Промышленная и энергетическая безопасность − совместная работа Ростехнадзора, органов власти и бизнеса
ГИМАДИЕВ Алмаз Тагирович
и. о. руководителя Приволжского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
В мероприятии участвовало более 200 человек: руководители и ведущие специалисты поднадзорных предприятий, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Татарстан, Республики Марий Эл, Чувашской Республики. Совещание транслировалось в прямом эфире.
С основным докладом по проблемным вопросам соблюдения обязательных требований выступил и.о. руководителя Приволжского управления Ростехнадзора А.Т. Гимадиев. Он рассказал об обеспечении промышленной и энергетической безопасности на подконтрольных Приволжскому управлению Ростехнадзора предприятиях и организациях.
Сравнительный анализ
Приволжским управлением Ростехнадзора в области промышленной и энергетической безопасности в 2016 г. было проведено 11 492 проверок. За девять месяцев 2017 г. — 8677 проверок. В 2016 г. было выявлено 45 732 нарушений. За III квартала 2017 года — 48 427. Это реальная профилактическая работа, проведенная управлением по предотвращению потенциальных аварий и одновременно бесплатный аудит и даже повышение квалификации для служб производственного контроля проверенных предприятий и организаций. Кроме того, в 2016 г. было предотвращено 73 потенциально возможных аварий, а за девять месяцев 2017 г. — 94. На аварийности и несчастных случаях это сказалось следующим образом: за 2016 г. на поднадзорных управлению предприятиях произошло 17 аварий и 16 несчастных случаев, в том числе девять смертельных. За девять месяцев 2017 г. их было соответственно 10, 10 и 7. Снижение есть, но по мнению А.Т. Гимадиева оно незначительное.
Типовые нарушения
Алмаз Тагирович перечислил и охарактеризовал каждое из типовых нарушений, выявляемых инспекторами управления в ходе плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, наличие которых самым серьезным образом отражаются на безопасности предприятий:
- нарушения лицензионных требований и условий;
- ненадлежащее осуществление производственного контроля;
- отсутствие экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, эксплуатируемых в составе объектов;
- несвоевременное проведение технического обслуживания, ремонтов, диагностики оборудования в составе объектов;
- отсутствие проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, ликвидацию, консервацию опасных производственных объектов;
- отклонения от проектной документации при строительстве и эксплуатации объектов;
- неготовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий;
- нарушение ведения технологических процессов на объектах;
- нарушения требований к аттестации персонала и требований по допуску работников к эксплуатации объектов;
- несоответствие оборудования, технических устройств и сооружений, эксплуатируемых в составе объектов, обязательным требованиям;
- нарушения в оформлении эксплуатационной документации.
Риск-ориентированный подход
Одним из важных направлений работы Приволжского управления Ростехнадзора является введение риск-ориентированного подхода. Его применение позволяет принять превентивные меры по предотвращению аварийных ситуаций. Законодатель последовательно вносит изменения в действующее законодательство, снижая частоту проверок, в том числе на ОПО. Делается это, с одной стороны, чтобы снизить административную нагрузку на производителей, с другой — переложить на него основную ответственность за обеспечение соблюдения требований промышленной и энергетической безопасности. А решить эту задачу предприятия смогут только при эффективном производственном контроле, и в этом вопросе, как отметил А.Т. Гимадиев, практически всем участникам мероприятия предстоит большая работа.
Также он напомнил, что с 01.01.2018 г. начинают действовать новые требования к идентификации опасных производственных объектов и к их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495.
В заключение А.Т. Гимадиев сказал, что положительные результаты совместной работы позитивно сказываются на экономических показателях развития трех республик.
Присутствующие на мероприятии имели возможность поделиться опытом в области промышленной безопасности. Кроме того, в ходе публичного обсуждения были заданы вопросы по правоприменительной практике Ростехнадзора.
Обратная связь
В 2017 г. Приволжским управлением Ростехнадзора было проведено три публичных слушания в каждой из трех республик, расположенных в зоне работы управления. Тем самым у предпринимателей была возможность задать волнующие их вопросы и получить ответы из «первых рук». Полезны ли такие встречи надзорного органа, представителей бизнеса и власти?
До начала публичного мероприятия совместно с приглашениями участникам были разосланы анкеты для опроса с целью оценки деятельности Приволжского управления Рос-
технадзора и получения замечаний и предложений по основным направлениям деятельности. При анализе содержания поступивших анкет установлено, что в целом контрольно-надзорная деятельность Приволжского управления Ростехнадзора воспринимается предпринимательским сообществом позитивно.
Субъектами предпринимательства приветствуется освобождение малого бизнеса от плановых проверок и подготовка ежегодных планов проверок с учетом применения риск-ориентированного подхода и надзорных каникул.
Большинством опрошенных отмечено, что проведение плановых и внеплановых проверок осуществляется в соответствии с законодательными требованиями, исчисление сроков проведения проверок соблюдается. Проверки проводятся объективно, оформление результатов проверок и контроль исполнения выявленных нарушений осуществляется в установленные сроки.
В ходе проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Приволжского управления Ростехнадзора участниками мероприятия заполнено 158 анкет.
В анкетах были отражены следующие пожелания по совершенствованию организации и проведения подобных мероприятий:
- больше внимания уделять вопросам, связанным с нововведениями в области действующего законодательства;
- включать в программу обсуждение вопросов по проектам готовящихся нормативно-правовых актов;
- увеличить продолжительность обсуждений конкретных вопросов, предусмотреть наличие раздаточного материала с информацией по тематике совещания.
По результатам этого анкетирования проведенное мероприятие оценено на 4,5 балла.