Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

май 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

Все объекты НВОС – на государственный учет

 
Козьминых Михаил Юрьевич, руководитель Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора

Козьминых Михаил Юрьевич
руководитель Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

Какими нормативными актами в 2023 году регулируется постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду? Какова цель учета? Каков порядок подачи заявки для занесения данных объектов в государственный реестр? Что делать для актуализации сведений?  С этими и другими вопросами редакция обратилась в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора. 

- Михаил Юрьевич, что понимается под постановкой на государственный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду? Почему необходимо вести учет данных объектов? 
- Это государственная услуга по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному/региональному государственному экологическому надзору. 
Цель — создание и ведение государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее, соответственно, – государственный реестр, объект НВОС). 
Государственный реестр является государственной информационной системой, создание которой осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 


- Какие объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду?   

- Согласно основным понятиям ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ: 
- негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; 
- объект НВОС – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. 
Таким образом, к числу объектов НВОС относятся объекты, последствия осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на которых приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. 
При наличии совокупности объектов существуют два альтернативных признака единого объекта НВОС (достаточно одного из них или обоих), которые следует учитывать при его идентификации: 
- единое назначение;
- неразрывная физическая или технологическая связанность.
Неразрывная технологическая связанность совокупности объектов заключается в невозможности осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объекта НВОС или возникновении существенных затруднений при ее осуществлении в случае отсутствия хотя бы одного из объектов совокупности, составляющей объект НВОС. 

- Нужно ли ставить на учет строящиеся объекты? 
- Статья 1 Федерального закона № 7-ФЗ определяет объект НВОС как объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. 
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся: здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). 
Таким образом, осуществление на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства является основанием отнесения такого объекта к числу объектов НВОС. 
При этом постановке на государственный учет подлежит не строящийся объект капитального строительства, а объект, на котором осуществляется деятельность по строительству такого объекта капитального строительства (строительная площадка). 
Согласно подп. 3 п. 6 и п. 11 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ  от 31.12.2020 № 2398 (далее – Критерии № 2398), при осуществлении на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства такой объект НВОС может быть отнесен к объектам III или IV категории в зависимости от продолжительности осуществления указанной деятельности. 

-В какой срок объект необходимо поставить на учет?  
- В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7ФЗ постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. 
Вместе с тем законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе Федеральный закон № 7-ФЗ, не содержит ограничений в части минимального срока с даты начала эксплуатации объекта НВОС для постановки такого объекта на государственный учет. 

- Какая ответственность предусмотрена за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку объекта на учет? 
- Ответственность предусмотрена ст. 8.46. КоАП РФ «Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений». 
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа:
-  на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; 
- на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. 
За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо. 

- Кто и когда определяет категорию объекта НВОС для постановки на учет? 
- Статьей 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что присвоение категории объекту НВОС осуществляется при его постановке на государственный учет на основании Критериев № 2398. 
Согласно п. 2 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ при установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов НВОС к соответствующей категории, учитываются: 
- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); 
- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; 
- классификация промышленных объектов и производств; 
- особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии. 
Таким образом, Критериями № 2398 предусмотрено отнесение объекта НВОС к соответствующей категории, исходя из вида осуществляемой на объекте деятельности (п.п. 1, 2, 4, 6, 8-11 Критериев № 2398), назначения объекта НВОС (п.п. 3, 5 Критериев № 2398), а также уровня фактического негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности на объекте НВОС (п. 7 Критериев № 2398). 
В соответствии с п. 34 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 (далее – Правила № 830), в случае если объект соответствует нескольким критериям отнесения объекта к объектам I, II, III и IV категорий, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категорий, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду. 

- Кто обязан подавать заявку  о постановке объектов на учет?  
- Согласно ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ и Правилам № 830, объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, либо их уполномоченными представителями, действующими на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. 
Уполномоченные представители юридических лиц, выражающие их интересы, могут действовать на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации и подписанной лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица, либо нотариально заверенной копии такой доверенности. 
В соответствии с п.1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. 
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается документ, подписанный квалифицированной электронной подписью. 

- Какие сведения содержатся в заявке?  
- В соответствии с п. 25 Правил № 830, постановка объектов на государственный учет осуществляется на основании заявки юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, содержащей следующие сведения: 
а) наименование объекта; 
б) сведения, указанные в подпунктах «а» - «д», «и» - «л» пункта 14 и пункте 15 Правил № 830; 
в) сведения о массе обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых, размещаемых отходов производства и потребления по каждому виду и классу опасности отходов (при осуществлении на объекте деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления); 
г) реквизиты лицензии на право пользования недрами (при осуществлении на объекте деятельности по пользованию недрами); 
д) сведения о нормативах допустимых выбросов, нормативах допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, нормативах образования отходов производства и потребления и лимитах на их размещение. 
Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждена приказом Минприроды России от 12.08.2022 № 532. 

- В каком случае необходимо актуализировать сведения об объекте? 
- Согласно п. 6 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: 
- о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
-  об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления. 
Требования к ведению государственного реестра объектов НВОС, в том числе к актуализации учетных сведений об объекте НВОС, установлены Правилами № 830 и Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (с 01.09.2022 применяется в части, не противоречащей действующему законодательству) (далее – Административный регламент). 

- Какие документы должны прилагаться к заявлению об актуализации сведений? 
- Для актуализации учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре объектов НВОС, заявитель направляет заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС и документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, в тот уполномоченный орган, в котором указанный объект НВОС поставлен на государственный учет. 
Документами, подтверждающими необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, являются представленные заявителем сведения:  
а) о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, о реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (местонахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; 
б) об изменении места нахождения объекта НВОС; 
в) об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; 
г) об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления. 

- В какой форме подается заявка и каков порядок ее направления?  
- В соответствии с п. 21 Правил № 830, заявку о постановке объекта на государственный учет, заявления, сведения и документы для актуализации учетных сведений об объекте, снятия объекта с государственного учета, корректировки сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте (за исключением юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации:
- посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении;
- в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в сети «Интернет» по адресу: https://lk.rpn.gov.ru. 

- Куда следует направить заявку? 
- Согласно п.п. 7, 8 Федерального закона № 7-ФЗ государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов НВОС и региональных государственных реестров объектов НВОС.
Ведение федерального государственного реестра объектов НВОС, подлежащих в соответствии со ст. 65 Федерального закона № 7-ФЗ федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее – ФГЭН), осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов.
Ведение региональных государственных реестров объектов НВОС, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 
- Какие нарушения и ошибки выявляются в заявках?
- Чаще всего выявляются следующие ошибки:  
- в разделе «Общие сведения об организации» некорректно указывается краткое наименование юридического лица, юридический адрес юридического лица (не соответствуют сведениям ЕГРЮЛ);  
- некорректное указание сведений о фактическом адресе юридического лица – часто отсутствуют «индекс, субъект РФ, название населенного пункта, название улицы, дом (номер)»;  
- не указана дата государственной регистрации юридического лица и (или) неверно указаны иные регистрационные данные, ОКВЭД;  
- отсутствуют подтверждающие     документы, обосновывающие необходимость актуализации; 
- некорректно указан адрес объекта НВОС, места расположения стационарных источников выбросов, сбросов;  
- отсутствуют сведения о технологических процессах, применяемых  технологиях, в результате которых осуществляются выбросы;  
- географические  координаты     отображаются  на  карте-схеме некорректно  (находятся за границами ОНВОС);  
- сведения в разделе 3.2 об источниках сброса заполнены некорректно (отсутствует «галочка» в соответствующем поле);  
- отсутствуют сведения в разделе «категория объекта, уровень и виды надзора»;  
- раздел 5.3 заполнен некорректно (заполняется при наличии объекта размещения отходов);  
- в разделе «Разрешительные документы» указаны документы с истекшим сроком действия;  
- не рассчитана масса парниковых газов; 
- отсутствуют сведения об осуществлении сбросов в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод;  
- отсутствуют акты ликвидации, консервации. 

- Что может послужить отказом в постановке на учет объекта НВОС?  
- Основаниями для отказа юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в постановке объекта на государственный учет являются отсутствие в составе заявки на постановку объекта на государственный учет сведений, указанных в п. 25 Правил № 830, или представление неполных и (или) недостоверных сведений. 

- В какие сроки направляется отказ? 
- Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляют юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в постановке объекта на государственный учет в течение 5 рабочих дней со дня регистрации такой заявки.

- Каков порядок постановки на учет?  
- Основанием для начала административной процедуры является регистрация заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет в территориальном органе Росприроднадзора, уполномоченном органе исполнительной власти в соответствии с п.п. 53-58 Административного регламента. 
Зарегистрированные заявительные документы в течение 1 рабочего дня с даты их регистрации передаются начальнику структурного подразделения, уполномоченного на предоставление государственной услуги (далее — уполномоченное подразделение), для назначения ответственного должностного лица (далее — ответственный специалист) за их рассмотрение. 
Ответственный специалист в течение 3 рабочих дней с даты регистрации заявительных документов проводит проверку соответствия указанных документов требованиям, установленным ст.ст. 65, 69 и 69.2 Закона № 7-ФЗ, Правилами № 830 и Административным регламентом. 

- Сколько времени отводится на постановку на учет объекта? 
- В соответствии с п.п. 32, 35 Правил № 830, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональные государственные реестры либо направляют юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в постановке объекта на государственный учет в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о постановке объекта на учет. 
- Каким документом подтверждается постановка объекта на государственный учет? 
- В соответствии с п.п. 22, 35 Правил № 830, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональные государственные реестры и выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке объекта на государственный учет в форме выписки из государственного реестра, на которую должен быть нанесен двухмерный штриховой код (QR-код), содержащий в кодированном виде адрес страницы в сети «Интернет» с размещенными на ней сведениями о соответствующем объекте. 
 

Все статьи рубрики