Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Владимир Карпов: «Необходимо установить юридическую ответственность за экологические правонарушения»

 
КАРПОВ Владимир Николаевич, руководитель департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл

КАРПОВ Владимир Николаевич
руководитель департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл

Номер журнала: 

Рубрика: 

- Каковы наиболее часто встречающиеся нарушения природоохранного законодательства на территории Марий Эл?

— Наиболее типичные правонарушения, выявляемые Департаментом в процессе надзорной деятельности:

- в области регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения — пользование недрами с нарушением условий пользования, нарушением условий технических проектов, безлицензионное пользование недрами;

- в области обращения с отходами производства и потребления — непроведение инвентаризации отходов, отсутствие учета в области обращения с отходами, отсутствие производственного контроля в области обращения с отходами;
- в области охраны атмосферного воздуха — выбросы вредных  веществ в атмосферный воздух без установленных нормативов предельно допустимых выбросов, отсутствие разрешения на выброс, отсутствие производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, непроведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников; 
- в области использования и охраны водных объектов — загрязнение водосборной площади водного объекта, превышение установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ в водный объект, ограничение свободного доступа к водному объекту;
- в области контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду — нарушение установленных сроков внесения платы.

— Каковы наиболее актуальные проблемы на территории РМЭ, связанные с природоохранным законодательством?

— На текущий период времени можно отметить три актуальные проблемы, находящиеся в компетенции департамента.

Первая — организация добычи и вывоза песка арендатором земельного участка с территории арендуемого участка. Вторая — захламление земель отходами потребления вокруг сельских населенных пунктов, в том числе земель лесного фонда. Проблема имеет комплексный характер и связана, как правило, с недостаточно эффективной работой органов местного самоуправления в части организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов от населения. 

Третья проблема имеет сезонный характер — в летний период регулярно поступают жалобы и обращения граждан по вопросу ограничения свободного доступа к водным объектам общего пользования.

— Если говорить о проблеме пробелов в законодательстве — есть ли у департамента предложения для совершенствования нормативной базы?

— Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного экологического надзора следующие:

1. Наличие на сегодняшний день большого объема нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды порождает трудности правоприменения и приводит к нарушению судами единообразия в толковании и применении норм права. Необходимо упорядочить и привести во взаимное соответствие действующее законодательство. 
2. Нарушения отдельных требований законодательства в области ООС не всегда являются составом административного правонарушения. В целях реализации единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного экологического надзора целесообразно разработать исчерпывающий перечень обязательных требований, предъявляемых законодательством в области охраны окружающей среды, и установить юридическую ответственность за экологические правонарушения. 
3. Статьей 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» за органами исполнительной власти закреплено переданное полномочие по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов РФ.
В целях повышения качества и количества надзорных мероприятий необходимо разработать нормативно-правовой акт, регламентирующий осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе. 
4. В целях исключения неоднозначного толкования судами права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по своему усмотрению осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых необходимо внести корректировку в ст. 19 Закона РФ «О недрах», конкретизирующую понятие использования общераспространенных полезных ископаемых «для своих нужд».
5. Представляется целесообразным восстановление муниципального экологического контроля. 

Все статьи рубрики