Расследование причин аварий на лифтах по новым правилам
Номер журнала:
Рубрика:
Правительство России устранило одну из правовых коллизий в нормативно-правовом регулировании эксплуатации лифтов, подъемных платформ для инвалидов и эскалаторов, которая была особенно критична в связи со страхованием ответственности владельцев ОПО. Появились Правила проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах — лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах). Они утверждены Постановлением Правительства России от 23 августа 2014 года № 848. Отметим, что в настоящее время на рассмотрении в Правительстве находится проект Постановления «О порядке ввода в эксплуатацию и учета лифтов».
Правила устанавливают порядок проведения технического расследования причин аварий, в том числе установление факта аварии и оформление акта технического расследования причин аварии на опасных объектах — лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее — опасные объекты).
Факт аварии устанавливается в ходе проведения технического расследования причин аварии на опасном объекте, результаты которого оформляются актом технического расследования причин аварии на опасном объекте.
Техническое расследование причин аварии на опасном объекте включает в себя установление и документальное фиксирование причин и обстоятельств аварии, определение наличия потерпевших, а также причиненного им вреда в результате аварии, установление лиц, ответственных за причинение потерпевшим вреда, и разработку мероприятий по предупреждению возникновения аварий.
ДЬЯКОВ
Иван Григорьевич,
генеральный директор НП СРО «Межрегиональное объединение лифтовых организаций»Проблемы, существующие в части сдачи лифтов в эксплуатацию.
В период проектирования, монтажа, проведения строительного надзора и сдачи в эксплуатацию за лифтами надзирает Росстандарт. В период эксплуатации — Ростехнадзор. Но период перехода из одного состояния в другое может занимать от одного часа до бесконечности. Можно сдать лифт в недостроенном доме, который могут принять через год, два, десять лет. В это время строительная компания могла возить на нем строительные материалы. К началу эксплуатации от лифта может ничего не остаться. Поэтому очень важно, чтобы Правительством РФ было принято Постановление, регулирующее порядок ввода лифтов в эксплуатацию. При этом хотелось бы, чтобы в этом процессе принимал участие Ростехнадзор. В настоящее время при сдаче лифтов в эксплуатацию не составляется никаких актов.
К материалам технического расследования причин аварии на опасном объекте относится акт технического расследования причин аварии на опасном объекте и прилагаемые к нему документы об обстоятельствах и причинах аварии на опасном объекте, оформленные по результатам проведенного технического расследования причин аварии.
Расследование и учет несчастных случаев, произошедших на опасном объекте с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя, а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. По каждому факту возникновения аварии на опасном объекте осуществляется техническое расследование причин аварии на опасном объекте.
В случае возникновения аварии владелец опасного объекта в течение 24 часов направляет в территориальный орган Ростенадзора по месту нахождения опасного объекта извещение об аварии на опасном объекте в соответствии с формой, утвержденной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Новое: формы извещения об аварии на опасном объекте и формы акта технического расследования причин аварий на лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах
Приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2014 года № 519 утверждены формы извещения об аварии на опасном объекте и формы акта технического расследования причин аварий на опасных объектах — лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах).
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 20 февраля 2015 года (№ 36185). Начало действия документа — с 9 марта 2015 года.
В приложениях к Приказу содержатся:
форма извещения об аварии на опасном объекте (приложение № 1);
форма акта технического расследования причин аварий на опасных объектах (приложение № 2).
При возникновении аварии на опасном объекте владелец опасного объекта принимает меры по сохранению обстановки на месте аварии за исключением случаев, когда необходимо принять неотложные меры по ликвидации аварии на опасном объекте и (или) сохранению жизни и здоровья людей. При невозможности сохранения обстановки на месте аварии владелец опасного объекта до начала проведения работ по ликвидации аварии на опасном объекте и устранению ее последствий в обязательном порядке обеспечивает фото- и (или) видеофиксацию места аварии для дальнейшей передачи материалов фото- и (или) видеофиксации комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном объекте.
В случае аварии на опасном объекте с причинением вреда жизни, здоровью потерпевших территориальный орган Ростехнадзора в течение 24 часов после получения извещения об аварии на опасном объекте от владельца опасного объекта издает приказ о проведении технического расследования причин аварии на опасном объекте и создании комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном объекте, определяет состав указанной комиссии.
В состав комиссии, предусмотренной п. 7 настоящих Правил, включаются представители:
- территориального органа Ростехнадзора;
- органа местного самоуправления, на территории которого располагается опасный объект;
- владельца опасного объекта;
- страховой компании, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта.
Мероприятия, проводимые в ходе технического расследования причин аварии на опасном объекте
- осмотр, фото- и (или) видеофиксация, составление схем и эскизов
места происшествия и протокола осмотра;
- взаимодействие с аварийно-спасательными подразделениями,
опрос очевидцев аварии, потерпевших;
- выяснение обстоятельств, предшествовавших аварии;
- выяснение характера нарушений, связанных с условиями эксплуатации
оборудования опасного объекта;
- проверка соответствия опасного объекта проектным решениям;
- проверка правомерности принятых проектных решений и внесения
в них изменений, а также их выполнение;
- проверка соответствия области применения оборудования
опасного объекта;
- проверка квалификации работников, обслуживающих опасный объект;
- проверка наличия договора страхования;
- проверка наличия технической и разрешительной документации;
- определение допущенных нарушений требований нормативных документов, установленных норм и правил эксплуатации опасного объекта;
- подготовка предложений о мерах по устранению причин аварии,
предупреждению возникновения подобных аварий;
- определение размера причиненного вреда.
Если страховая компания находится в состоянии банкротства, отсутствует договор страхования или существуют иные причины, вместо ее представителя в состав Комиссии приглашается представитель профессионального объединения страховщиков.
Председателем указанной комиссии назначается должностное лицо территориального органа Ростехнадзора.
В случае аварии на опасном объекте с причинением вреда только имуществу потерпевших техническое расследование причин аварии на опасном объекте производится владельцем опасного объекта. Владелец опасного объекта в течение 24 часов принимает решение о проведении технического расследования причин аварии на опасном объекте и создании комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном объекте и определяет состав указанной комиссии.
В этом случае в состав комиссии включаются представители:
- владельца опасного объекта;
- органа местного самоуправления, на территории которого располагается опасный объект;
- страховщика.
Председателем указанной комиссии назначается представитель владельца опасного объекта.
На основании решений комиссий председатели комиссий вправе привлечь к проведению технического расследования причин аварии на опасном объекте специалистов, обладающих специальными знаниями, для установления причин и обстоятельств аварии, если такие причины не могут быть установлены без их участия. Заключения, выданные этими специалистами, являются неотъемлемой частью акта технического расследования причин аварии на опасном объекте. Важно отметить, что к проведению технического расследования причин аварии на опасном объекте запрещается привлекать специалистов, состоящих в трудовых отношениях с владельцем опасного объекта, на котором произошла авария.
Техническое расследование причин аварии на опасном объекте проводится в течение 15 рабочих дней со дня издания приказа (принятия решения) о создании комиссии.
В зависимости от характера аварии на опасном объекте, необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз, получения медицинских и иных документов и заключений, а также при возникновении обстоятельств, объективно препятствующих завершению технического расследования причин аварии на опасном объекте в установленные сроки, по решению председателя комиссии срок расследования может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.
В ходе технического расследования причин аварии на опасном объекте комиссии осуществляют следующие мероприятия:
- осмотр, фото- и (или) видеофиксация, составление схем и эскизов места происшествия и протокола осмотра;
- взаимодействие с аварийно-спасательными подразделениями, опрос очевидцев аварии, потерпевших, их доверенных лиц и членов семей, должностных лиц владельца опасного объекта и получение от них письменных объяснений;
- выяснение обстоятельств, предшествовавших аварии;
- выяснение характера нарушений, связанных с условиями эксплуатации оборудования опасного объекта;
- проверка соответствия опасного объекта проектным решениям;
- проверка правомерности принятых проектных решений и внесения в них изменений, а также их выполнение;
- проверка соответствия области применения оборудования опасного объекта;
- проверка квалификации работников, обслуживающих опасный объект;
- проверка наличия договора страхования;
- проверка наличия технической и разрешительной документации;
- определение допущенных нарушений требований нормативных документов, установленных норм и правил эксплуатации опасного объекта, а также технических регламентов и лиц, ответственных за причинение потерпевшим вреда;
- подготовка предложений о мерах по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;
- определение размера причиненного вреда.
Результаты технического расследования причин аварии на опасном объекте комиссии оформляют актом технического расследования причин аварии на опасном объекте в соответствии с формой, утвержденной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, содержащим следующую информацию:
- сведения о владельце опасного объекта;
- характеристики опасного объекта и места аварии, состояние и режим работы опасного объекта до возникновения аварии и во время аварии;
- сведения о квалификации работников, обслуживающих опасный объект;
- причины возникновения аварии и ее развития;
- выявленные в ходе технического расследования причин аварии на опасном объекте нарушения требований нормативных документов, установленных норм и правил эксплуатации опасного объекта, а также технических регламентов;
- перечень и описание повреждений оборудования опасного объекта и сведения о потерпевших;
- выявленные в ходе технического расследования причин аварии на опасном объекте недостатки эксплуатации, проекта, конструкции, изготовления и монтажа оборудования, явившиеся предпосылками аварии или затруднившие ее ликвидацию;
- перечень мероприятий по устранению причин аварии и предупреждению возникновения аварий на опасном объекте;
- перечень лиц, ответственных за причиненный потерпевшим вред.
Акт технического расследования причин аварии на опасном объекте подписывается всеми членами комиссии с указанием даты подписания. Члены комиссии, не согласные с выводами, изложенными в нем, подписывают акт технического расследования причин аварии на опасном объекте с изложением своего аргументированного особого мнения, которое прилагается к указанному акту.
Перечень материалов технического расследования причин аварии на опасном объекте определяется председателями комиссий в зависимости от характера и обстоятельств аварии на опасном объекте. К акту технического расследования причин аварии на опасном объекте прилагается опись материалов, оформленных по результатам проведенного технического расследования причин аварии на опасном объекте.
Председатели комиссий в течение трех дней после подписания акта технического расследования причин аварии на опасном объекте направляют заверенную его копию в адрес Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, каждому члену комиссии, а также в адрес потерпевших или их законных представителей.
При возникновении вновь открывшихся обстоятельств либо на основании жалобы, заявления или иного обращения о несогласии с выводами комиссии, а также при поступлении информации, свидетельствующей о нарушении установленного порядка технического расследования причин аварии на опасном объекте, проводится дополнительное техническое расследование причин аварии на опасном объекте в порядке, предусмотренном для проведения технического расследования причин аварии.
Правила утверждены в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». При этом Ростехнадзору предписано в трехмесячный срок разработать и утвердить:
- форму извещения об аварии на опасном объекте;
- форму акта технического расследования причин аварий на опасных объектах.