республики утверждает только схему территориального планирования УР, - также сказала главный архитектор Удмуртии. - Остальные документы согласовываются в случае изменения границ земель республиканского значения, или изменений решений схемы УР. В данных документах запрещается изменять границы земель лесного и водного фонда, что определено Водным и Лесным кодексами. При этом нормативно закреплено право изменения границы земель сельскохозяйственного назначения и земель сельхозугодий в составе этих земель, границы муниципальных образований, в схеме терпланирования Удмуртской Республики – границы муниципальных районов. В схеме терпланирования районов – производить изменение границы муниципальных образований. В генеральном плане муниципальных образований – границы населенного пункта.

- Согласованию с ГУ МЧС России по УР, - сказал в ходе заседания начальник управления гражданской защиты Управления Александр Михайлович Веселков, - подлежат схемы территориального планирования, карты планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменение их границ. В том числе это касается объектов энергетики и транспортной инфраструктуры, путей сообщения, объектов информатики и связи, линейных объектов, обеспечивающих деятельность субъектов федерации.
Освещая данный вопрос, представители Управления акцентировали внимание на необходимость соблюдения нового Федерального закона, определяющего общие требования к продукции, обеспечивающей гражданскую оборону, где обозначены нормативы, позволяющие обеспечивать гражданскую оборону при градостроительной деятельности. А также Федерального закона, устанавливающего общие требования, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Главным образом - требования к документации по планировке территорий городских округов и поселений, относящейся к рассматриваемой области. «В соответствии с этими нормативными документами, - отметил специалист, - состав и функциональные характеристики систем, обеспечивающих гражданскую оборону, создающих условия для защиты населенных пунктов и объектов капитального строительства от чрезвычайных ситуаций, должны входить в проектную документацию в виде раздела инженерно-технических мероп-риятий по ГО и ЧС».
Раскрывая объективные причины, снижающие интенсивность деятельности, члены коллегии указали на несоб-людение временных показателей выполнения каждого из этапов системы подготовки документов. В свою очередь, представители проектных организаций отметили несовершенство действующей нормативной базы. «В частности, установленными регламентами не определена степень глубины разработки разделов охраны окружающей среды, ГО и ЧС, находящихся в составе документов, - детализировала директор ООО «Проектный институт «Удмуртгражданпроект» Ольга Викторовна Колясева. - Кроме того, до сегодняшнего дня не решен вопрос, касающийся эксплуатации Нижнекамской ГЭС. Вследствие этого возникают определенные трудности по перспективному планированию в отношении р. Камы». Согласно оценкам специалистов, в совокупности эти факторы влияют на сроки разработки, согласования и утверждения проектных работ.
Таким образом, резюмировали участники заседания, в настоящее время перед республикой поставлена задача качественной разработки схем территориального планирования, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов.
- Необходимо четко понимать, - подвел итог А. Г. Ходырев, - что отсутствие документов территориального планирования окажет существенное негативное влияние на развитие региона. Без выделения территориальных приоритетов ни органы государственной власти, ни частные компании не могут полноценно планировать свое развитие как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Отсутствие системности и планомерности производимого комплекса работ в конечном итоге может отрицательно отразиться на решении такого значимого вопроса, как надлежащая эксплуатация объектов негативного воздействия, особо охраняемых природных территорий. Между тем обес-печение республики качественно сформированными документами территориального планирования позволит осуществлять комплексное и эффективное территориальное развитие, в том числе и в отношении зон с особыми условиями использования территорий.

Все статьи рубрики